Усиление средств ПВО боевых кораблей союзников подтолкнуло немецких конструкторов к разработке средств поражения, управляемых дистанционно с самолета-носителя, который по идее не должен попадать под огонь зенитных орудий и пулеметов. Управление снарядом осуществлялось по радиоканалу, а визуальный контроль для оператора обеспечивался горением трассеров. Имелся также вариант с проводным управлением и не выпускавшаяся серийно модификация D, которая наводилась с помощью встроенной телекамеры и приемника изображения.
Если не учитывать опытные и предсерийные партии, то датой начала производства планирующих бомб Hs 293 можно считать январь 1942 года. Группа II/KG 100 стала первой "ракетоносной" - носителями являлись бомбардировщики Do 217 E5. С апреля 1943 года началась отработка боевого применения нового боеприпаса, предназначенного для поражения кораблей водоизмещением до 4000 тонн.
Немецкие планирующие управляемые бомбы разных типов нанесли довольно заметный урон флоту союзников. Перечисление потопленных и поврежденных целей читатель может найти, например, тут.
При описании применения немецких планирующих бомб Hs 293 обычно вскользь указывается на безуспешную попытку с их помощью остановить наступающие советские войска, разрушив переправы на Одере "в апреле 1945", "в марте 1945" и т.п.
Кроме варианта управляемого планирующего боеприпаса "сумеречный тевтонский гений" создал еще систему, состоящую из двух самолетов, один из которых являлся беспилотной бомбой большой мощности. Эта связка известна под названием " Mistel".
В отличие от управляемой бомбы Hs 293 или FX-1400, "Мистель" возможностью дистанционного управления после разделения пары не обладал, зато "нижний" беспилотный элемент связки имел значительно более мощный заряд ВВ - порядка 2 тонн.
Обычно пишут, что связку пытались применять против союзников в Нормандии, а потом против все тех же "переправ на Одере", но уже в марте 1945 года.
Henschel Hs 293 - управляемая планирующая бомба, созданная для нанесения удара по кораблям противника без захода самолета-носителя в зону эффективного огня корабельных средств ПВО. Отделение боеприпаса от носителя происходило на расстоянии порядка 8-10 км и на высоте около 6000 метров, далее самолет-снаряд разгонялся за счет своего двигателя и затем планировал на цель с точностью, превосходящей аналогичные показатели при обычном бомбометании.
Управляемая (корректируемая) бомба FX-1400 была спроектирована по иной схеме и против наземных целей якобы не применялась. Но документы показывают иное.
Система "Mistel" разрабатывалась по другому принципу. Летчик истребителя выводил сцепку на цель переходил в пологое пикирование (наводил снаряд), затем происходило отделение самолета-снаряда, который далее вел автопилот по установленному курсу. Кумулятивная БЧ могла пробить до 20 метров бетона, таким образом "Мистель" мог применяться для уничтожения хорошо защищенных особо важных объектов. Скорректировать полет переделанного в бомбу Ю-88 после отделения от истребителя было невозможно.
Нас будут интересовать эпизоды боевого применения указанных систем против советских войск и документальное отражение этих фактов в архивных материалах, находящихся в открытом доступе. В советских документах различные варианты управляемого оружия именуются "самолеты-снаряды" и их описание достаточно противоречиво. Однако, отдельные характерные особенности позволяют все же разобраться, какой тип боеприпаса был применен в данном конкретном случае.
Самое раннее, что удалось обнаружить, это шифровка на имя Главного маршала авиации Новикова, направленная Штабом 50-й армии.
Сообщается, что комиссия 15-й ВА исследовала результаты атаки самолетами-снарядами переправ через Одер на участке 33-й и 69-й Армий, которая имела место во второй половине дня 22 февраля 1945 года.
В этот день группа бомбардировщиков He 111 под прикрытием истребителей на скорости около 350 км/ч и на высоте порядка 1500 метров осуществила запуск (сброс) четырех самолетов-снарядов по переправе Одер-Фольварк и еще двух по переправе у города Ауритц.
