26 сентября в Москве и Петербурге два человека зашли в ограниченные пространства, чтобы на 80 часов уйти от реальности и провести время наедине с собой и роботами. У каждого был набор еды, самые необходимые удобства и по две машины, запрограммированные робохореографом Дмитрием Масаидовым (интересно, что художник сам придумал для себя такую идентификацию, исходя из своих предыдущих работ). В Москве рядом с инсталляцией велась трансляция из Петербурга, в Петербурге – из Москвы, правда, в итоге записи трансляций имеют разную длительность: дело в том, что в последний день, 29 сентября, Илья Карпель, главный участник московского перформанса, закончил эксперимент и вышел из пространства. Говорят, что у него закончилось питание, да и в целом московская организация процесса была чуть хуже, чем в Петербурге, но одно можно сказать точно – завершение такого процесса тоже требует силы воли и тоже является результатом исследования. В Петербурге же процесс был доведен до конца и вечером 29 сентября создатель инсталляции зашел в место действия с сел рядом с Машей, сообщая ей об окончании проекта.
Как человек неопытный, недавно влетевший из зрительного зала в кулисы современной арт-сцены, я не сразу предала значение этому событию. Понимание происходящего пришло ко мне вечером 29 сентября, где-то за четыре часа до окончания эксперимента. Пока я сидела на стуле у входа и приветствовала прибывших посетителей, мой мозг проанализировал полученную за три дня перформанса информацию выдал мне результат с оценкой 10 из 10. Внезапно ко мне пришло осознание, что такое в Петербурге происходит нечасто, что это действительно серьезное исследование и что Маша Рожковская вполне может получить психологическую травму после прохождения такого испытания.
Ещё до открытия инсталляции наш преподаватель и, по совместительству, куратор проекта объяснила нам, что «Повтори мое имя» относится к «искусству выносливости», но тогда я не смогла оценить красоту этой идеи. Кстати, мой одногруппник в день открытия инсталляции создал подборку работ, связанных с этим направлением (https://www.colta.ru/articles/art/28400-ilya-kronchev-proekt-povtori-moe-imya-ilya-karpel-mariya-rozhkovskaya).
Дружной группой медиаторов мы вводили зрителей в контекст и спрашивали их мнение относительно происходящего. Практически все люди открыто говорили о своих эмоциях (многие действительно их испытывали) и все их ответы не были похожи друг на друга. Кто-то считал, что Маша старается наделить машину человеческими качествами, кто-то, напротив, чувствовал нараставшее внутри Маши отчуждение от социума и желание сродниться с роботом. Меня же не покидала мысль о том, что на целых 80 часов перформеры остались наедине с самими собой и что это один из самых страшных кошмаров современного человека. Во мне возникло чувство зависти, которое постоянно напоминало о том, что этот перформанс одновременно и тяжелая работа, и большая удача для участников – когда еще можно будет настолько глубоко погрузиться в себя? Ни один проект за последнее время не вызывал у меня таких сильных чувств, находиться рядом было радостно и, через какое-то время, необходимо.
Группа проекта ВК: https://vk.com/event206972567
Инстаграм: povtorimoeimya
Сайт: https://www.repeat.name/