Приветствую вас, друзья!
Как я и обещал, продолжаем прогулку по московским задворкам от Котловки до Нагатино по снежной январской Москве 2021-го года. В первой части повествования мы с вами остановились на том, что, обозрев город с горнолыжного спуска "Кант" рядом с долиной реки Котловки, я и Стас отправились вниз по другую сторону склона и отправились дальше. А теперь и мы с вами отправимся и посмотрим довольно необычные места.
1. Спутились мы, значит, вниз и из Котловки попали уже в Нагорный район к Проектируемому проезду № 3735. Справа - производственное здание 1955-го года постройки с окнами из стеклоблоков.
2. Даже в этих малоизвестных широкому кругу лиц краях уже видна рука Сергея Семёныча. На месте Автобазы № 23 «Мосовощтранса» и приборостроительного техникума строится очередной огромный комплекс муравейников TopHILLS. Верной дорогой идёте, товарищи, верной! Действительно, кому в наше время нужен какой-то там техникум?
3. Но хватит об этом. Здесь мы поворачиваем на улицу с чарующим названием Электролитный проезд. Название сие было дано оному в 1956 году в честь того самого находившего здесь медеплавильному и медеэлектролитному заводу. Ныне от него осталось только одна небольшая конторка ООО «ППК "Медная фольга"». А на фото - комплекс ОАО НИАТ «Национальный институт авиационных технологий». Предприятие проводит НИОКР по авиационным технологиям и организации авиационного производства.
4. Окрестные виды. За базой лома виднеется электрическая подстанция № 630 «Нагорная» 110/10/6 кВ ОАО «МОЭК».
5. Электролитный проезд весьма уютный, благодаря низкоэтажной застройке.
6. Внезапно мы встретили памятник Ленину, постамент которого на самом деле вполне мог принадлежать Молотову. Сам Ленин зачем-то поставлен сюда аж в 2019-м году, до этого постамент пребывал в состоянии близком к руинам. А в пользу принадлежности оного Молотову говорят те факты, что весь этот квартал в прошлом был рабочим посёлком того самого Электролитного завода имени Молотова. Да и сам посёлок также был имени Молотова. Появился в конце 20-х - начале 30-х гг. XX века.
7. Дом 1931-го года в стиле конструктивизм. Ранее был жилым, сейчас там расположены всякие многочисленные ООО.
8. Ещё одно бывшее жилое здание 1931-го года, также являвшееся когда-то частью рабочего посёлка.
9. А напротив него стоит дом культуры «Нагорный», ранее являвшийся домом культуры электролитного завода, позднее – ДК «Металлург» (начало 1930-х гг., реконструкция 1950-х гг.).
10. Далее мы по путепроводу пересекли Павелецкое направление. Крайний левый путь - та самая соединительная ветвь № 20, с которой началась наша прогулка в первой части.
11. И вот мы на другой стороне. Летом здесь, должно быть, довольно уютно и много зелени.
12. Ещё немного и вот мы уже в районе Нагатино-Садовники. Хлебозаводской проезд. Образован 12 мая 1956 года и получил название по находящемуся вблизи хлебозаводу (ныне - Московский булочно-кондитерский комбинат «Коломенское»).
13. Вид обратно с другого конца проезда, здесь мы на некоторое время простились с цивилизацией и углубились в такие дебри, про которые большинство москвичей даже и не подозревают.
14. А именно, пройдя по тропочке, петляющей через гаражный кооператив, мы вышли вот на эту глухую просеку. Самое занятное, что от этой точки по прямой всего 9 километров до Кремля. Похоже? Эта просека на самом деле представляет собой заброшенные садовые участки ЦНИИХМа, труба которого торчит на заднем плане.
15. Впрочем, на поверку оказалось, что они не совсем заброшенные. Кто-то же ходит по этой тропинке, ведущей к этому вот, например, участку. Могли себе представить, что такое есть в 9 километрах от Кремля?
16. Атмосферное место.
17. Водонапорная башня 1930-х годов на территории ЦНИИХМа. Сам «Научно-исследовательский институт химии и механики» (ЦНИИХМ) был основан в 1894 году в Санкт-Петербурге на базе химической лаборатории по исследованию бездымных пироксилиновых порохов Охтинского порохового завода и испытательной комиссии этого завода. В 1931 году лаборатория преобразована в Военно-химический научно-исследовательский институт (ВХНИИ) Наркомата оборонной промышленности СССР и переведена в Москву.
Институт как научная организация сложился к 1936 году, став научно-исследовательским институтом № 6 (НИИ-6) Наркомата боеприпасов СССР. С организацией в 1939 году Особого технического бюро в его стенах также формируется группа заключенных специалистов, которые работали над разработкой и внедрением в производство порохов, взрывчатых веществ и изделий из них. Среди них — изобретение кумулятивных снарядов, производство зарядов для «Катюш». В 1941 году ОТБ при НИИ-6 было эвакуировано в Казань на завод № 40, где было создано ОТБ-40. В документах 1939–1940 годов фигурирует Особое бюро НКВД № 320, которое также занималось боеприпасами.
