Сегодня должно было исполниться 65 лет Ольге Зверлиной. Зашла во вк, чтобы написать ей поздравление, а верхним постом висит запись, что она умерла 24 сентября.
Последнее время я думала об Оле и собиралась написать про неё эту статью - к юбилею. И вот пишу, но, увы, лишь некролог. Я привыкла читать её, специально заходила в сеть, чтобы почитать как у неё дела. Но осенью 2020 года Оля написала, что уходит из сети. Я тогда решила, что наверное у неё плохо с глазами. Теперь я понимаю, что она тяжело заболела, но ни словом не обмолвилась в соцсетях.
С Олей я познакомилась заочно в 2007 году. Я вошла в финал ДЛ, но мою пьесу не напечатали в сборнике, а Олину напечатали.
И на объявлении победителей в театре я купила сборник 2007 и ещё за 2006 год там продавались сборники пьес.
Оля тогда вовсю и давно писала, а я только начинала. И сначала я прочитала Олину пьесу из сборника-2006 "И только имя в застывшем воздухе" и её маленькую биографию; эта же пьеса была напечатана в журнале "Современная драматургия". Причём Оля просто билась с главредом, доказывая, что могло, а что не могло быть в Блокадном Ленинграде. Вообще тема блокады, такая болезненная для всех ленинградцев, красной нитью проходила по Олиным воспоминаниям.
В 2007 году Оля вошла в финал ДЛ с пьесой "На музыку тишины". Помню, читая её био я подумала тогда: как здорово, художник-кукольник, это же прям мечта какая-то, а не драматург. Тогда же вышла статья в Литературке об этом сборнике и журналист писал что-то вроде: мол, кто теперь пишет пьесы? и перечислял с тоном презрения профессии финалистов, и в том числе и "художник-кукольник". Я ещё тогда подумала: а кем же должен быть драматург? Ведь писательство, в том числе драма - это же дар, а не корочка. Чем больше у писателя жизненного опыта, тем лучше же. Но потом я поняла: главред этой газеты вошёл только в лонг, в финал его просто не пустили (понятно, не из-за качества пьесы, а по идейным соображениям), но зато в его газете появилась такая статья, дали журналисту задание очернить. А потом тот же журналист стала ратовать за то, чтобы пьесы писали вообще все, в общем внедрился в тусовку, а газету эту бросил, но интернет помнит всё (с).
В то время ещё не было в интернете вечного как сейчас, крика и продвижения, сидели там (а Оля в интернете с 90-х) воспитанные в основном люди, они общались, писали чУдные тексты, да и театр, в том числе современная драма, не скатились в чёрти знает что. Ещё были люди старой закалки, образованные, человечные и совестливые. В общем всё было если не нормально в плане оценки таланта, то хоть как-то оставалась видимость. Оля мне рассказывала, что на вручении премий ДЛ в 2006 году её пьесу выбрал канал "Культура" для телеспектакля. Это был приз конкурса. Но спектакля не случилось. И дело тут не в качестве пьесы, журналист и критик с канала "Культура" очень хвалил пьесу, разговаривал с Олей и очень удивлялся, что пьеса была написана всего за 2 месяца. Но дело в том, что давно расшатывающаяся культура (не канал, а вся сфера), трещала по швам. Ещё оставались старые привычные традиции, какой-то порядок отбора, но уже не стало ни у кого денег, всё, видно, упиралось уже тогда ( а были, говорят, в жирные годы) в финансирование. Ну и кумовство и телефонное право никто ж не отменял. Но Оля не обижалась. она считала, что именно эти два сборника ДЛ 2006 и 2007 года ей очень помогли в плане если не известности, то какого-то узнавания и конечно же постановок. ДЛ тогда был серьёзным конкурсом, с приличными премиями, там участвовали зрелые драматурги и сценаристы, и отборщикам платили за чтение, реклама шла по радио постоянно. Сборники читались и пьесы из них ставились. И постепенно Олю стали ставить и профессиональные театры и конечно же народные. У неё просто море постановок, и много школьных, потому что Оля писала и детские пьесы, и сказки. Об Оле писали и в диссертациях.
В 2006 году Оля приезжала в Москву на вручение премии ДЛ и подарила худруку ТШСП своих маленьких кукол. Она вспоминала, что её попросили первой произнести речь, так её пьеса всем понравилась, все хотели увидеть её - человека, который написал такую пьесу.
Я зафрендилась с Олей в 2009 году, когда завела жж. Она была такая отзывчивая, давала советы, писала замечания, она делала сайты. выпускала Литжурнал "Бродячий заяц", устраивала маленькие конкурсы, правила пьесы конкурсантов. Помню я написала пьесу в Шекспировский номер на тему Болотной, переделав её на манер Макбета, а Оля политику не любила, и она так оправдывалась, что не пустила меня в финал, писала мне, она думала я расстраиваюсь из-за этого.
