Если в интернете задать в поисковике вопрос про уважительные причины пропуска занятий студентами, то первый десять позиций будут занимать статьи, посвященные советам из серии: что такого сказать (придумать), чтобы #преподаватель посчитал причину пропуска занятий #уважительной. А дальше все зависит от фантазий автора статьи: от банального «живот болит» до вполне изощренного «ходил на сдачу донорской крови». Любой преподаватель, проработавший хотя бы год в высшей школе, поверьте, приведет Вам миллион таких причин. И котов у меня студенты спасали с деревьев, и жена по дороге в институт рожать надумала, и даже молния ударила в непосредственной близости, что повлекло громадный стресс, который нужно было срочно снять (видимо, в соседнем баре)…. И, кстати, я совершенно допускаю, что некоторые из них были абсолютно правдивы.
Сначала было смешно, а потом я поняла, что с этим нужно что-то делать. Фантазии студентов и нашей Вселенной безграничны. И вот же много лет я решаю эту проблему кардинальным образом. Когда я прихожу к студентам на первое занятие, то озвучиваю «правила игры», по которым мы с ними будем сосуществовать. Среди первых пунктов таких правил присутствует следующий тезис:
Причина пропуска занятий не имеет значения. Уважительность пропуска для меня безразлична. Пропуск - это в любом случае «неявка», с которой нужно что-то делать. Лучше - пересдать, чтобы не получить дополнительный вопрос на экзамене.
И всегда поясняю это следующим образом. Мне, как преподавателю, неважно, почему #студент пропустил мою пару: Вас, действительно, сосед залил, или у Вас просто плохое настроение и не хочется никого видеть, или вчера была очень бурная ночь…. С точки зрения учебного процесса и изучаемой дисциплины – это #пропуск, который означает недополученные знания на лекции или невозможность оценить уровень подготовки студента на семинарском занятии.
Я всем даю шанс эти пропуски «отработать» («закрыть»), НО если пропусков в течение семестра более, чем два, то ни о каком «автомате» речь быть не может. Каждый неотработанный пропуск – это дополнительный вопрос на итоговом экзамене.
Мой опыт показал эффективность такого подхода. Количество пропусков сократилось в несколько раз. Студенты точно знают, что парочку раз за семестр можно просто не прийти (и не надо ничего придумывать), но лучше не злоупотреблять, потому что вдруг, правда, заболеешь…
Я в свое время читала, что в американских высших учебных заведениях примерно такой же подход к пропускам. Каждое занятие (вид работы) дает определенный балл, и если ты его пропустил (не выполнил), то эти баллы просто не будут выставлены. И никому совершенно не интересно по какой причине это произошло.
Всегда хотела узнать, считают ли студенты такой подход справедливым? Мои, как Вы понимаете, мне особо об этом не говорят. Дисциплина есть дисциплина.
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.