Статья w3rw01f из архива Navygaming, №3(7)/2014
Американскому кораблестроению в начале XX века была глубоко чужда косность и традиционность мышления. Напротив, технические новинки того времени – как зарубежные, так и собственного изобретения, активно применялись американцами на строящихся кораблях. Были среди этих рискованных экспериментов и удачные (линейно-возвышенное расположение башен на «Мичигане»), и явно неудачные (двухъярусные башни «Кирсарджа» и «Джорджии», «шуховские мачты»).
Какие то технические новинки американцы "творили" самостоятельно, опыт использования других "посматривали" у партнеров. Например, в отношении такой технической новинки, как паровая турбина в качестве главного двигателя боевого корабля, американцы решили следовать британскому примеру: построить экспериментальную серию однотипных кораблей с разными двигателями. Трудно сказать, почему в качестве экспериментального типа кораблей были выбраны именно крейсеры и именно скаутского типа. Тем более американский флот в первом десятилетии ХХ не мог похвастаться богатым опытом строительства современных крейсеров.
Подкласс малых крейсеров/скаутов возник в Британии в начале ХХ века и предназначался для ближней разведки при эскадре, а также лидирования крупных эскадренных миноносцев в открытом море. Крейсера-скауты, которые предназначались для действий в прибрежных морях, имели скромные размеры, незначительную дальность плавания. Думаю, не будет преувеличением считать эти корабли одними из первых представителей крейсерского класса, в чьи задачи не входило собственно крейсирование.
В концепцию развития крейсеростроения в США начала ХХ века крейсеры-скауты не вписываются совершенно, поэтому, скорее всего, причиной постройки трех новых кораблей было банальное копирование британского опыта – англичане проводили аналогичный эксперимент с крейсерами типа «Аметист», американцы решили провести его же с новомодными скаутами.
По другим данным формальными предшественниками крейсеров типа "Честер" являлись британские крейсера типа "Адвенчер" и русский бронепалубный крейсер 2-го ранга "Новик".
Проект «Честера» разрабатывался с нуля, он не имел какого-то выраженного прототипа ни в американском, ни в других флотах и представляет собой типично американский подход к концепции крейсера-скаута. Водоизмещение «Честера» было заметно больше, чем у британских скаутов первой генерации: 4700 тонн против 2860 тонн. Увеличение водоизмещения обусловлено тем, что даже на таких небольших кораблях американцы попытались сохранить основные черты своих крейсеров: большую высоту надводного борта, обеспечивающего хорошую мореходность, и прочный корпус. Соотношение ширины к длине как 1:9 было характерным для скоростных крейсеров, для сравнения, у первых британских скаутов – 1:9,7; в то время как у американского «Сент-Луиса» - 1:6,4. Положительной особенностью «Честера» стал небольшой броневой пояс толщиной 51 мм. Этот пояс прикрывал менее половины длины корпуса на протяжении котельных и турбинных отделений. Он начинался от первой дымовой трубы и заканчивался за грот-мачтой.
Высота пояса также была невелика, однако даже такая защита смотрелась выгодно в сравнении с практически небронированными скаутами других стран. Броневая защита дополнялась 25-мм броневой палубой и щитами орудий главного калибра.
Исходя из "задумки на всех трех кораблях серии двигатели оказались разными. В справочнике «ВМС США и стран Латинской Америки 1914-1918» (Морская коллекция № 5/1996 год) под редакцией С.А. Балакина приводится ошибочная информация о том, что «Честер» и «Бирмингем» стали первыми турбинными кораблями американского флота (соответственно 4 и 2 ПТ), а «Салем» имел 2 ПМ». В действительности, корабли имели следующие силовые установки: «Честер» - четырехвальная установка из турбин «Парсонс» с 16 котлами «Фор Ривер» мощностью 16 000 л.с.; «Сэлем» - двухвальная установка из турбин «Кертис» также с 16 котлами «Фор Ривер» мощностью 16 000 л.с.; «Бирмингем» - двухвальная установка из четырехцилиндровых паровых машин с 10 котлами «B&W» мощностью 15530 л.с.
Питание котлов всех трех крейсеров было угольным, нормальный запас угля составил 475 тонн, полный - 1400 тонн. Эти данные приведены во всех англоязычных источниках, а также в «Report of board on comparative trials of the scout cruisers Birmingham, Salem, Chester, December 22, 1909», что позволяет считать их достоверными. Дымоотведение осуществлялось через четыре дымовые трубы. Носовая и кормовая были меньше по размеру и круглые в сечении, а две средних – овальные, через них вентилировалось по одному дополнительному котлу.
Артиллерийское вооружение на момент включения в состав флота у крейсеров типа «Честер» было крайне слабым. Оно состояло всего из двух 127-мм орудий, шести 76-мм и двух подводных торпедных аппаратов калибра 533 мм. Между 1917 и 1918 годами «Честер» прошел перевооружение. Оба 127/50 и четыре 76/50 орудия были сняты и заменены на четыре 127/51 орудия в палубных установках – по одному в носу и корме, еще два – побортно между первой и второй дымовой трубами. Также вооружение корабля дополнило одно зенитное орудие 76/50 Mark 10.
