Найти в Дзене
Navygaming Channel

Знакомьтесь: "Честер", просто "Честер", скаут "Честер"

Статья w3rw01f из архива Navygaming, №3(7)/2014

Американскому кораблестроению в начале XX века была глубоко чужда косность и традиционность мышления. Напротив, технические новинки того времени – как зарубежные, так и собственного изобретения, активно применялись американцами на строящихся кораблях. Были среди этих рискованных экспериментов и удачные (линейно-возвышенное расположение башен на «Мичигане»), и явно неудачные (двухъярусные башни «Кирсарджа» и «Джорджии», «шуховские мачты»).

Башни броненосца "Джорджия" сложно не узнать
Башни броненосца "Джорджия" сложно не узнать

Какие то технические новинки американцы "творили" самостоятельно, опыт использования других "посматривали" у партнеров. Например, в отношении такой технической новинки, как паровая турбина в качестве главного двигателя боевого корабля, американцы решили следовать британскому примеру: построить экспериментальную серию однотипных кораблей с разными двигателями. Трудно сказать, почему в качестве экспериментального типа кораблей были выбраны именно крейсеры и именно скаутского типа. Тем более американский флот в первом десятилетии ХХ не мог похвастаться богатым опытом строительства современных крейсеров.

Легкий крейсер "Честер"
Легкий крейсер "Честер"

Подкласс малых крейсеров/скаутов возник в Британии в начале ХХ века и предназначался для ближней разведки при эскадре, а также лидирования крупных эскадренных миноносцев в открытом море. Крейсера-скауты, которые предназначались для действий в прибрежных морях, имели скромные размеры, незначительную дальность плавания. Думаю, не будет преувеличением считать эти корабли одними из первых представителей крейсерского класса, в чьи задачи не входило собственно крейсирование.

В концепцию развития крейсеростроения в США начала ХХ века крейсеры-скауты не вписываются совершенно, поэтому, скорее всего, причиной постройки трех новых кораблей было банальное копирование британского опыта – англичане проводили аналогичный эксперимент с крейсерами типа «Аметист», американцы решили провести его же с новомодными скаутами.

Британский крейсер "Адвенчер"
Британский крейсер "Адвенчер"
По другим данным формальными предшественниками крейсеров типа "Честер" являлись британские крейсера типа "Адвенчер" и русский бронепалубный крейсер 2-го ранга "Новик".

Проект «Честера» разрабатывался с нуля, он не имел какого-то выраженного прототипа ни в американском, ни в других флотах и представляет собой типично американский подход к концепции крейсера-скаута. Водоизмещение «Честера» было заметно больше, чем у британских скаутов первой генерации: 4700 тонн против 2860 тонн. Увеличение водоизмещения обусловлено тем, что даже на таких небольших кораблях американцы попытались сохранить основные черты своих крейсеров: большую высоту надводного борта, обеспечивающего хорошую мореходность, и прочный корпус. Соотношение ширины к длине как 1:9 было характерным для скоростных крейсеров, для сравнения, у первых британских скаутов – 1:9,7; в то время как у американского «Сент-Луиса» - 1:6,4. Положительной особенностью «Честера» стал небольшой броневой пояс толщиной 51 мм. Этот пояс прикрывал менее половины длины корпуса на протяжении котельных и турбинных отделений. Он начинался от первой дымовой трубы и заканчивался за грот-мачтой.

Крейсер CL-1 "Честер"
Крейсер CL-1 "Честер"

Высота пояса также была невелика, однако даже такая защита смотрелась выгодно в сравнении с практически небронированными скаутами других стран. Броневая защита дополнялась 25-мм броневой палубой и щитами орудий главного калибра.

Исходя из "задумки на всех трех кораблях серии двигатели оказались разными. В справочнике «ВМС США и стран Латинской Америки 1914-1918» (Морская коллекция № 5/1996 год) под редакцией С.А. Балакина приводится ошибочная информация о том, что «Честер» и «Бирмингем» стали первыми турбинными кораблями американского флота (соответственно 4 и 2 ПТ), а «Салем» имел 2 ПМ». В действительности, корабли имели следующие силовые установки: «Честер» - четырехвальная установка из турбин «Парсонс» с 16 котлами «Фор Ривер» мощностью 16 000 л.с.; «Сэлем» - двухвальная установка из турбин «Кертис» также с 16 котлами «Фор Ривер» мощностью 16 000 л.с.; «Бирмингем» - двухвальная установка из четырехцилиндровых паровых машин с 10 котлами «B&W» мощностью 15530 л.с.

Питание котлов всех трех крейсеров было угольным, нормальный запас угля составил 475 тонн, полный - 1400 тонн. Эти данные приведены во всех англоязычных источниках, а также в «Report of board on comparative trials of the scout cruisers Birmingham, Salem, Chester, December 22, 1909», что позволяет считать их достоверными. Дымоотведение осуществлялось через четыре дымовые трубы. Носовая и кормовая были меньше по размеру и круглые в сечении, а две средних – овальные, через них вентилировалось по одному дополнительному котлу.

Схема размещения проектного вооружения крейсера
Схема размещения проектного вооружения крейсера

Артиллерийское вооружение на момент включения в состав флота у крейсеров типа «Честер» было крайне слабым. Оно состояло всего из двух 127-мм орудий, шести 76-мм и двух подводных торпедных аппаратов калибра 533 мм. Между 1917 и 1918 годами «Честер» прошел перевооружение. Оба 127/50 и четыре 76/50 орудия были сняты и заменены на четыре 127/51 орудия в палубных установках – по одному в носу и корме, еще два – побортно между первой и второй дымовой трубами. Также вооружение корабля дополнило одно зенитное орудие 76/50 Mark 10.