Много осталось фото и видео-постановок в сети, Олю ставят и будут дальше ставить. Я тоже сняла одну читку, Оля тогда вошла в финал "Маленькой премьеры". Тоже там был случай. Я Оле конечно не сказала, но сейчас могу написать. Один поэт и драматург просто разнёс в пух и прах тогда Олину пьесу "Маленькие комедии после уроков" на обсуждении, хотя пока пьеса шла, весь зал смотрел с интересом и смеялся. Я просто сидела слушала тогда и охреневала. Он стал говорить. что это всё "Ералаш", а надо писать и отбирать и ставить такие пьесы, чтобы дети говорили, как один мальчик-зритель, мнение которого он подслушал во время какого-то недоспектакля: "Папа! Зачем мы сюда пришли?!" То есть пьеса должна детей ошарашивать, погружать в пучину ужаса, трагедии и драмы, а не развлекать. И все в зале молчали в ответ, никто не возражал этому "авторитету" и члену жюри. Он просто негодовал, он же был против Олиной пьесы, а другие жюристы посчитали, видно, по-другому. Тогда была модной такая эстетика чернухи, и все за неё ратовали. Но для детей не надо ж ! ребёнок пришёл в театр, или в актовый зал школы, или в местный ДК, надеясь на праздник; ребёнок хочет посмеяться, отдохнуть, ну и сблизиться с искусством, через речь, через не знаю там ещё что: актёра, декорацию, композицию, да даже через атмосферу, дух комедии и этот подарок зрителю начинается с драматурга, с его идеи. Но потом я, смотря как-то "Ералаш" 90-х годов, вдруг увидела в титрах, что сценарист -- этот самый человек, который так поносил Олины комедии. И мне всё стало ясно. Этот человек просто флюгер и выжил из ума. Ведь только шиза может менять своё мнение с плюса на минус. Сам писал комедии и юмористические сценки в Олином духе, а теперь ему видишь ли захотелось эдакого разного остренького. А о маленьком зрителе он подумал? Чего хочется зрителю? Мне лично в детстве от театра хотелось праздника или современного конфликта. В общем, Оле я ничего не сказала, но правда дала ссылку на видео читок нескольким знакомым, и все они сказали, что пьеса супер, а этот критикующий чел странен, ведь не может же нормальный человек желать ребёнку потрясения от театра в плохом смысле слова, ведь театр для ребёнка -- это на самом деле.
Помню, на следующей "Маленькой премьере" Оля сделала для победителей свои куклы -- театрального домового Суфлёрушку.
В общем, Оля была таким театральным человеком, она участвовала в сети в жизни театральной, общалась, что-то критиковала, очень милый и добрый человек. А как она билась с училками, которые постоянно тырили её тексты и выдавали их за свои в своих отчётах и заявках на разные учительские звания и премии -- но это тоже минусы популярности. Ещё был случай. И тоже на "Маленькой Премьере". Прихожу на читки финалистов, и вижу пьесу, которую просто скопировали с Олиных "Маленьких комедий": ритм, ситуации, герои -- всё как бы самого драматурга, но на самом деле скелет Олин, Олино это от начала до конца, даже в смысле развязки, и тоже три истории, и первая из них на улице, как и у Оли. Я конечно возмутилась про себя, Оле написала. Но дело в том, что свой текст этот вор-недодраматург в интернет понятно не выкладывал, и мои претензии получалось, что беспредметные. Но и это убедило меня в том, что раз тащат уже сам принцип, саму канву и ситуационные перипетии, значит пьесы у Оли -- высший пилотаж. А на воре шапка сгорит когда-нибудь, но правда потом этот недочел получил премию от СТД как молодой и перспективный, просто кошмар, почитала его пьесу -- так и ту скопипастил, но уже у Голливуда. Ну в общем, Олю копировали -- вот я к чему это пишу.
В 2014 году я ездила в С-Петербург на фестиваль и познакомилась с семьёй Ольги. Я до сих пор под впечатлением от обеда. Я тогда так болела сильно, у меня было что-то типа воспаления лёгких, и Оля подогрела мне бульон. Мы сидели в комнате среди кукол, картин, за круглым столом, уставленном едой, вообще в такой атмосфере счастья, и разговаривали обо всём: о 80-х, о том, как Олины авторские ёлочные игрушки хорошо продавались, о пьесах, о театре. Оля и её муж Никита такие настоящие питерцы, это бросается в глаза. Ну очень милые люди. Я была с тётей, моя тётя очень удивилась, когда узнала, что Оля уже пенсионерка, она думала, что Оля моя ровесница.
