Найти тему

Драматург, писатель и поэт Ольга Зверлина

Сегодня должно было исполниться 65 лет Ольге Зверлиной. Зашла во вк, чтобы написать ей поздравление, а верхним постом висит запись, что она умерла 24 сентября.

Последнее время я думала об Оле и собиралась написать про неё эту статью - к юбилею. И вот пишу, но, увы, лишь некролог. Я привыкла читать её, специально заходила в сеть, чтобы почитать как у неё дела. Но осенью 2020 года Оля написала, что уходит из сети. Я тогда решила, что наверное у неё плохо с глазами. Теперь я понимаю, что она тяжело заболела, но ни словом не обмолвилась в соцсетях.

С Олей я познакомилась заочно в 2007 году. Я вошла в финал ДЛ, но мою пьесу не напечатали в сборнике, а Олину напечатали.

И на объявлении победителей в театре я купила сборник 2007 и ещё за 2006 год там продавались сборники пьес.

-2

Оля тогда вовсю и давно писала, а я только начинала. И сначала я прочитала Олину пьесу из сборника-2006 "И только имя в застывшем воздухе" и её маленькую биографию; эта же пьеса была напечатана в журнале "Современная драматургия". Причём Оля просто билась с главредом, доказывая, что могло, а что не могло быть в Блокадном Ленинграде. Вообще тема блокады, такая болезненная для всех ленинградцев, красной нитью проходила по Олиным воспоминаниям.

В 2007 году Оля вошла в финал ДЛ с пьесой "На музыку тишины". Помню, читая её био я подумала тогда: как здорово, художник-кукольник, это же прям мечта какая-то, а не драматург. Тогда же вышла статья в Литературке об этом сборнике и журналист писал что-то вроде: мол, кто теперь пишет пьесы? и перечислял с тоном презрения профессии финалистов, и в том числе и "художник-кукольник". Я ещё тогда подумала: а кем же должен быть драматург? Ведь писательство, в том числе драма - это же дар, а не корочка. Чем больше у писателя жизненного опыта, тем лучше же. Но потом я поняла: главред этой газеты вошёл только в лонг, в финал его просто не пустили (понятно, не из-за качества пьесы, а по идейным соображениям), но зато в его газете появилась такая статья, дали журналисту задание очернить. А потом тот же журналист стала ратовать за то, чтобы пьесы писали вообще все, в общем внедрился в тусовку, а газету эту бросил, но интернет помнит всё (с).

В то время ещё не было в интернете вечного как сейчас, крика и продвижения, сидели там (а Оля в интернете с 90-х) воспитанные в основном люди, они общались, писали чУдные тексты, да и театр, в том числе современная драма, не скатились в чёрти знает что. Ещё были люди старой закалки, образованные, человечные и совестливые. В общем всё было если не нормально в плане оценки таланта, то хоть как-то оставалась видимость. Оля мне рассказывала, что на вручении премий ДЛ в 2006 году её пьесу выбрал канал "Культура" для телеспектакля. Это был приз конкурса. Но спектакля не случилось. И дело тут не в качестве пьесы, журналист и критик с канала "Культура" очень хвалил пьесу, разговаривал с Олей и очень удивлялся, что пьеса была написана всего за 2 месяца. Но дело в том, что давно расшатывающаяся культура (не канал, а вся сфера), трещала по швам. Ещё оставались старые привычные традиции, какой-то порядок отбора, но уже не стало ни у кого денег, всё, видно, упиралось уже тогда ( а были, говорят, в жирные годы) в финансирование. Ну и кумовство и телефонное право никто ж не отменял. Но Оля не обижалась. она считала, что именно эти два сборника ДЛ 2006 и 2007 года ей очень помогли в плане если не известности, то какого-то узнавания и конечно же постановок. ДЛ тогда был серьёзным конкурсом, с приличными премиями, там участвовали зрелые драматурги и сценаристы, и отборщикам платили за чтение, реклама шла по радио постоянно. Сборники читались и пьесы из них ставились. И постепенно Олю стали ставить и профессиональные театры и конечно же народные. У неё просто море постановок, и много школьных, потому что Оля писала и детские пьесы, и сказки. Об Оле писали и в диссертациях.

