Как известно, Николай Чуковский, переводя на русский язык роман Роберта Стивенсона "Остров сокровищ", заменил английское "cutlass" на русское "кортик", что вызвало в свое время немало эмоций у некоторых любителей холодного оружия, обвинивших Корнея Ивановича едва ли не во всех смертных грехах, меньшим из которых было незнание английского языка. Но цель этой статьи не копание в языковых нюансах оружиеведческой терминологии (дело это захватывающее только для специалистов, для любителей же оно весьма скучно). Цель это статьи - выяснение, каким именно "катлэссем" могли сражаться герои бессмертного (надеюсь) произведения.
Я художник, я так вижу?
Роман был впервые опубликован в 1883 году, но повествует о событиях середины XVIII века, и Р. Стивенсон вряд ли представлял себе какие абордажные сабли были в ходу в те времена, тем более, что к концу XIX века в английском военном флоте они уже успели несколько раз смениться. Не представлял это и художник, который иллюстрировал роман в 1899 году, а потому нарисовал хоть и абордажные сабли, но за образец взял те, которые бытовали именно во второй половине XIX века - на это указывает как форма эфеса, так и форма клинка (кстати, многим современным иллюстраторам следовало бы поучиться, а то иной раз такое рисуют вместо нормального оружия, что хоть святых выноси).
А как было на самом деле?
На самом деле все было гораздо прозаичнее.
Если в XVII веке, во времена расцвета разного рода буканьеров и прочих пиратов, "ассортимент" длинноклинкового оружия, которое использовалось как при абордажах, так и при защитах от них был довольно разнообразен, простираясь от разного рода тесаков до вполне полноразмерных сабель и даже шпаг (и среди пиратов были любители пофорсить), то в XVIII веке такие вольности уже не наблюдались. Тем более, на корабле, построенном в Англии.
Абордажную саблю, которой были вооружены моряки на кораблях и судах, можно увидеть на фрагменте рисунка Габриэля Брея, который он нарисовал в 1774 году во время путешествия на фрегате "Паллас" в Африку.
Заодно, кстати, можно увидеть не только сам катлас, но также то, как он подвешивался (что было редкостью, но об этом в другой раз), а также остальное вооружение моряка, явно готовившегося к возможным неприятностям, два пистолета и защитный щиток на левой руке - весьма необходимая деталь для тех времен (почему - тема отдельного рассказа).
По рисунку видно, что моряк вооружен знаменитой "восьмеркой": абордажным палашом, который появился в британском флоте не позднее 1740-х годов и оставался неизменным едва ли не до середины XIX века.
Оружие это имело прямой однолезвийный клинок с острием в форме копья и эфес, состоящий из гарды, овальная чашка которой переходила в дужку, и круглого черена, деревянного, но обмотанного железным листом. Свое прозвище оружие получило из-за еще одной овальной детали на дужке, которая должна была защищать ладонь с внешней и внутренней сторон фехтовальщика - два овала образовывали цифру "8".
Для защиты от ржавчины эфес красился в черный цвет.
Технические характеристики
Длина общая 770 мм
Длина клинка 650 мм
Вес 1049 г
Вместо эпилога: "прямая шпага" российского флота
Любопытно то, что эта самая "восьмерка", которая была в 1804 году практически без изменений официально утверждена в качестве абордажного клинкового оружия британского флота, была столь же официально и также без изменений утверждена в качестве такового и в флоте русском. Только в 1831 году.
Утверждение это носило элемент случайности (как и многие другие примеры принятия на вооружение новых образцов клинкового оружия в тот период).
21 апреля 1828 года корабль "Иезекииль" русской Средиземноморской эскадры задержал турецкий корвет, который после начала очередной Русско-турецкой войны превратился сначала в военный трофей, а потом - в корабль русского Балтийского флота "Наварин". Дооснащать корабль пришлось на Мальте, которая в то время находилась под контролем британцев. При этом самом дооснащении среди прочего имущества было приобретено 80 "прямых шпаг" - британских абордажных палашей обр. 1804 года.
Ну а когда в 1830 году встал вопрос о вооружении русского флота новым абордажным оружием, Кронштадтское общее собрание не стало изобретать велосипед, а решило, что будет
"удобным и полезным ввести в употребление: пистолеты, энтрепели (абордажные топоры - ИО) и сабли, точно такие, какие имеются на корвете "Наварин".
P.S. Кстати, обратите внимание, как пренебрежительно относились офицеры тех лет к терминологии: для "Наварина" закупаются "прямые шпаги", которые Кронштадтским собранием небрежно превращаются в "сабли", а Государь Император, которому доложили о решении этого самого собрания, в своем "созиволенном повелении" говорит о "саблях или палашах". Могу представить, как бы на них набросились многие нынешние "настоящие знатоки".
#оружие #холодное оружие #абордаж #абордажное оружие #флот
Почему пираты предпочитали сабли, можно прочитать здесь.
Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!