В 2016 году, когда снова я была в С-Петербурге на фестивале, Оля и Никита уже пришли ко мне, мы тоже почаёвничали, а потом погуляли и встретились с Дашей, младшей дочерью Оли. Мы тоже тогда много говорили, Никита так любил Олю, тоже много говорил о театре, он, деловой и энергичный, но душа его жила тем временем, когда в театр, чтобы попасть, надо было ночь стоять за билетами, когда это было искусством, а не бизнесом.
А в 2018 году Оля отказалась со мной встретиться, когда я приехала в Петербург на фестиваль, она жаловалась на здоровье. И кажется в то же время она очень обиделась: Оля в соцсети написала, что она в больнице, а ей почти никто не написал в ответ и не пожелала здоровья, а ведь Оля всегда старалась поддержать своих френдов. Оля всегда писала в своём микроблоге, если кто-то, как она выражалась, "уходил в астрал", из её записи я узнала о смерти драматурга Константина Костенко, она очень любила его пьесу "Гитлер энд Гитлер". Я тоже не знала о больнице и операции, но я уже в 2014 году знала, что Оля начала ходить по врачам. Но я с Олей всегда общалась. И тогда ещё подумала: сейчас же каждый пишет в сети про себя, на других наплевать, я вообще никого не читаю. А Оля говорит, что она не может обидеть людей, наших общих знакомых, ну она была мягкий человек.
Я могу писать ещё очень много об Оле, так больно, что её больше нет. Но всё-таки я думаю, что к Оле пришло в те нулевые годы ну пусть не признание, но всё-таки имя её зазвучало. Тогда ей было 50 лет. Сейчас у 50-летнего "молодого автора" шансов нет вообще. Шансы не просто стремятся к нулю, а с отрицательным значением, так что я не могу назвать Олину именно писательскую судьбу драматичной. Она и сама писала, что она -- народный драматург, что коллективы ставят её пьесы и даже в афишу могут не поставить её имя. И о куче спектаклей она не знает. Но всё-таки о многих просто блестящих постановках по своим пьесам она знала. Иногда такие шикарные были костюмы в её детских пьесах. Одно время она отслеживала постановки, потом сбилась со счёта и перестала следить.
У Оли был литературный определённый вкус, было чувство слова, метафорическое видение, чуткое ухо так важное для драматурга, чувство меры, ритм, она владела и чувством долготы в пьесах, её творчество было настоящей драмой для сцены, оно подразумевало много трактовок, было много воздуха, пауз и пустот, которые режиссёр мог заполнить движением, эмоцией, жестом, пантомимой -- всё, что так необходимо в том числе театру детскому. Над каждой репликой Ольга долго размышляла, что называется шлифовала. И ещё в её пьесах никогда нет грамматических ошибок. В общем, колоссальный труд -- Олины пьесы. Поэтому Олю Зверлину так любят режиссёры школьных и любительских театров и много ставят её спектакли выпускники-дипломники в театральных вузах. Вот, например, из последнего, фото отсюда :
А телеспектакль всё-таки у Оли случился. На Украине поставили её пьесу "На музыку тишины" и показывают по телеку.
Оля много знала, любила прошлую эпоху, дореволюционные фото, писала о дамах того времени, даже пьесы-монологи с фото.
Оля - потрясающая хозяйка, ей с мужем было непросто ставить своих девочек на ноги в 80-х-90-х, она очень много работала и в театре и дома по хозяйству. Оля рассказывала, как попала в театр. По радио объявили, что в Большой кукольный театр Ленинграда требуются мастера, и кто-то её заставил туда сходить. И её приняли! Куклы, именно театральные, всегда были и моей мечтой. Я думаю, что лучше этой работы нет никакой. (Помню в 09 и 10 году я участвовала в конкурсе детских пьес СТД и финалисты там приглашались на обучение в театр Образцова. Понятно я никуда не вошла, и не попала ни на какие семинары, это моя боль, я с детства бредила театром Образцова, первая самостоятельно купленная мною в детстве книга была книгой Образцова, я была помешана на кукольном театре и кончено я могла оценить, что делает Оля, я просто можно сказать преклонялась перед ней.)
Оля много занималась своим внуком, ставила ему кукольные постановки, делала картонных героев и сцену. Вообще у Оли замечательная семья, я надеюсь внук её запомнил и пронесёт воспоминание о бабушке через всю жизнь.