В 2006 году Оля приезжала в Москву на вручение премии ДЛ и подарила худруку ТШСП своих маленьких кукол. Она вспоминала, что её попросили первой произнести речь, так её пьеса всем понравилась, все хотели увидеть её - человека, который написал такую пьесу.

Я зафрендилась с Олей в 2009 году, когда завела жж. Она была такая отзывчивая, давала советы, писала замечания, она делала сайты. выпускала Литжурнал "Бродячий заяц", устраивала маленькие конкурсы, правила пьесы конкурсантов. Помню я написала пьесу в Шекспировский номер на тему Болотной, переделав её на манер Макбета, а Оля политику не любила, и она так оправдывалась, что не пустила меня в финал, писала мне, она думала я расстраиваюсь из-за этого.

Много осталось фото и видео-постановок в сети, Олю ставят и будут дальше ставить. Я тоже сняла одну читку, Оля тогда вошла в финал "Маленькой премьеры". Тоже там был случай. Я Оле конечно не сказала, но сейчас могу написать. Один поэт и драматург просто разнёс в пух и прах тогда Олину пьесу "Маленькие комедии после уроков" на обсуждении, хотя пока пьеса шла, весь зал смотрел с интересом и смеялся. Я просто сидела слушала тогда и охреневала. Он стал говорить. что это всё "Ералаш", а надо писать и отбирать и ставить такие пьесы, чтобы дети говорили, как один мальчик-зритель, мнение которого он подслушал во время какого-то недоспектакля: "Папа! Зачем мы сюда пришли?!" То есть пьеса должна детей ошарашивать, погружать в пучину ужаса, трагедии и драмы, а не развлекать. И все в зале молчали в ответ, никто не возражал этому "авторитету" и члену жюри. Он просто негодовал, он же был против Олиной пьесы, а другие жюристы посчитали, видно, по-другому. Тогда была модной такая эстетика чернухи, и все за неё ратовали. Но для детей не надо ж ! ребёнок пришёл в театр, или в актовый зал школы, или в местный ДК, надеясь на праздник; ребёнок хочет посмеяться, отдохнуть, ну и сблизиться с искусством, через речь, через не знаю там ещё что: актёра, декорацию, композицию, да даже через атмосферу, дух комедии и этот подарок зрителю начинается с драматурга, с его идеи. Но потом я, смотря как-то "Ералаш" 90-х годов, вдруг увидела в титрах, что сценарист -- этот самый человек, который так поносил Олины комедии. И мне всё стало ясно. Этот человек просто флюгер и выжил из ума. Ведь только шиза может менять своё мнение с плюса на минус. Сам писал комедии и юмористические сценки в Олином духе, а теперь ему видишь ли захотелось эдакого разного остренького. А о маленьком зрителе он подумал? Чего хочется зрителю? Мне лично в детстве от театра хотелось праздника или современного конфликта. В общем, Оле я ничего не сказала, но правда дала ссылку на видео читок нескольким знакомым, и все они сказали, что пьеса супер, а этот критикующий чел странен, ведь не может же нормальный человек желать ребёнку потрясения от театра в плохом смысле слова, ведь театр для ребёнка -- это на самом деле.

Помню, на следующей "Маленькой премьере" Оля сделала для победителей свои куклы -- театрального домового Суфлёрушку.

В общем, Оля была таким театральным человеком, она участвовала в сети в жизни театральной, общалась, что-то критиковала, очень милый и добрый человек. А как она билась с училками, которые постоянно тырили её тексты и выдавали их за свои в своих отчётах и заявках на разные учительские звания и премии -- но это тоже минусы популярности. Ещё был случай. И тоже на "Маленькой Премьере". Прихожу на читки финалистов, и вижу пьесу, которую просто скопировали с Олиных "Маленьких комедий": ритм, ситуации, герои -- всё как бы самого драматурга, но на самом деле скелет Олин, Олино это от начала до конца, даже в смысле развязки, и тоже три истории, и первая из них на улице, как и у Оли. Я конечно возмутилась про себя, Оле написала. Но дело в том, что свой текст этот вор-недодраматург в интернет понятно не выкладывал, и мои претензии получалось, что беспредметные. Но и это убедило меня в том, что раз тащат уже сам принцип, саму канву и ситуационные перипетии, значит пьесы у Оли -- высший пилотаж. А на воре шапка сгорит когда-нибудь, но правда потом этот недочел получил премию от СТД как молодой и перспективный, просто кошмар, почитала его пьесу -- так и ту скопипастил, но уже у Голливуда. Ну в общем, Олю копировали -- вот я к чему это пишу.

