Найти тему
Романтика окраин

По московским задворкам: от Котловки до Нагатино. Часть 2-я

Приветствую вас, друзья!

Как я и обещал, продолжаем прогулку по московским задворкам от Котловки до Нагатино по снежной январской Москве 2021-го года. В первой части повествования мы с вами остановились на том, что, обозрев город с горнолыжного спуска "Кант" рядом с долиной реки Котловки, я и Стас отправились вниз по другую сторону склона и отправились дальше. А теперь и мы с вами отправимся и посмотрим довольно необычные места.

1. Спутились мы, значит, вниз и из Котловки попали уже в Нагорный район к Проектируемому проезду № 3735. Справа - производственное здание 1955-го года постройки с окнами из стеклоблоков.

2. Даже в этих малоизвестных широкому кругу лиц краях уже видна рука Сергея Семёныча. На месте Автобазы № 23 «Мосовощтранса» и приборостроительного техникума строится очередной огромный комплекс муравейников TopHILLS. Верной дорогой идёте, товарищи, верной! Действительно, кому в наше время нужен какой-то там техникум?

-2

3. Но хватит об этом. Здесь мы поворачиваем на улицу с чарующим названием Электролитный проезд. Название сие было дано оному в 1956 году в честь того самого находившего здесь медеплавильному и медеэлектролитному заводу. Ныне от него осталось только одна небольшая конторка ООО «ППК "Медная фольга"». А на фото - комплекс ОАО НИАТ «Национальный институт авиационных технологий». Предприятие проводит НИОКР по авиационным технологиям и организации авиационного производства.

-3

4. Окрестные виды. За базой лома виднеется электрическая подстанция № 630 «Нагорная» 110/10/6 кВ ОАО «МОЭК».

-4

5. Электролитный проезд весьма уютный, благодаря низкоэтажной застройке.

-5

6. Внезапно мы встретили памятник Ленину, постамент которого на самом деле вполне мог принадлежать Молотову. Сам Ленин зачем-то поставлен сюда аж в 2019-м году, до этого постамент пребывал в состоянии близком к руинам. А в пользу принадлежности оного Молотову говорят те факты, что весь этот квартал в прошлом был рабочим посёлком того самого Электролитного завода имени Молотова. Да и сам посёлок также был имени Молотова. Появился в конце 20-х - начале 30-х гг. XX века.

-6

7. Дом 1931-го года в стиле конструктивизм. Ранее был жилым, сейчас там расположены всякие многочисленные ООО.

-7

8. Ещё одно бывшее жилое здание 1931-го года, также являвшееся когда-то частью рабочего посёлка.

-8

9. А напротив него стоит дом культуры «Нагорный», ранее являвшийся домом культуры электролитного завода, позднее – ДК «Металлург» (начало 1930-х гг., реконструкция 1950-х гг.).

-9

10. Далее мы по путепроводу пересекли Павелецкое направление. Крайний левый путь - та самая соединительная ветвь № 20, с которой началась наша прогулка в первой части.

-10

11. И вот мы на другой стороне. Летом здесь, должно быть, довольно уютно и много зелени.

-11

12. Ещё немного и вот мы уже в районе Нагатино-Садовники. Хлебозаводской проезд. Образован 12 мая 1956 года и получил название по находящемуся вблизи хлебозаводу (ныне - Московский булочно-кондитерский комбинат «Коломенское»).

-12

13. Вид обратно с другого конца проезда, здесь мы на некоторое время простились с цивилизацией и углубились в такие дебри, про которые большинство москвичей даже и не подозревают.

-13

14. А именно, пройдя по тропочке, петляющей через гаражный кооператив, мы вышли вот на эту глухую просеку. Самое занятное, что от этой точки по прямой всего 9 километров до Кремля. Похоже? Эта просека на самом деле представляет собой заброшенные садовые участки ЦНИИХМа, труба которого торчит на заднем плане.

-14

15. Впрочем, на поверку оказалось, что они не совсем заброшенные. Кто-то же ходит по этой тропинке, ведущей к этому вот, например, участку. Могли себе представить, что такое есть в 9 километрах от Кремля?

-15

16. Атмосферное место.

-16

17. Водонапорная башня 1930-х годов на территории ЦНИИХМа. Сам «Научно-исследовательский институт химии и механики» (ЦНИИХМ) был основан в 1894 году в Санкт-Петербурге на базе химической лаборатории по исследованию бездымных пироксилиновых порохов Охтинского порохового завода и испытательной комиссии этого завода. В 1931 году лаборатория преобразована в Военно-химический научно-исследовательский институт (ВХНИИ) Наркомата оборонной промышленности СССР и переведена в Москву.

Институт как научная организация сложился к 1936 году, став научно-исследовательским институтом № 6 (НИИ-6) Наркомата боеприпасов СССР. С организацией в 1939 году Особого технического бюро в его стенах также формируется группа заключенных специалистов, которые работали над разработкой и внедрением в производство порохов, взрывчатых веществ и изделий из них. Среди них — изобретение кумулятивных снарядов, производство зарядов для «Катюш». В 1941 году ОТБ при НИИ-6 было эвакуировано в Казань на завод № 40, где было создано ОТБ-40. В документах 1939–1940 годов фигурирует Особое бюро НКВД № 320, которое также занималось боеприпасами.

