Найти в Дзене
Нина Воронина

Как научить ребёнка работать с текстом?

1. Включите в домашнее чтение различную литературу: мифы, сказки, фантастику, эпосы, фэнтези. Познакомьте ребёнка с понятием жанра вообще, вспомните, что отличает каждый из них. Знакомиться с серьёзными жанрами можно в любом возрасте. главное - подобрать правильные литературные примеры.

2. Помните нехитрое правило - о главном герое больше всего говорится. Его легко заметить и проследить его линию. Главный герой (только если это не сказка, там не всегда такое работает) принимает множество решений, влияющих на сюжет, о главном герое часто говорится в самом начале книги (и в самом конце - тоже).

3. Мораль текста часто выводится в конце. Если это поучительные программные тексты, то тем более. Конечно, в более крупных и сложно устроенных произведениях намного сложнее нащупать главную мысль, но это уже придёт с читательским опытом. Главное - всегда находиться рядом с ребёнком и помогать ему видеть сюжет.

4. Интересные моменты и цитаты можно и нужно выписывать по ходу прочтения. Так будет проще реконструировать текст после.

5. Напишите свою историю и попробуйте составить к ней свою аннотацию с нуля: выделите главного героя, основной посыл и возможное продолжение.

6. Обращайте внимание на аннотации на обороте книг. Чаще всего там кратко и ёмко изложено содержание: кто герой, куда он отправляется, что его там ждёт. Иногда в конце оставляют интригу, иногда описывают весь сюжет без подробностей. научитесь с ребёнком составлять подобные рассказы после прочтения книг (уже не подглядывая в аннотацию).

7. Заведите читательский дневник. Сейчас есть масса дневников в магазинах, в которых читателю предлагают заполнить анкету о произведении (кто автор, кто главные герои, какова основная мысль текста, каково краткое содержание, какая любимая цитата и прочее...). Если не хочется тратиться, то такой дневник с заранее оговоренным списком вопросов можно составить самим, добавить туда иллюстрации, наклейки, мнение о книге, впечатления. Так будет даже лучше.

-2

8. Всегда читайте вместе с ребёнком и задавайтесь совместными вопросами. Вот герой пошёл в лес. А почему? А вот он пошёл бороться с монстром. А зачем? Это поможет выстроить чёткий нарратив и понять, что тут вообще происходит. После прочтения попросите у ребёнка пересказ этого текста. Если вы читаете крупное произведение, пересказывайте его вслух по главам.

9. Напишите свою историю и попробуйте составить к ней свою аннотацию с нуля: выделите главного героя, основной посыл и возможное продолжение.