В 2014 году я ездила в С-Петербург на фестиваль и познакомилась с семьёй Ольги. Я до сих пор под впечатлением от обеда. Я тогда так болела сильно, у меня было что-то типа воспаления лёгких, и Оля подогрела мне бульон. Мы сидели в комнате среди кукол, картин, за круглым столом, уставленном едой, вообще в такой атмосфере счастья, и разговаривали обо всём: о 80-х, о том, как Олины авторские ёлочные игрушки хорошо продавались, о пьесах, о театре. Оля и её муж Никита такие настоящие питерцы, это бросается в глаза. Ну очень милые люди. Я была с тётей, моя тётя очень удивилась, когда узнала, что Оля уже пенсионерка, она думала, что Оля моя ровесница.

В 2016 году, когда снова я была в С-Петербурге на фестивале, Оля и Никита уже пришли ко мне, мы тоже почаёвничали, а потом погуляли и встретились с Дашей, младшей дочерью Оли. Мы тоже тогда много говорили, Никита так любил Олю, тоже много говорил о театре, он, деловой и энергичный, но душа его жила тем временем, когда в театр, чтобы попасть, надо было ночь стоять за билетами, когда это было искусством, а не бизнесом.

Фото Дарьи Любимовой. Я, Рита, Оля и Никита у метро "Чернышевская"
Фото Дарьи Любимовой. Я, Рита, Оля и Никита у метро "Чернышевская"

А в 2018 году Оля отказалась со мной встретиться, когда я приехала в Петербург на фестиваль, она жаловалась на здоровье. И кажется в то же время она очень обиделась: Оля в соцсети написала, что она в больнице, а ей почти никто не написал в ответ и не пожелала здоровья, а ведь Оля всегда старалась поддержать своих френдов. Оля всегда писала в своём микроблоге, если кто-то, как она выражалась, "уходил в астрал", из её записи я узнала о смерти драматурга Константина Костенко, она очень любила его пьесу "Гитлер энд Гитлер". Я тоже не знала о больнице и операции, но я уже в 2014 году знала, что Оля начала ходить по врачам. Но я с Олей всегда общалась. И тогда ещё подумала: сейчас же каждый пишет в сети про себя, на других наплевать, я вообще никого не читаю. А Оля говорит, что она не может обидеть людей, наших общих знакомых, ну она была мягкий человек.

Я могу писать ещё очень много об Оле, так больно, что её больше нет. Но всё-таки я думаю, что к Оле пришло в те нулевые годы ну пусть не признание, но всё-таки имя её зазвучало. Тогда ей было 50 лет. Сейчас у 50-летнего "молодого автора" шансов нет вообще. Шансы не просто стремятся к нулю, а с отрицательным значением, так что я не могу назвать Олину именно писательскую судьбу драматичной. Она и сама писала, что она -- народный драматург, что коллективы ставят её пьесы и даже в афишу могут не поставить её имя. И о куче спектаклей она не знает. Но всё-таки о многих просто блестящих постановках по своим пьесам она знала. Иногда такие шикарные были костюмы в её детских пьесах. Одно время она отслеживала постановки, потом сбилась со счёта и перестала следить.