Одно время я писала статьи для одного магазина, и спрашивала Олю о некоторых товарах. Начальник мне говорил, что статья про Олю и про то, как она втравливает в голову куклы кукольные волосы очень популярна, просто самая популярная. Вот фрагмент, то, что мне написала для этой статьи Оля:
«Я работала в ленинградском Большом Театре Кукол больше 15 лет: в молодости поступила в мастерские на вакансию художника-скульптора. Основная работа была - выклеивание из поролона полых кукольных торсов, в которые вставлялся гапит с механикой. А ещё вырезание-выстригание ножом и ножницами поролоновых рук, ног, иногда даже целых голов для кукольных дублей. Потом всё это обтягивалось разными видами трикотажных тканей - махрушкой, байкой - и обшивалось. Ещё мы с напарницей Ларисой Антоновой делали куклам парики из ниток, шнуров, манильского каната (сезаля), синтетической соломки - и для этого сами красили все материалы анилиновыми красителями.
О париках. Я работаю просто, по-старинке, как мы и в театре раньше делали: прядь за прядью настрачиваю волосы на швейной машинке (или нашиваю вручную, если кукла маленькая) на полоску трикотажа телесного цвета, в тон кукольной головы - получается пробор. Потом наклеиваю эту полоску на голову. При необходимости, смотря по причёске - делаю по бокам, под волосами, дополнительные накладки с трикотажной основой, отдельно закрепляю чёлочку и т.п.»
Вот ролик из театра, как раз она в нём работала тогда:
У Оли есть детская пьеса "Случай с ангелом". Она очень простая по форме, её очень любят ставить детские коллективы. Ангел стоит кажется у скамейки и то с одним поговорит, то с другим. У собеседников ангела разные характеры, они не верят, что он - ангел и так вот запросто исполнит их желания, да и желаний у них не осталось. Помню тоже один критический жж воскликнул: сколько же ангелов вокруг, ну в том смысле, что это попса и дурновкусие. Оля что-то ответила тогда на эту запись. Но вот сейчас я думаю: чем плох ангел, ну пусть это много где встречается, но в маленькой почти сценке для школьников это же символ мечты и чистоты, и дети это чувствуют, и любят дети уже знакомое, им приятно в пьесе встретиться с ангелом, и пьеса несёт в простом таком обрамлении ужасно глубокие глубинные трагические мысли о разочаровании, о том, что собеседники ангела не видят в жизни ничего хорошего, а ребёнок, которого наконец встречает ангел, доверчив и всегда поверит в сказку -- это же такие традиции классические, древние, в стиле Куприна или Диккенса, так что Ольга мыслила намного глубже, чем поверхностные критики со своей личной вкусовщиной, Ольга мыслила глобально. Оля по-моему сама уже сбилась со счёта, сколько ангелов поставлено: ангелы современные с сумочками, ангелы классические с крыльями, да она никогда и не узнает про все постановки, пьесу стали по-страшному плагиатить -- тоже признак популярности пьесы.
Вот такой неожиданный ангел, например. Много разнообразных видео на эту пьесу, и на пьесу "Лесной царевич", которую тоже отшил СТД.
Вот отсюда фото, это среди последних постановок:
Что ещё сказать... Оли нет, но остались : дела: книги, пьесы, её сайт о семье, её статьи о старом Петербурге и Ленинграде (Оля работала и с архивами, она выложила и семейный архив). Она будет жить в каждой старой фотографии, постановке, в каждой её сценке будет звучать полифония её голосов -- ведь драматург многолик, он говорит за всех своих персонажей.
Как умирают люди?
Безвозратно.
Нависли
осенью
невнятные слова
И мысли, мысли, мысли-коромыслы,
Я верю:
Оля здесь, она жива!
Мы снова с ней сидим
За тортом сладким
Картины на стене
и куклы взор
Так интересен он,
и как бриллиантом
наш разговор,
сердечный - не в добор.
Летит в нас время бодрым самолётом
бывает что собьёт его в момент
и на душе так плохо
и здоровье
сорвёт порыв осенний мой берет.
но мысли мысли, мысли-коромысла
они как радуга из жизни прям в астрал
как мало дней, но как же много смыслов
в словах, что драматург нам написал
герои хором воют и рыдают
смерть автора, но вечность для идей
и в крошечном посёлке на спектакле
и в городе на сцене - Оли тень.
она со мной
она во сне со мною
всегда мила и чудо хороша
она в стихах, в том фото, где я с краю
здесь навсегда, здесь Олина душа.
я не хочу мириться, но придётся
я не могу забыть, досуг и друг
Пусть Олина душа не разобьётся,
живёт не бесконечно драматург
но бесконечен театр
и актёры сыграют ангела в сто-тыщ-мильонный раз
на сцене-ретро, здесь герой не в суе
Волшебный мир спектакля не мираж.
огни домов таких родных на карте
Пархоменко, проспект, и в сентябре
шуршит листва
сегодня как бриллианты
раскиданы шуршащие слова...
офф от 2.01.2022:
...
офф от 29.08.2023
На даче перечитала Олину книжку, как будто с ней самой встретилась, иллюстрации тоже Олины: