Найти тему
Три шага по карте

Великобритания. Зима близко

В последнее время из разных западных стран вовсю слышно, что там проблемы. И не самые маленькие. Скорее даже большие.

Очень часто в этом контексте упоминается Великобритания. Панические возгласы раздаются нынче из разных стран Европы, но британские проблемы кажутся ещё масштабнее, поскольку у этой страны есть свои интересные особенности.

Считается, что одной из главных причин того «горького катаклизма», который уже наступил на Острове, является выход из состава Евросоюза. Референдум о «брекзите» прошёл ещё летом 2016 года, но лишь в ночь на 1 февраля 2020 года, когда уже начиналась пандемия, формальное членство Лондона в составе Евросоюза было прекращено.

О том, что станет хуже, предупреждали многие. Стало хуже.

Будущее Великобритании, как знаменитый лондонский туман
Будущее Великобритании, как знаменитый лондонский туман

В этом году, совсем недавно, из разных мест королевства стали поступать данные, что полки магазинов опустели. Народ скупал всё подчистую – часто это сопровождалось паникой, поскольку многие британцы не имеют дома запасов еды. Не все даже умеют хоть что-то дома сготовить, поэтому пустота супермаркетов стала крайне неприятным для многих сюрпризом.

А примерно в середине сентября на многих заправках пропало топливо. Можно было по нескольку часов простоять в очередях – и, если не повезло, ничего не купить.

Правительство сообщило, что причиной всех напастей стал отток кадров из транспортной отрасли – некому, мол, стало водить бензовозы и фуры с товарами. Те, кто раньше «крутил баранку» и «топтал железку» (среди них было много граждан стран Восточной и Южной Европы), вынуждены были уехать из-за того, что у Британии и Евросоюза больше нет общего рынка труда. Да и опостылевшие карантинные меры подкинули проблем.

Возглавляет кабинет Борис Джонсон (многим известен своей яркой блондинистой внешностью и забавной причёской). Жаль только, что многие британцы сомневаются в компетентности его самого и всего правительства, но премьер не унывает, продолжая работать.

У нас, помнится, тоже когда-то ходила крылатая фраза: «Борис, ты не прав!»
У нас, помнится, тоже когда-то ходила крылатая фраза: «Борис, ты не прав!»

Так как Соединённое Королевство – страна маленькая (не более 67 миллионов человек), водить грузовики некому. Точнее, из коренных мало кто хочет работать в этой сфере – заработки, по местным понятиям, небольшие, а пахать нужно много. А мигранты не возвращаются, поскольку не очень теперь это заманчиво.

Кадровые проблемы возникли и в пищевой промышленности. Выбытие части рабочей силы привело к тому, что стало некому забивать свиней, и теперь животные переросли вес, который ранее считался наиболее подходящим для убоя. Чем тяжелее свинка, тем более трудоёмким являются все процессы, связанные с её разделыванием.

Похожие дела и в переработке рыбы и морепродуктов. Работа, сами понимаете, тяжёлая, а заработки не особенно большие – вот и не хотят многие британские подданные идти вкалывать на рыбзаводы. А многие поляки и уроженцы Прибалтики куда-то подевались.

Ещё и в местной энергетике дела ухудшились...

Хорошо, когда у тебя электрическая «коляска самобеглая», и можно не зависеть от проблем с поставками бензина. Правда, и с электроэнергией бывают перебои, и стоимость её иногда очень даже солидная...
Хорошо, когда у тебя электрическая «коляска самобеглая», и можно не зависеть от проблем с поставками бензина. Правда, и с электроэнергией бывают перебои, и стоимость её иногда очень даже солидная...

В сентябре резко подскочила стоимость электроэнергии – это было кратковременная пиковая нагрузка с дефицитом энергии, но стало ясно, что не хватило резервных мощностей для восполнения недостачи.

При этом не было погодных аномалий, какие портили жизнь в феврале и июне жителям американского Техаса (ссылки на статьи ниже), просто какая-то непонятная «бамбарбия киргуду» приключилась. А цены на газ, нефть, каменный уголь сейчас, как известно, взлетают.

Своего традиционного сырья мало – британскую угольную отрасль правительство миссис Тэтчер угробило ещё до середины 80-х годов, а теперь пришёл черёд местной нефте- и газодобыче (извлекать нефть и газ из британских недр уже давно признано слишком затратным делом). Завозить это всё «карбоновое» богатство из-за границы и дорого (с каждым днём всё дороже), и хлопотно.

Красиво - правда, если нет ветра, не очень эффективно
Красиво - правда, если нет ветра, не очень эффективно

Своя «зелёная энергетика» в Британии есть. И с каждым годом её доля в энергобалансе Острова растёт, но в этом году был штиль. Ветряки при отсутствии ветра почему-то не крутятся. Разумеется, выглядят они красиво, но пользы мало.

Ещё одна особенность британского образа жизни, о котором наслышаны многие – весьма бодрящая, скажем так, температура воздуха в жилищах в холодное время года. Вокруг море, влажность и сырость, иногда мороз.

Для, нас жителей России, влажность и холод зимой привычен. Но мы обычно можем согреться в своих жилищах, где почти постоянно теплые батареи. Кое-где отопительный сезон длится по полгода и больше.

У подавляющего большинства британцев такой возможности нет – здесь вообще нет центрального отопления.

 
Для нас один из стереотипов о «доброй старой Англии» - это камин с беседующими около него джентльменами (кадр из одной из серий «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона», режиссёр Игорь Масленников, «Ленфильм», 1979-86)
Для нас один из стереотипов о «доброй старой Англии» - это камин с беседующими около него джентльменами (кадр из одной из серий «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона», режиссёр Игорь Масленников, «Ленфильм», 1979-86)

Техническая возможность обогреваться, конечно, чаще всего есть, но затраты обыватель может понести такие, что денег ему больше может не хватить даже на еду. Вот и сидят изредка у камина (газового), а спят зимой в одежде под несколькими одеялами, настраивая таймер на утро, чтобы в холоде зубы не чистить. Пошёл на работу – выключил, вот и вся роскошь. И так день за днём.

А сейчас, осенью, ещё терпимо. Что будет зимой?

И раньше, в более благополучные времена, зимний период был для большинства жителей Острова серьёзным испытанием. Мороз и снег – это холодина в жилищах, иногда - паралич на дорогах, пустота в магазинах, трудности в работе служб жизнеобеспечения. Известно, что тысячи людей умирают в зимние месяцы от хронического переохлаждения, вызванного экономией на отоплении.

А это шотландский Глазго. Здесь бывают и холодные зимы - впрочем, это справедливо и для остальных частей Соединённого Королевства
А это шотландский Глазго. Здесь бывают и холодные зимы - впрочем, это справедливо и для остальных частей Соединённого Королевства

Не хочется злорадствовать, но даже закалённые британцы могут этой зимой ещё более пострадать. Особенно в условиях, когда разрушается привычная жизнь.

Здоровья всем, добра и счастья!

P.S. Ещё о современных реалиях:

1) капризы погоды и кризис в Техасе зимой и летом этого года

2) жаркое лето и связанные с этим проблемы в Ташкенте

3) о кризисе в Ливане

Читатели всех стран, ставьте лайки 👍 и делитесь с друзьями!!! 👨‍👩‍

Активнее подписывайтесь!!!

Это поможет мне развивать канал, а вам – быть осведомлённее :-)