Найти тему
ГК «Ленстройтрест»

Экономия vs красота: как застройщики строят «социалку»

Еще не так давно строительство социальной инфраструктуры для практически любого застройщика было обременением в чистом виде. Сейчас сильная школа и детсад для части девелоперов стали коммерчески интересным активом. Внешнего вида и «начинки» самих зданий это тоже касается. И тут застройщикам приходится лавировать между желанием не потратить слишком много, но и не возводить при этом банальную серую «коробку».

Для проектов в ближайшем пригороде Петербурга вопрос качественной инфраструктуры имеет еще большее значение. Ведь в городе можно, как правило, выбирать между несколькими учебными заведениями, да и общественный транспорт лучше развит. А жилые комплексы за КАД должны иметь всё необходимое в шаговой доступности. Необходимость возить детей в садик или школу «за тридевять земель» резко понижает конкурентоспособность жилого комплекса.

Новые стандарты

Все мы учились в школе и люди младше 30, скорее всего, заканчивали учебные заведения, построенные еще в советские времена. Их недостатки очевидны: помимо непосредственно классов, в них были (и есть) актовый зал, спортивный зал, иногда небольшой кинотеатр «на антресолях» и тир в подвале. По современным стандартам, это очень мало – рекреационных возможностей явно не хватает, да и элементарные столы для пинг-понга поставить негде. Сейчас, конечно, девелоперы все еще ограничены устаревшими нормативами, но стараются так уже не строить.

ГК «Ленстройтрест» не только строит кварталы, но и обеспечивает их необходимой социальной инфраструктурой
ГК «Ленстройтрест» не только строит кварталы, но и обеспечивает их необходимой социальной инфраструктурой

«Несмотря на, что СНиПы постоянно обновляются, в России подход к проектированию социальных объектов остается все еще советским. Например, все школы у нас коробочного плана. При желании сделать проект с визуально легкими конструкциями – потребуется согласования, потому что такие проекты противоречат нашим СанПиНам. Действующие нормы очень строгие и однозначные: окно должно быть слева, стол – справа, доска – там. Никакой возможности трансформировать пространство, например, для удобной групповой работы, нет. Расстановка парт в наших школах не позволяет детям полноценно коммуницировать.

С этой точки зрения интересен опыт наших ближайших соседей, Финляндии. В их школах очень много открытых пространств и много света. Там в целом другой подход к образованию, и это отражается на планировочных решениях. Много предметов, посвященных освоению каких-то бытовых навыков: и мальчики, и девочки занимаются кулинарией, учатся стирке, глажке. У них есть кузнечные лаборатории, ткацкие, швейные, химические лаборатории. Ставка делается на функциональность и мобильность: одно пространство может быть и библиотекой, и амфитеатром, и сценой. И совершенно логично это находит отражение и в архитектуре», – рассказывает Валерия Малышева, генеральный директор АО «Ленстройтрест».

В России же для того, чтобы получить оригинальное с архитектурной точки зрения и функциональное здание с множеством дополнительных пространств нужно или называться «Газпромом», или тратить на это 5 миллиардов рублей. Не у всех девелоперов есть такие возможности, но и из этой ситуации могут быть найдены решения.

Прежде всего, школы и садики стали гораздо больше. Уже никто не удивляется ДДУ на 300-400 мест (хотя такие все же нечасто встречаются, обычно количество детей – 180), а школе на 1200 мест (а бывает и больше, в Ленобласти, допустим, рекорд – 1600 мест). Подобная гигантомания, понятно, вызвана экономическими причинами: дешевле построить одно большое здание, чем два средних. Но снижают издержки застройщики не только этим способом. Они используют типовые проекты – это, опять-таки, дешевле, да и времени на проектирование нужно гораздо меньше. Такие проекты содержаться в специальном Реестре Минстроя – там 400 вариантов строительства детских садов и 285 – школ. Большинство из них имеют встроенные бассейн. Общефедеральной нормы, обязывающие его иметь пока нет, но многие школы и детские сады Петербурга и Ленобласти ими оборудованы. Другой норматив – обеспечение школы быстрым интернетом. Начальная школа почти всегда имеет либо отдельный корпус, либо, если он один на всех, то отдельный вход.

Что-то менять или добавлять девелоперу невыгодно – придется опять все пересогласовывать, так что обычно один из этих проектов и адаптируют под собственные нужды. Но не снаружи, а внутри. Делать это можно огромным количеством разнообразных приёмов. Покажем это на примере почти достроенной школы в голландском квартале «Янила» от ГК «Ленстройтрест».

Уникальные внутри

Её интерьеры были разработаны совместно с лабораторией DESIGN LAB (они же делали садик в виде замка в финском городке «Юттери»). С их помощью можно очень интересно преобразить то, что толком изменить не получится. К примеру, входная группа была длинная и узкая – такой уж проект, но дизайнеры решили сделать это преимуществом, подчеркнув геометрию с помощью напольной навигации, а также усилить эффект бесконечности кубообразногым реечным потолком. Таким образом входная группа стала цельной и продуманной. С помощью ниш для диванов были разбавлены четкие линии коридора, он стал более сложным по форме.

В столовой использовали деревянные текстуры для создания эффекта уюта и тепла. А стены сделали антивандальными, укрепив на них специальные стекломагнезитовые панели. Это было одно из основных пожеланий заказчика, которому отнюдь не хотелось делать ремонт слишком часто. Особое внимание было уделено устройству бибилиотеки – душе образовательного учреждения, а также цветовым решениям спортивных залов. Их тут сразу два – такое встречается нечасто в школах на 825 мест. В результате получили совершенно уникальное сооружение, во всяком случае внутри. Что должно непосредственным образом влиять на умы подрастающего поколения.

Такой же в смысле оригинальности, но другой внешне и внутренне получает школа в «Юттери». Там всего три этажа (так ведь и комплекс малоэтажный). На первом находятся спортивные залы (тоже два), бассейн с системой контроля качества воды, тренерские, а также блок для младших классов – с кроватями для «тихого часа». На втором и третьем – учебные классы, их всего 15, поскольку школа в 2,5 раза меньше, чем в Янино. Кабинеты труда (с мастерскими), музыки, информатики, библиотека, медиацентр, актовый зал, отделенный от столовой (а не совмещающий в себе обе функции, как в старых школах) – это уже почти обязательные опции в современных учебных учреждениях. Причем в самых обычных, не элитных.

Добавим, что в будущем соцобъекты в нашем регионе изменятся внешне и функционально. Уже имеется тренд (пока только в Москве и Подмосковье) на систему перетекающих из одного в другое различных пространств: спортивно-игровое — в зимний сад, затем в место для творчества, потом – снова в игровое. В детских садах каждая группа будет иметь собственный выход на улицу для прогулок. А в школах часть занятий будет вестись в рекреациях.

ЖК ЯНИЛА КАНТРИ, ЖК ЯНИЛА ДРАЙВ, ЖК ЯНИЛА КАНТРИ КЛАБ, ЖК IQ ГАТЧИНА, ЖК ЮТТЕРИ — застройщик ООО «Специализированной застройщик ЛСТ Девелопмент», проектная декларация на сайте наш.дом.рф