До конца Великой Отечественной войны НИИ-6 (ЦНИИХМ) был единственным в стране комплексным научно-исследовательским учреждением по порохам, взрывчатым веществам, пиротехническим и зажигательным средствам, но снаряжению боеприпасов и средств инициирования. В начале 1950-х годов в НИИ-6 впервые в отрасли начаты исследования и опытно-конструкторские работы в области смесевых ракетных твёрдых топлив, различных технологий переработки их в заряды для твердотопливных ракет.
За выдающиеся достижения в области разработки новейших образцов боеприпасов институт награжден орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции. В 1969 году НИИ-6 был преобразован в Центральный научно-исследовательский институт химии и механики — Центральный НИИ отрасли боеприпасов и спецхимии. В 1994 году институту присвоен статус Государственного научного центра Российской Федерации.
В настоящее время ЦНИИХМ является ведущей организацией страны в области прорывных научно-технических решений для перспективных вооружений, включая новейшие виды боеприпасов, ракетных топлив, порохов и взрывчатых составов, занимает передовые позиции в разработке конкурентоспособной гражданской продукции. И, надо полагать, сюда (к счастью) Сергей Семёныча с его бригадой не подпустят и на пушечный выстрел.
18.
19. На границе двух миров.
20. Взгляд назад. Тем временем сгустились сумерки.
21. Переходный пункт № 37 110 кВ.
22. Люблю такое.
23. Проходная ЦНИИХМа.
24. Напротив него разбит небольшой сквер, носящий название сквер Ветеранов. Место под закладку нового сквера было выбрано неслучайно — после окончания Великой Отечественной войны сотрудники ЦНИИХМа высадили каштановую аллею около своего предприятия в честь праздника Великой Победы. Спустя несколько десятилетий по инициативе жителей и администрации района было принято решение об организации на этом месте сквера Ветеранов — в память об участниках войны. Недавно прошло благоустройство по стандартной ныне схеме (см. на плиточку).
25. Т.н. "Опасный перекрёсток" улиц Нагатинская (прямо), Высокая (слева), Садовники (справа), а также Нагатинского бульвара (слева за кадром). На данном перекрёстке очень «хитрая» организация движения. Всему виной трамвайные пути, которые здесь переходят с обочины дороги на середину проезжей части, чем сбивают массу водителей с толку. Многие двигающиеся по Нагатинской улице со стороны проспекта Андропова в сторону Варшавского шоссе, ориентируясь по ним, производят непредумышленно выезд на полосу встречного движения. Здесь часто дежурят сотрудники ГИБДД, поэтому случаи лишения прав нередки.
26. А вот и красиво спускающийся к Москва-реке Нагатинский бульвар.
27. Очень приятная улица.
28.
29. И вот мы уже на Нагатинской набережной. Она названа так в 1964 году. Проходит по южному берегу Нагатинского рукава Москва-реки.
30. На противоположном берегу когда-то был ЗИЛ.
31. Снег был просто прекрасен.
32. Нагатинский метромост.
33. За метромостом уже район Нагатинский затон.
34. Нагатинский метромост построен над спрямительным каналом реки Москвы (Нагатинское спрямление) по проекту архитектора К. Н. Яковлева и инженера А. Б. Другановой в 1966 году, то есть на два года раньше самого канала. Этот уникальный мост возводили через старицу реки Москвы (Новинковский рукав), и лишь потом на месте старицы провели канал.
Длина перехода 807 м. Длина моста 233 м. В том числе средний пролёт 114 м, крайние пролёты — по 59,5 м. Ширина моста 40 м. В том числе метропроезд 10 м, автодорожная часть 30 м. Пролётное строение выполнено в виде неразрезной железобетонной сборной балки, состоящей из блоков, соединение которых выполнено эпоксидным клеем. Подходы к мосту оформлены в железобетонных эстакадах, в которых устроены гаражи. Авторам проекта и строителям за сооружение Нагатинского моста и комплекса инженерных сооружений присуждена Государственная премия СССР (1976 год). Является совмещённым мостом: в одном ярусе проходят, как автодорога (проспект Андропова), так и Замоскворецкая линия метрополитена, перегон «Технопарк» - «Коломенская».
На заднем плане во тьме прячется промзона Южного порта. Видны прожетора осветительных вышек станции Москва-Южный порт.
35. Набережная "Острова Мечты".
36. Всё меньше "номерных" остаётся в московском метро, скоро они последуют за "ежами" и станут историей. А в детстве, помнится, они казались такими новыми, современными...
37.
38. Нагатинский затон.
39. Ещё один взгляд на метромост. Уж больно он хорош!
40. Ну, а затем мы наконец замёрзли окончательно и пора было завершать поход. Поэтому в качестве завершения рассказа - красивый танец метели у метро «Коломенская».
На этом всё. Надеюсь, что было интересно, в следующий раз мы продолжим зимнюю тему, только перенесёмся гораздо севернее. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!
И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!
#москва #юао #прогулки по москве #нагатинский затон #метро #история #промышленность #неизвестная москва #архитектура #краеведение