У Оли был литературный определённый вкус, было чувство слова, метафорическое видение, чуткое ухо так важное для драматурга, чувство меры, ритм, она владела и чувством долготы в пьесах, её творчество было настоящей драмой для сцены, оно подразумевало много трактовок, было много воздуха, пауз и пустот, которые режиссёр мог заполнить движением, эмоцией, жестом, пантомимой -- всё, что так необходимо в том числе театру детскому. Над каждой репликой Ольга долго размышляла, что называется шлифовала. И ещё в её пьесах никогда нет грамматических ошибок. В общем, колоссальный труд -- Олины пьесы. Поэтому Олю Зверлину так любят режиссёры школьных и любительских театров и много ставят её спектакли выпускники-дипломники в театральных вузах. Вот, например, из последнего, фото отсюда :

ЛГАКИ им. Матусовского, дипломный спектакль " На музыку тишины" по пьесе Ольги Зверлиной, июнь 2021
ЛГАКИ им. Матусовского, дипломный спектакль " На музыку тишины" по пьесе Ольги Зверлиной, июнь 2021

А телеспектакль всё-таки у Оли случился. На Украине поставили её пьесу "На музыку тишины" и показывают по телеку.

Оля много знала, любила прошлую эпоху, дореволюционные фото, писала о дамах того времени, даже пьесы-монологи с фото.

Оля - потрясающая хозяйка, ей с мужем было непросто ставить своих девочек на ноги в 80-х-90-х, она очень много работала и в театре и дома по хозяйству. Оля рассказывала, как попала в театр. По радио объявили, что в Большой кукольный театр Ленинграда требуются мастера, и кто-то её заставил туда сходить. И её приняли! Куклы, именно театральные, всегда были и моей мечтой. Я думаю, что лучше этой работы нет никакой. (Помню в 09 и 10 году я участвовала в конкурсе детских пьес СТД и финалисты там приглашались на обучение в театр Образцова. Понятно я никуда не вошла, и не попала ни на какие семинары, это моя боль, я с детства бредила театром Образцова, первая самостоятельно купленная мною в детстве книга была книгой Образцова, я была помешана на кукольном театре и кончено я могла оценить, что делает Оля, я просто можно сказать преклонялась перед ней.)

Это победитель "Маленькой премьеры" держит Олиного Суфлёршку в руках. Фото не в фокусе, это я снимала, но так даже лучше
Это победитель "Маленькой премьеры" держит Олиного Суфлёршку в руках. Фото не в фокусе, это я снимала, но так даже лучше

Оля много занималась своим внуком, ставила ему кукольные постановки, делала картонных героев и сцену. Вообще у Оли замечательная семья, я надеюсь внук её запомнил и пронесёт воспоминание о бабушке через всю жизнь.

Одно время я писала статьи для одного магазина, и спрашивала Олю о некоторых товарах. Начальник мне говорил, что статья про Олю и про то, как она втравливает в голову куклы кукольные волосы очень популярна, просто самая популярная. Вот фрагмент, то, что мне написала для этой статьи Оля:

«Я работала в ленинградском Большом Театре Кукол больше 15 лет: в молодости поступила в мастерские на вакансию художника-скульптора. Основная работа была - выклеивание из поролона полых кукольных торсов, в которые вставлялся гапит с механикой. А ещё вырезание-выстригание ножом и ножницами поролоновых рук, ног, иногда даже целых голов для кукольных дублей. Потом всё это обтягивалось разными видами трикотажных тканей - махрушкой, байкой - и обшивалось. Ещё мы с напарницей Ларисой Антоновой делали куклам парики из ниток, шнуров, манильского каната (сезаля), синтетической соломки - и для этого сами красили все материалы анилиновыми красителями.

О париках. Я работаю просто, по-старинке, как мы и в театре раньше делали: прядь за прядью настрачиваю волосы на швейной машинке (или нашиваю вручную, если кукла маленькая) на полоску трикотажа телесного цвета, в тон кукольной головы - получается пробор. Потом наклеиваю эту полоску на голову. При необходимости, смотря по причёске - делаю по бокам, под волосами, дополнительные накладки с трикотажной основой, отдельно закрепляю чёлочку и т.п.»