«Честер» был заложен на верфи «Бат Айрон Уоркс» в городке Бат штата Мэн на северо-восточном побережье США 25 сентября 1905 года. «Крестной матерью» крейсера стала мисс D.W. Sproul. 26 июня 1907 года «Честер» был спущен на воду и 25 апреля 1908 года вступил в строй. Первым командиром стал капитан Уилсон. Любопытно, что «Честер» считается головным кораблем серии, именно он по классификации 1907 года получил бортовой номер CS-1, а с июля 1920 года - CL-1. Между тем, по времени закладки он был последним («Бирмингем» заложен на верфи Фор-Ривер 14 августа 1905 года, «Сэлем» там же 28 августа 1905 года), по времени спуска стал вторым («Бирмингем» - 29 мая 1907 года, «Сэлем» - 27 июля 1907 года), по времени вступления в строй – также вторым («Бирмингем» - 11 апреля 1908 года, «Сэлем» - 1 августа 1908 года). Очевидно, статус головного был вручен лучшему кораблю серии по результатам испытаний главных двигателей.

Схема внешнего вида крейсера "Честер"
Схема внешнего вида крейсера "Честер"
В ходе испытаний "Честер" доказал преимущество использования паровых турбин на кораблях данного типа, развив скорость 26,5 узла.
Для сравнения ходовых качеств трех крейсеров утром 2 апреля 1908 года в порту Ньюпорт стартовала суточная гонка, в ходе которой было необходимо показать максимально возможную скорость на протяжении 4 часов. Крейсер "Бирмингем" развил лишь 24,33 узла, после чего его правая машина вышла из строя. Несмотря на повышенный расход угля, крейсер "Салем" показал 25,95 узла, в то время как ставший победителем "Честер" смог развить 26,52 узла.

Для справки: Стоимость постройки «Честера» составила 325000 фунтов стерлингов или 1576250 долларов США в ценах 1910 года без учета стоимости вооружения.

Служба «Честера» не изобиловала яркими событиями. Крейсер использовался в учебных целях на Атлантике и в Карибском море. Участвовал в смотрах флота в феврале 1909, октябре 1912 и мае 1915 года. Выполнил ряд дипломатических миссий: совершил тур по Северной Африке в 1909 году, принял участие в праздновании 300-летия основания Буэнос-Айреса, представлял интересов Штатов в Карибском бассейне – в Санто-Доминго, Гаити, совершил визиты в Триест и Триполи. После нахождения в резерве (с 15 декабря 1911 года по 5 ноября 1913 года) «Честер» действовал в Мексиканском заливе, защищая американских граждан и собственность во время революции в Мексике.

С началом Первой мировой в Европе служба крейсера не слишком изменилась. Летом 1914 года «Честер» возвратился в Бостон и с 12 декабря 1914 года по 4 апреля 1915 года снова находился в резерве. Во второй половине 1915 – первой половине 1916 года «Честер» был откомандирован на Средиземноморье, а затем в Либерию. С 10 мая 1916 года по 24 марта 1917 года – в резерве. То есть в годы, когда в морях окружающих Европу шли ожесточенные бои, американцы могли себе позволить вывести крейсера в резерв!

После вывода из резерва и до 23 августа 1917 года патрулировал Восточное побережье США, затем перешел в Гибралтар и конвоировал суда на маршруте Гибралтар - Плимут. 5 сентября 1918 года «Честер» предпринял неудачную попытку тарана германской подводной лодки, однако та ушла на экстренное погружение, и американский крейсер прошел над ней, потеряв контакт. Этот факт стал единственной "боевой операцией" корабля.

«Честер», 25 апреля 1908 года
«Честер», 25 апреля 1908 года

После окончания боевых действий «Честер» инспектировал германские порты, перевозил американские войска для участия в интервенции на севере России. 26 апреля 1919 года «Честер» принял на свой борт во французском Бресте американских ветеранов войны в Европе и 7 мая доставил их в Нью-Йорк. 28 мая 1919 года он ушел в Бостон, где и был разукомплектован 10 июня 1921 года. В 1920 году переклассифицирован из «крейсера-скаута» (CS) в «легкий крейсер» (CL) с сохранением бортового номера 1.

Крейсер "Честер" в Бостоне
Крейсер "Честер" в Бостоне

С 1927 года на отстое в Филадельфии, с 10 июля 1928 года переименован в «Йорк», продан на слом 13 мая 1930 года.

Кстати, на скриншотах из игры World of Warships крейсер "Честер" выглядит довольно красиво:

Официальный скриншот из игры World of Warships
Официальный скриншот из игры World of Warships

Статья w3rw01f из архива Navygaming, №3(7)/2014.

Источники: Справочник «ВМС США и стран Латинской Америки 1914-1918»/Морская коллекция № 5/1996., под редакцией С.А. Балакина; «ВМС Великобритании 1914-1918» (Морская коллекция № 4/1995)., под редакцией С.А. Балакина; Каторин, Ю.Ф. Крейсеры. Часть I / Ю.Ф.Каторин.- СПб.: Галея-Принт, 2008.- 128 с.; Кофман В.Л. ВМС США и стран Латинской Америки 1914- 1918. Справочник по корабельному составу / В. Л. Кофман //- Морская коллекция, № 5 (11)- 1996. - 32 с.; Ненахов, Ю.Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910/ Ю.Ю.Ненахов.- М.:АСТ, Мн.:Харвест, 2006. – 464 с.; Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1906—1921. -London: Conway Maritime Press; материалы сети интернет.

Интересно, а кто нибудь из вас, уважаемые читатели, играл на этом корабле в игре? И как вы его оценили? Поделитесь впечатлениями, хотя реакция и оценка игрового корабля вполне очевидна...

Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много новинок.