1. Ребёнок не может избежать эмоцию страха в жизни. Лучше учить его прорабатывать эту эмоцию через художественные произведения. Помогать ему, расшифровывать его чувства, объяснять их причину, учить ребёнка преодолевать иррациональные страхи.
2. Дети любят страшные истории. Да, они их боятся. а ещё пребывают в эйфории от того, что это всего лишь истории. А они всё ещё целы и невредимы. И это нормально. Страшилка, рассказанная в группе людей, создаёт эмоциональную связь с ними.
Страх - это сильная эмоция, поэтому нам хочется переживать её с кем-то, если мы создаём её искусственно при просмотре фильмов ужасов или при рассказывании страшных историй.
Это делает коллектив сплочённее, связи внутри него - теснее и надёжнее. Кстати, подростки павианов задирают взрослых до тех пор, пока те не разозлятся. Убегать от разъярённого взрослого страшно, но весело. И тренирует павианов на случай реальной опасности.
3. Вы никогда не можете заранее узнать, что напугает ребёнка и оставит неизгладимый след в его памяти. В эссе "Кошмары и кинематограф" можно найти забавные истории детских страхов.
Мальчика пугала скульптура быка с высунутым языков, который был похож на что-то живое. Честертон пишет, что запретить что-либо "Страшное" нелогично и глупо, поскольку бесконечные запреты порождают простую тиранию.
Позвольте ребёнку пугаться и переживать свой страх вместе с вами. Просто помогите ему пережить этот страх правильно.
4. Бояться темноты - это нормально. На самом деле, мы боимся не самой темноты, но "в темноте". нам страшно, что в темноте может возникнуть что-то,к чему наше зрение не адаптировано, что-то, что мы не сможем вовремя распознать и убежать. Не высмеивайте этот детский страх и не пытаюсь избавиться.
Итак, мы имеем две основные причины находить страх важным: первая - биохимическая. Если страх закончился, остаётся ощущение эйфории. Вторая - социальная. Страх объединяет, детям нужно иногда пугаться. От фильма, мультика, тени. В таком столкновении с экранным злом рождаются варианты собственного поведения в подобных ситуациях.
Обсудите с ребёнком, как герои справились в той или иной ситуации, обратите их внимание на то, что несмотря на страх, герои всё равно шли и делали свои геройские дела. В некоторых ситуациях, не связанных с угрозой жизни, страх можно и нужно преодолевать. Весь интернет завален статьями о том, как бороться со страхами, но зачем бороться с тем, что в нас заложено ещё со времен четвероногих? С этим нужно дружить.
Если это, конечно, не является внутренним конфликтом "хочу, но не могу", но это уже совсем другая история.