«Честер» был заложен на верфи «Бат Айрон Уоркс» в городке Бат штата Мэн на северо-восточном побережье США 25 сентября 1905 года. «Крестной матерью» крейсера стала мисс D.W. Sproul. 26 июня 1907 года «Честер» был спущен на воду и 25 апреля 1908 года вступил в строй. Первым командиром стал капитан Уилсон. Любопытно, что «Честер» считается головным кораблем серии, именно он по классификации 1907 года получил бортовой номер CS-1, а с июля 1920 года - CL-1. Между тем, по времени закладки он был последним («Бирмингем» заложен на верфи Фор-Ривер 14 августа 1905 года, «Сэлем» там же 28 августа 1905 года), по времени спуска стал вторым («Бирмингем» - 29 мая 1907 года, «Сэлем» - 27 июля 1907 года), по времени вступления в строй – также вторым («Бирмингем» - 11 апреля 1908 года, «Сэлем» - 1 августа 1908 года). Очевидно, статус головного был вручен лучшему кораблю серии по результатам испытаний главных двигателей.
В ходе испытаний "Честер" доказал преимущество использования паровых турбин на кораблях данного типа, развив скорость 26,5 узла.
Для сравнения ходовых качеств трех крейсеров утром 2 апреля 1908 года в порту Ньюпорт стартовала суточная гонка, в ходе которой было необходимо показать максимально возможную скорость на протяжении 4 часов. Крейсер "Бирмингем" развил лишь 24,33 узла, после чего его правая машина вышла из строя. Несмотря на повышенный расход угля, крейсер "Салем" показал 25,95 узла, в то время как ставший победителем "Честер" смог развить 26,52 узла.
Для справки: Стоимость постройки «Честера» составила 325000 фунтов стерлингов или 1576250 долларов США в ценах 1910 года без учета стоимости вооружения.
Служба «Честера» не изобиловала яркими событиями. Крейсер использовался в учебных целях на Атлантике и в Карибском море. Участвовал в смотрах флота в феврале 1909, октябре 1912 и мае 1915 года. Выполнил ряд дипломатических миссий: совершил тур по Северной Африке в 1909 году, принял участие в праздновании 300-летия основания Буэнос-Айреса, представлял интересов Штатов в Карибском бассейне – в Санто-Доминго, Гаити, совершил визиты в Триест и Триполи. После нахождения в резерве (с 15 декабря 1911 года по 5 ноября 1913 года) «Честер» действовал в Мексиканском заливе, защищая американских граждан и собственность во время революции в Мексике.
С началом Первой мировой в Европе служба крейсера не слишком изменилась. Летом 1914 года «Честер» возвратился в Бостон и с 12 декабря 1914 года по 4 апреля 1915 года снова находился в резерве. Во второй половине 1915 – первой половине 1916 года «Честер» был откомандирован на Средиземноморье, а затем в Либерию. С 10 мая 1916 года по 24 марта 1917 года – в резерве. То есть в годы, когда в морях окружающих Европу шли ожесточенные бои, американцы могли себе позволить вывести крейсера в резерв!
После вывода из резерва и до 23 августа 1917 года патрулировал Восточное побережье США, затем перешел в Гибралтар и конвоировал суда на маршруте Гибралтар - Плимут. 5 сентября 1918 года «Честер» предпринял неудачную попытку тарана германской подводной лодки, однако та ушла на экстренное погружение, и американский крейсер прошел над ней, потеряв контакт. Этот факт стал единственной "боевой операцией" корабля.
После окончания боевых действий «Честер» инспектировал германские порты, перевозил американские войска для участия в интервенции на севере России. 26 апреля 1919 года «Честер» принял на свой борт во французском Бресте американских ветеранов войны в Европе и 7 мая доставил их в Нью-Йорк. 28 мая 1919 года он ушел в Бостон, где и был разукомплектован 10 июня 1921 года. В 1920 году переклассифицирован из «крейсера-скаута» (CS) в «легкий крейсер» (CL) с сохранением бортового номера 1.
С 1927 года на отстое в Филадельфии, с 10 июля 1928 года переименован в «Йорк», продан на слом 13 мая 1930 года.
Кстати, на скриншотах из игры World of Warships крейсер "Честер" выглядит довольно красиво:
Статья w3rw01f из архива Navygaming, №3(7)/2014.
Источники: Справочник «ВМС США и стран Латинской Америки 1914-1918»/Морская коллекция № 5/1996., под редакцией С.А. Балакина; «ВМС Великобритании 1914-1918» (Морская коллекция № 4/1995)., под редакцией С.А. Балакина; Каторин, Ю.Ф. Крейсеры. Часть I / Ю.Ф.Каторин.- СПб.: Галея-Принт, 2008.- 128 с.; Кофман В.Л. ВМС США и стран Латинской Америки 1914- 1918. Справочник по корабельному составу / В. Л. Кофман //- Морская коллекция, № 5 (11)- 1996. - 32 с.; Ненахов, Ю.Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910/ Ю.Ю.Ненахов.- М.:АСТ, Мн.:Харвест, 2006. – 464 с.; Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1906—1921. -London: Conway Maritime Press; материалы сети интернет.
Интересно, а кто нибудь из вас, уважаемые читатели, играл на этом корабле в игре? И как вы его оценили? Поделитесь впечатлениями, хотя реакция и оценка игрового корабля вполне очевидна...
Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много новинок.