Вот ролик из театра, как раз она в нём работала тогда:

Оля сделала на заказ куклы для стоматологического медцентра
Оля сделала на заказ куклы для стоматологического медцентра

У Оли есть детская пьеса "Случай с ангелом". Она очень простая по форме, её очень любят ставить детские коллективы. Ангел стоит кажется у скамейки и то с одним поговорит, то с другим. У собеседников ангела разные характеры, они не верят, что он - ангел и так вот запросто исполнит их желания, да и желаний у них не осталось. Помню тоже один критический жж воскликнул: сколько же ангелов вокруг, ну в том смысле, что это попса и дурновкусие. Оля что-то ответила тогда на эту запись. Но вот сейчас я думаю: чем плох ангел, ну пусть это много где встречается, но в маленькой почти сценке для школьников это же символ мечты и чистоты, и дети это чувствуют, и любят дети уже знакомое, им приятно в пьесе встретиться с ангелом, и пьеса несёт в простом таком обрамлении ужасно глубокие глубинные трагические мысли о разочаровании, о том, что собеседники ангела не видят в жизни ничего хорошего, а ребёнок, которого наконец встречает ангел, доверчив и всегда поверит в сказку -- это же такие традиции классические, древние, в стиле Куприна или Диккенса, так что Ольга мыслила намного глубже, чем поверхностные критики со своей личной вкусовщиной, Ольга мыслила глобально. Оля по-моему сама уже сбилась со счёта, сколько ангелов поставлено: ангелы современные с сумочками, ангелы классические с крыльями, да она никогда и не узнает про все постановки, пьесу стали по-страшному плагиатить -- тоже признак популярности пьесы.

Вот где Олино имя? Вообще имён драматурга нигде не найти
Вот где Олино имя? Вообще имён драматурга нигде не найти

Вот такой неожиданный ангел, например. Много разнообразных видео на эту пьесу, и на пьесу "Лесной царевич", которую тоже отшил СТД.

Вот отсюда фото, это среди последних постановок:

Молодёжный центр "Браво" Белебеевского района
Молодёжный центр "Браво" Белебеевского района

Что ещё сказать... Оли нет, но остались : дела: книги, пьесы, её сайт о семье, её статьи о старом Петербурге и Ленинграде (Оля работала и с архивами, она выложила и семейный архив). Она будет жить в каждой старой фотографии, постановке, в каждой её сценке будет звучать полифония её голосов -- ведь драматург многолик, он говорит за всех своих персонажей.

Из Олиного архива. Оля на работе в БТК, 80-е годы прошлого века
Из Олиного архива. Оля на работе в БТК, 80-е годы прошлого века

Как умирают люди?
Безвозратно.
Нависли
осенью

невнятные слова
И мысли, мысли, мысли-коромыслы,
Я верю:
Оля здесь, она жива!

Мы снова с ней сидим
За тортом сладким
Картины на стене
и куклы взор
Так интересен он,
и как бриллиантом
наш разговор,
сердечный - не в добор.

Летит в нас время бодрым самолётом
бывает что собьёт его в момент
и на душе так плохо
и здоровье
сорвёт порыв осенний мой берет.

но мысли мысли, мысли-коромысла
они как радуга из жизни прям в астрал
как мало дней, но как же много смыслов
в словах, что драматург нам написал

герои хором воют и рыдают
смерть автора, но вечность для идей
и в крошечном посёлке на спектакле
и в городе на сцене - Оли тень.

она со мной
она во сне со мною
всегда мила и чудо хороша
она в стихах, в том фото, где я с краю
здесь навсегда, здесь Олина душа.

я не хочу мириться, но придётся
я не могу забыть, досуг и друг
Пусть Олина душа не разобьётся,
живёт не бесконечно драматург

но бесконечен театр
и актёры сыграют ангела в сто-тыщ-мильонный раз
на сцене-ретро, здесь герой не в суе
Волшебный мир спектакля не мираж.


огни домов таких родных на карте
Пархоменко, проспект, и в сентябре
шуршит листва
сегодня как бриллианты
раскиданы шуршащие слова...

офф от 2.01.2022:

-10

...

офф от 29.08.2023

На даче перечитала Олину книжку, как будто с ней самой встретилась, иллюстрации тоже Олины:

-11
-12
-13