Можно с уверенностью сказать, что речь идет НЕ о сцепках "Мистель", а о планирующих бомбах того или иного типа. В принципе, теоретически возможно, что речь идет о запуске V-1 (Фау-1), которые в варианте воздушного старта использовались как раз с бомбардировщиками He 111. Достоверно не известно, применяли ли немцы эти крылатые ракеты против советских войск, но такая вероятность есть. Впрочем, слабое фугасное действие снарядов, описанное в указанном отчете, позволяет утверждать, что атака производилась все-таки планирующими бомбами, рассчитанными на поражение боевого корабля - отсюда глубокая (5 метров) воронка при минимальном повреждении наземных объектов (указано, что в 5 метрах от края воронки каменный дом не был поврежден, а личный состав даже не получил контузий).
Второй эпизод имел место 25 февраля 1945 года днем (14-15 часов). Атакована переправа 69-й Армии у города Лебус.
Некоторые авторы Дзена, открывшие для себя внезапно сайт "Память народа" и пару популярных статей про "оружие возмездия", поспешили заверить читателей как раз о применении V-1 (Фау-1) 22 и 25 февраля 1945 года. Но данная конструкция имела ДРУГИЕ (бОльшие) размеры и делалась в основном из стали, а не из дюраля, что НЕ СООТВЕТСТВУЕТ найденным обломкам. Да и попасть таким снарядом в мост было вряд ли возможно - круговое вероятное отклонение (расчётное) составляло 0,9 км.
22 февраля удар был относительно успешным. Фактор внезапности позволил немцам осуществить пуск без потерь носителей и самих снарядов - отмечается очень хорошая (для того времени) точность попадания. Все снаряды легли в 30-50 метрах от переправы с интервалом в 80-90 метров между точками попадания. Была смыта гидравлическим ударом (так в тексте) часть настила моста на протяжении 20 метров у переправы Одер-Фольварк.
25 февраля строй немецких бомбардировщиков был обнаружен заранее и встречен плотным зенитным огнем, в результате повреждения получили и сами снаряды и их носители. Поврежденные снаряды по сложным траекториям уходили в стороны от цели, часть из них взорвалась в районе переднего края, один упал без взрыва и был подобран (точнее его фрагменты) нашими войсками. Сбито три бомбардировщика He 111. Пуск осуществлялся за 2,5 км до цели.
Обратите внимание - про противодействие нашей истребительной авиации нет НИ СЛОВА.
В результате опроса очевидцев, пленных и изучения остатков снаряда, подобранного нашими бойцами, были сделаны следующие выводы о тактических приемах применения и характеристиках самолетов-снарядов:
- При взгляде сверху снаряд напоминает истребитель Як-3, имеет размах крыла около 4 метров, длину 4-5 метра и изготовлен из дюраля.
- Запуск может осуществляться на расстоянии до 10 км (это для морских просторов, само собой).
- Точность попадания высокая (сравнительно), образуется воронка глубиной 5-7 метров и диаметром до 20 метров, при этом эффективность подрыва боеприпаса в смысле действия по наземным целям низкая.
- Боеприпас, отделяясь от самолета-носителя, сначала падает, потом включает собственный двигатель, при полете его заметен черный дымный след. Самолет-снаряд планирует (пикирует) на цель под углом 15-20 градусов, а потом изменяет угол пикирования до 60- 80 градусов. (Данные маневры как раз характерны для планирующих бомб, изначально предназначенных для поражения морских целей.)
Ссылка на оригинал (оцифровка ЦАМО) дана в конце статьи.
Автор следующего документа (1 апреля 1945 года) увидел сходство самолетов-снарядов, использованных немцами, с И-16, "но меньше по размеру" - см. ниже, выделено красным.
Снова упомянуты He 111 в качестве носителей "самолетов-снарядов". Увидеть в очертаниях Фау нечто напоминающее И-16 вряд ли возможно даже при волевом усилии. Так что речь, опять же, о планирующих бомбах.
Касательно применения "Мистелей", мы взялись за исследование документальных следов атаки 12 апреля 1945 года.
Обнаружили в оцифровке документов ЦАМО следующую шифровку от 13 апреля 1942 года командиру 32-го стрелкового корпуса из 416-й стрелковой дивизии:
"В 21 00 12.4.45 пр-к применил самолет снаряд и пустил 5 таких снарядов, разрывом трех снарядов нанесен ущерб в р-не развилки дамбы 8 роте 1368 СП. По предварительным данным ранен к-р 1368 СП полковник Куркацишвили (Куркацишвили Василий Егорович, командир 1368-го стрелкового полка остался жив и вернулся в строй, подписанные им документы имеются в архиве с послевоенными датами. Награжден орденами Ленина в1955 г., Красного знамени -1950 г. и Суворова III степени в феврале 1945 года - прим. автора) и его зам по полит. части майор Сапиро, убито 5 человек, из них командир 8 роты, ранено до 40 человек. Подробности боевым донесением 13.4.45".
