Найти тему
Хроника Пикирующего

В чем секрет низких цен "Светофора" и почему главная угроза для сети вовсе не конкуренты, а государство

Оглавление

Как именно Светофору удается держать такие цены? Сеть использует только честные методы или не совсем? Почему у других компаний так не получается и можно ли вообще есть продукты из этих магазинов?

В чем секрет низких цен "Светофора" и почему главная угроза для сети вовсе не конкуренты, а государство
В чем секрет низких цен "Светофора" и почему главная угроза для сети вовсе не конкуренты, а государство

Рассказываю, какие же реальные причины такой удивительной стоимости продуктов на полках Светофора и какие могут быть последствия тех методов, которые применяют в этой сети.

Как "Светофор" угадал

Любопытно, что не так много москвичей слышали про эту сеть, хотя за пределами МКАД она имеет феноменальную популярность, а многие её показатели сейчас являются предметом жгучей зависти у конкурентов. Хотя, каких ещё конкурентов? Светофор в своей нише сейчас практически монополист.

-2

Были разговоры, что в 2009 году сеть задумывалась с ориентиром на самую необеспеченную прослойку населения. Даже царствующие тогда Магниты и Пятерочки не покушались на настолько бедных людей, а вот Светофор решил работать как раз с такими.

Ситуация сложилась так, что через несколько лет эта категория граждан стала внезапно увеличиваться невиданными темпами. Откровенно говорят, Светофор очень удачно угадал. Остальные сети свято верили в рост благосостояния россиян и вкладывались в улучшение сервиса, а не в жесткую оптимизацию расходов.

Руководство магазинов у дома ещё хихикало над этими магазинами-складами, а словосочетание "выкладка по системе светофор" использовали, чтоб упрекнуть провинившуюся торговую точку в отвратительной расстановке товара. Сейчас боссам уже не так смешно.

Первый по площадям

-3

Давно закончилось время безудержного развития магазинов у дома, когда крупные федеральные сети старались занять каждый перекресток на районе. Сейчас развитие сильно замедлилось и сети сбавили обороты, но не Светофор. Он просто разрывает рынок.

Чтоб было понятно, за первое полугодие 2021 г в сегменте продуктов питания было открыто 1140 тыс м2 торговых площадей, из них 526 тыс м2 занял Светофор. Это 46% от всех. За полгода компания открыла 800 магазинов или по 4,5 магазина в день.

-4

Более того, Светофор сейчас является ещё и лидером по покрытию территории. Он работает в 77 регионах. Это больше, чем у любой другой федеральной сети. Светофор есть даже там, где никогда не слышали про Магниты и Пятерочки.

Как он это делает

Главный вопрос, который волнует покупателей — откуда у них такие низкие цены? А не подделкой ли они торгуют? Почему в других сетях те же самые продукты стоят дороже?

-5

Давайте обойдемся без посредственных и банальных объяснений, которых полно в сети. Да, они используют старое и часто даже б/у оборудование. Да, они экономят на числе сотрудников — 1 человек в Светофоре обслуживает 100 м2. Да, они не тратят деньги на маркетинг и рекламу. И естественно, этого всего недостаточно, чтоб держать цены ниже рынка.

Конкретика

Пройдемся по каждому пункту, которые отличают Светофор от других сетей. Это именно те моменты, которые позволяют держать минимальные цены и только применив всё это в комплексе система будет работать.

-6

Аренда. Только самая недорогая аренда. Светофор берет исключительно дешевые торговые площади. Находят какие-то Богом забытые места, на которые другие сети даже не посмотрели бы. Например, они заявляют, что готовы платить до 300 руб за м2 и не больше.

Кто знаком с рынком коммерческой недвижимости, знает, что по такой цене можно найти только помещение между кладбищем и речкой (и за чертой города), но у них получается. Это действительно сложная работа.

-7

Отношение с поставщиками. Практически главный секрет успеха. Светофор согласен закупаться только если финальная цена на полке будет меньше, чем у конкурентов. Это прямо основное требование для сотрудничества.

Сделайте другой размер, сэкономьте на упаковке, но дайте нам цену ниже всех. И дают. Потому что поставщики сильно (очень-очень сильно) хотят работать со Светофором. Ни одна другая крупная сеть не предоставляет таких шикарных условий сотрудничества.

-8

В чем шикарность условий?

  • Например, они оплачивают поставку товара буквально через неделю. Покупатели не догадываются, что сети прописывают в договорах отсрочку платежа в 90 или даже в 180 дней. Магазин уже продал товар, а заплатит за него только через полгода. Очень удобно. Получается такой беспроцентный кредит.
  • Светофор работает со стоками (один из немногих). Выглядит это так. Например, в дальнем углу на складе Кока-Колы нашли партию у которой сроки годности заканчиваются через 3 недели. В Пятерочку и Магнит можно даже не обращаться, а вот Светофор возьмет. С хорошим дисконтом. И продаст.
  • А продаст потому что Светофор мощный продавец конкретных SKU. Что это значит? Например, какая-то сеть торгует колбасной категорией в несколько раз больше, чем Светофор, но у той сети этих колбас 150 наименований, а у Светофора всего 5. И каждую из этих 5 позиций Светофор будет продавать за день больше, чем та сеть за месяц.
-9

Налоги. Опять же, для большинства покупателей это весьма неочевидный пункт. Если уметь правильно "оптимизировать" налоги, то можно получить мощное преимущество над конкурентами. И Светофор умеет.

Компания работает через десятки маленьких ООО. Каждый регион — новое юридическое лицо, новый генеральный директор, новый банковский счет.

Это позволяет избежать огромной налоговой нагрузки, которая давит на всех крупных игроков. Такая экономия позволяет не включать эти отчисления в цены и держать их ниже тех, кто вынужден это делать.

Шутки с государством

К сожалению, последний пункт представляет огромную опасность для сети. Налоговики терпеть не могут, когда крупный бизнес дробит себя на кучу мелких компаний.

-10

Во-первых это позволяет применять различные льготы по налогам. Прикидываться маленькими и платить меньше (например, всего 6% от оборота).

Во-вторых непрозрачная запутанная цепочка связей между этими ООО. В таких аффилированных паутинах легко прятать прибыль компании. Это один из часто используемых способов, чтоб скрывать или уменьшать отчисления государству.

-11

Кстати, вот именно из-за подобных схем дробления в свое время сеть "Красное и Белое" попала под мощный каток государственных проверок и товарищей закошмарили до такой степени, что им пришлось на скорую руку сливаться с "Дикси".

PS

Светофору можно пока не опасаться конкурентов — этим товарищам ещё не один год пахать до текущих показателей сети, а вот государственные органы могут сильно расстроиться из-за непонятных схем.

-12

Неизвестно, сможет ли Светофор сохранить текущий уровень цен, если его заставят работать строго по всем законам и правилам. Хотелось бы, чтоб им не пришлось это проверять.