Христианство в первые 2-3 века было очень разнообразным, пока в 4 веке никейский вариант христианства не стал доминирующим. После утверждения ортодоксальной церкви прочие христианские направления подавили как еретические. Каким же образом разные направления раннего христианства воспринимали Иисуса Христа?
Большинство христиан верит в Иисуса Христа как в богочеловека. Но благодаря археологии и дошедшим до нас древним текстам нам известно, что Иисус Христос также имел иные природы в восприятии первых христиан.
Всего можно выделить 4 основных взгляда на природу Иисуса в период первых веков христианства: эбионитство, маркионитство, гностицизм, прото-ортодоксия.
Эбиониты
Эбиониты - это иудействующие христиане, которые продолжали следовать законам Торы. У них было свое Евангелие от евреев, очень похожее на Евангелие от Матфея.
Эбиониты, как и похожие на них феодотиане, алоги и прочие представители христологии "усыновления", считали Иисуса совершенным человеком, мессией, но не Богом. Смысл адопционизма (христологии "усыновления") заключается в том, что его сторонники считали Иисуса человеком, которого усыновил Бог. При это Иисус Богом не являлся.
Маркиониты
Слово "маркионитство" происходит от имени христианского богослова Маркиона Синопского. Маркион был первым, кто предложил канон Нового Завета. С точки зрения Маркиона тело Иисуса Христа не было вещественным, потому что материя является злом. Маркиониты считали Иисуса божеством с иллюзорным телом.
Похожие взгляды были у докетов, которые также отрицали человеческую природу Иисуса. В будущем маркионитское понимание природы Иисуса возродится в ереси монофизитства, представителем которого был архимандрит Евтихий.
Христианские гностики
Гностики являются очень разношерстной группой. Частично гностиками можно считать маркионитов и докетов. Однако для большинства гностиков, особенно последователей Валентина и Керинфа, Иисус и Христос были двумя разными существами. Иисус - это человек, а Христос - нематериальный божественный эон. Воссоединившись с Иисусом во время крещения, Христос через Иисуса даровал людям спасение.
Согласно раннехристианскому борцу с ересями Иринею Лионскому, для гностиков наиболее авторитетным было Евангелие от Марка, потому что в нем сказано о сошествии божественного духа на Иисуса во время крещения, и разделении духа и Иисуса на кресте, которое отразилось в момент распятия: "Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?"
Христианский гностицизм - популярное мистическое направление, он периодически возрождался в манихействе, в учении катаров и павликиан.
Прото-ортодоксы
Именно прото-ортодоксальное христианство победило остальные христианские направления и сделало их маргинальными, еретическими, преступными. Представителями прото-ортодоксии были так называемые "отцы церкви": Ириней Лионский, Евсевий Кесарийский и другие.
С точки зрения прото-ортодоксии, которое в последствии стало никейским вариантом христианства, Иисус Христос является полноценным Богом и полноценным человеком.
Подписывайтесь на мой ютуб-канал, там много интересного видеоконтента о религии.