Шифровка, приведенная выше, не соответствует тексту из Журнала боевых действий полка, где тот же эпизод описан с существенно большими потерями. Всего лишь один "самолето-снаряд", попавший в район развилки дамб, убил 28 человек и ранил 73. Запись в ЖБД звучит так: "В результате ОГРОМНОГО взрыва самолето-снаряда полк имеет потери...".
Мы специально увеличили первый фрагмент, т.к. многочисленные авторы, переписывающие описание этого эпизода друг у друга, вносят ошибки, путая "3" и "8". В ЖБД полка написано однозначно: 28 убитых и 73 раненных.
По записи от 12 апреля 1945 года в ЖБД 1368-го СП ситуация выглядит следующим образом:
- В 20.00 по мосту через Одер нанесен удар с воздуха. Противник использовал "новый вид вооружения самолет-снаряд".
- Запущено 5 таких снарядов по переправе, но ни один в цель не попал.
- Первый взорвался в районе развилки дамб, что на северо-западной окраине Кубрюккен-Форштадт. Местность в этом районе заболочена, передвижение войск было возможно по специально подготовленным переправам и простреливаемым противником дамбам. Видимо, скопление на дамбе личного состава полка привело к таким большим потерям от взрыва самолета-снаряда.
- Четыре других снаряда взорвались южнее Кубрюккен-Форштадт.
Наконец нашелся самый подробный отчет о происшедшем:
Боевое донесение штаба 416 сд от 13.04.1945.
Боевые донесения, оперсводки. № документа: 135, Дата создания документа: 13.04.1945 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 896, Опись: 0000001, Дело: 0272, Лист начала документа в деле: 404. Авторы документа: 416 сд, подполковник Пашкин
Описание "самолетов-снарядов" однозначно указывает на то, что это были "Mistel". Нижняя часть определяется как примерно соответствующая по размерам Ме-110. Верхняя - FW-190. Пролетов таких конструкций зафиксировано аж 12 под прикрытием Ме-109. Впечатления от разрыва можно увидеть в нижней части текста - "на своем пути при производстве взрыва сжигает и разрушает все в радиусе 80-100 метров."
Сбить "самолет-снаряд" не удалось.
Такие большие потери от разрыва одного единственного самолета-снаряда послужили причиной "разбора" со стороны дивизионного начальства. В приказе командира 416-й стрелковой дивизии генерал-майора Сызранова звучат весьма резкие эпитеты в адрес штаба полка и командира батальона, допустивших скученность личного состава на дамбе без всякой маскировки. Больше всего досталось начальнику штаба полка майору Хохлову, который еще и потери никак не мог подсчитать. Хохлов получил предупреждение о неполном служебном соответствии и пять суток ареста "с удержанием 50% денежного содержания", таким же образом отметили вклад зам. командира полка по строевой части подполковника Смирнова и командира второго батальона 1368 СП капитана Иванова.
Как всегда, мы не прячем свои источники и предоставляем читателям коллекцию ссылок:
Отчеты о боевых действиях. № документа: 1482, 1483, 1484, 11/62, Дата создания документа: 15.03.1945 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 962, Опись: 1, Дело: 385, Лист начала документа в деле: 689. Авторы документа: 50 А, Худяков.
Журнал боевых действий 1368 сп 416 сд
Описывает период с 01.01.1945 по 25.04.1945 г.
Журналы боевых действий. Дата создания документа: 25.04.1945 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 7973, Опись: 239504, Дело: 7, Лист начала документа в деле: 2. Авторы документа: 1368 сп 416 сд.
Боевое донесение штаба 416 сд.
Боевые донесения, оперсводки. № документа: 135, Дата создания документа: 13.04.1945 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 896, Опись: 0000001, Дело: 0272, Лист начала документа в деле: 404. Авторы документа: 416 сд, подполковник Пашкин.