В последнее время из разных западных стран вовсю слышно, что там проблемы. И не самые маленькие. Скорее даже большие.
Очень часто в этом контексте упоминается Великобритания. Панические возгласы раздаются нынче из разных стран Европы, но британские проблемы кажутся ещё масштабнее, поскольку у этой страны есть свои интересные особенности.
Считается, что одной из главных причин того «горького катаклизма», который уже наступил на Острове, является выход из состава Евросоюза. Референдум о «брекзите» прошёл ещё летом 2016 года, но лишь в ночь на 1 февраля 2020 года, когда уже начиналась пандемия, формальное членство Лондона в составе Евросоюза было прекращено.
О том, что станет хуже, предупреждали многие. Стало хуже.
В этом году, совсем недавно, из разных мест королевства стали поступать данные, что полки магазинов опустели. Народ скупал всё подчистую – часто это сопровождалось паникой, поскольку многие британцы не имеют дома запасов еды. Не все даже умеют хоть что-то дома сготовить, поэтому пустота супермаркетов стала крайне неприятным для многих сюрпризом.
А примерно в середине сентября на многих заправках пропало топливо. Можно было по нескольку часов простоять в очередях – и, если не повезло, ничего не купить.
Правительство сообщило, что причиной всех напастей стал отток кадров из транспортной отрасли – некому, мол, стало водить бензовозы и фуры с товарами. Те, кто раньше «крутил баранку» и «топтал железку» (среди них было много граждан стран Восточной и Южной Европы), вынуждены были уехать из-за того, что у Британии и Евросоюза больше нет общего рынка труда. Да и опостылевшие карантинные меры подкинули проблем.
Возглавляет кабинет Борис Джонсон (многим известен своей яркой блондинистой внешностью и забавной причёской). Жаль только, что многие британцы сомневаются в компетентности его самого и всего правительства, но премьер не унывает, продолжая работать.
Так как Соединённое Королевство – страна маленькая (не более 67 миллионов человек), водить грузовики некому. Точнее, из коренных мало кто хочет работать в этой сфере – заработки, по местным понятиям, небольшие, а пахать нужно много. А мигранты не возвращаются, поскольку не очень теперь это заманчиво.
Кадровые проблемы возникли и в пищевой промышленности. Выбытие части рабочей силы привело к тому, что стало некому забивать свиней, и теперь животные переросли вес, который ранее считался наиболее подходящим для убоя. Чем тяжелее свинка, тем более трудоёмким являются все процессы, связанные с её разделыванием.
Похожие дела и в переработке рыбы и морепродуктов. Работа, сами понимаете, тяжёлая, а заработки не особенно большие – вот и не хотят многие британские подданные идти вкалывать на рыбзаводы. А многие поляки и уроженцы Прибалтики куда-то подевались.
Ещё и в местной энергетике дела ухудшились...
В сентябре резко подскочила стоимость электроэнергии – это было кратковременная пиковая нагрузка с дефицитом энергии, но стало ясно, что не хватило резервных мощностей для восполнения недостачи.
При этом не было погодных аномалий, какие портили жизнь в феврале и июне жителям американского Техаса (ссылки на статьи ниже), просто какая-то непонятная «бамбарбия киргуду» приключилась. А цены на газ, нефть, каменный уголь сейчас, как известно, взлетают.
Своего традиционного сырья мало – британскую угольную отрасль правительство миссис Тэтчер угробило ещё до середины 80-х годов, а теперь пришёл черёд местной нефте- и газодобыче (извлекать нефть и газ из британских недр уже давно признано слишком затратным делом). Завозить это всё «карбоновое» богатство из-за границы и дорого (с каждым днём всё дороже), и хлопотно.
Своя «зелёная энергетика» в Британии есть. И с каждым годом её доля в энергобалансе Острова растёт, но в этом году был штиль. Ветряки при отсутствии ветра почему-то не крутятся. Разумеется, выглядят они красиво, но пользы мало.
Ещё одна особенность британского образа жизни, о котором наслышаны многие – весьма бодрящая, скажем так, температура воздуха в жилищах в холодное время года. Вокруг море, влажность и сырость, иногда мороз.
Для, нас жителей России, влажность и холод зимой привычен. Но мы обычно можем согреться в своих жилищах, где почти постоянно теплые батареи. Кое-где отопительный сезон длится по полгода и больше.
У подавляющего большинства британцев такой возможности нет – здесь вообще нет центрального отопления.
Техническая возможность обогреваться, конечно, чаще всего есть, но затраты обыватель может понести такие, что денег ему больше может не хватить даже на еду. Вот и сидят изредка у камина (газового), а спят зимой в одежде под несколькими одеялами, настраивая таймер на утро, чтобы в холоде зубы не чистить. Пошёл на работу – выключил, вот и вся роскошь. И так день за днём.
А сейчас, осенью, ещё терпимо. Что будет зимой?
И раньше, в более благополучные времена, зимний период был для большинства жителей Острова серьёзным испытанием. Мороз и снег – это холодина в жилищах, иногда - паралич на дорогах, пустота в магазинах, трудности в работе служб жизнеобеспечения. Известно, что тысячи людей умирают в зимние месяцы от хронического переохлаждения, вызванного экономией на отоплении.
Не хочется злорадствовать, но даже закалённые британцы могут этой зимой ещё более пострадать. Особенно в условиях, когда разрушается привычная жизнь.
Здоровья всем, добра и счастья!
P.S. Ещё о современных реалиях:
1) капризы погоды и кризис в Техасе зимой и летом этого года
2) жаркое лето и связанные с этим проблемы в Ташкенте
3) о кризисе в Ливане
Читатели всех стран, ставьте лайки 👍 и делитесь с друзьями!!! 👨👩
Активнее подписывайтесь!!!
Это поможет мне развивать канал, а вам – быть осведомлённее :-)