До конца Великой Отечественной войны НИИ-6 (ЦНИИХМ) был единственным в стране комплексным научно-исследовательским учреждением по порохам, взрывчатым веществам, пиротехническим и зажигательным средствам, но снаряжению боеприпасов и средств инициирования. В начале 1950-х годов в НИИ-6 впервые в отрасли начаты исследования и опытно-конструкторские работы в области смесевых ракетных твёрдых топлив, различных технологий переработки их в заряды для твердотопливных ракет.

За выдающиеся достижения в области разработки новейших образцов боеприпасов институт награжден орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции. В 1969 году НИИ-6 был преобразован в Центральный научно-исследовательский институт химии и механики — Центральный НИИ отрасли боеприпасов и спецхимии. В 1994 году институту присвоен статус Государственного научного центра Российской Федерации.

В настоящее время ЦНИИХМ является ведущей организацией страны в области прорывных научно-технических решений для перспективных вооружений, включая новейшие виды боеприпасов, ракетных топлив, порохов и взрывчатых составов, занимает передовые позиции в разработке конкурентоспособной гражданской продукции. И, надо полагать, сюда (к счастью) Сергей Семёныча с его бригадой не подпустят и на пушечный выстрел.

-17

18.

-18

19. На границе двух миров.

-19

20. Взгляд назад. Тем временем сгустились сумерки.

-20

21. Переходный пункт № 37 110 кВ.

-21

22. Люблю такое.

-22

23. Проходная ЦНИИХМа.

-23

24. Напротив него разбит небольшой сквер, носящий название сквер Ветеранов. Место под закладку нового сквера было выбрано неслучайно — после окончания Великой Отечественной войны сотрудники ЦНИИХМа высадили каштановую аллею около своего предприятия в честь праздника Великой Победы. Спустя несколько десятилетий по инициативе жителей и администрации района было принято решение об организации на этом месте сквера Ветеранов — в память об участниках войны. Недавно прошло благоустройство по стандартной ныне схеме (см. на плиточку).

-24

25. Т.н. "Опасный перекрёсток" улиц Нагатинская (прямо), Высокая (слева), Садовники (справа), а также Нагатинского бульвара (слева за кадром). На данном перекрёстке очень «хитрая» организация движения. Всему виной трамвайные пути, которые здесь переходят с обочины дороги на середину проезжей части, чем сбивают массу водителей с толку. Многие двигающиеся по Нагатинской улице со стороны проспекта Андропова в сторону Варшавского шоссе, ориентируясь по ним, производят непредумышленно выезд на полосу встречного движения. Здесь часто дежурят сотрудники ГИБДД, поэтому случаи лишения прав нередки.

-25

26. А вот и красиво спускающийся к Москва-реке Нагатинский бульвар.

-26

27. Очень приятная улица.

-27

28.

-28

29. И вот мы уже на Нагатинской набережной. Она названа так в 1964 году. Проходит по южному берегу Нагатинского рукава Москва-реки.

-29

30. На противоположном берегу когда-то был ЗИЛ.

-30

31. Снег был просто прекрасен.

-31

32. Нагатинский метромост.

-32

33. За метромостом уже район Нагатинский затон.

-33

34. Нагатинский метромост построен над спрямительным каналом реки Москвы (Нагатинское спрямление) по проекту архитектора К. Н. Яковлева и инженера А. Б. Другановой в 1966 году, то есть на два года раньше самого канала. Этот уникальный мост возводили через старицу реки Москвы (Новинковский рукав), и лишь потом на месте старицы провели канал.

Длина перехода 807 м. Длина моста 233 м. В том числе средний пролёт 114 м, крайние пролёты — по 59,5 м. Ширина моста 40 м. В том числе метропроезд 10 м, автодорожная часть 30 м. Пролётное строение выполнено в виде неразрезной железобетонной сборной балки, состоящей из блоков, соединение которых выполнено эпоксидным клеем. Подходы к мосту оформлены в железобетонных эстакадах, в которых устроены гаражи. Авторам проекта и строителям за сооружение Нагатинского моста и комплекса инженерных сооружений присуждена Государственная премия СССР (1976 год). Является совмещённым мостом: в одном ярусе проходят, как автодорога (проспект Андропова), так и Замоскворецкая линия метрополитена, перегон «Технопарк» - «Коломенская».

На заднем плане во тьме прячется промзона Южного порта. Видны прожетора осветительных вышек
станции Москва-Южный порт.

-34

35. Набережная "Острова Мечты".

-35

36. Всё меньше "номерных" остаётся в московском метро, скоро они последуют за "ежами" и станут историей. А в детстве, помнится, они казались такими новыми, современными...

-36

37.

-37

38. Нагатинский затон.

-38

39. Ещё один взгляд на метромост. Уж больно он хорош!

-39

40. Ну, а затем мы наконец замёрзли окончательно и пора было завершать поход. Поэтому в качестве завершения рассказа - красивый танец метели у метро «Коломенская».

-40

На этом всё. Надеюсь, что было интересно, в следующий раз мы продолжим зимнюю тему, только перенесёмся гораздо севернее. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!

#москва #юао #прогулки по москве #нагатинский затон #метро #история #промышленность #неизвестная москва #архитектура #краеведение