Найти в Дзене
История и культура Евразии

Якуда ведет дозорную службу перед походом монгол на Южную Русь

Оглавление

Якуда повернул голову назад, на юг. Там было темно и не светило ни одного огонька. От этого было как-то неуютно на душе. Но с другой стороны ощущение того, что ты один во всей великой степи захватывало душу.

Но он не был один. Его тысяча Каракезеков, пополненная свежими воинами из степей за Алтаем стояла дозором на Змиевых валах, как их называли местные. Никто не знал, кто и когда насыпал эти валы. Да это было и не нужно. Главное с них было удобно вести дозор на обе сторону.

Раньше здесь были дозорными каракалпаки, которые служили черниговским князьям. Многие из них легли на Калке, когда монголы там топили урусов вместе с Сары (половцы) в реке как щенков. Теперь каракалпаки появляются здесь тихо и незаметно, чтобы оценить силы монгол.

Змиевы валы
Змиевы валы

Якуда привычно повел плечами, гоняя кровь по телу, несшему на себе тяжесть доспехов. Он мог бы снять их и ходить только в легком кафтане, но тогда он не смог бы требовать от других носить доспехи. Поэтому надо было стойко переносить тяготы службы.

Якуда проверив тайные посты, откуда его воины вели наблюдение за окрестностями довольный вернулся в лагерь. Воины были хорошо скрыты и не подпустили незаметно своего мынбаши. Не зря он велел в дозор ставить по одному опытному и одному молодому воину.

В лагере сегодня шло обучение старых воинов владению пикой с крючком. Это оружие привезли с собой новые воины из заалтайских степей, которые все называли себя Мэнгунами. А когда-то так называли себя только воины из первого тумена Потрясателя Вселенной.

Каракезеки из тысячи Якуды с неохотой тыкали новыми пиками в соломенные чучела. Но надо было не только колоть, но и вытащить крючком шнурок аркана, завязанного вокруг чучела.

Якуда отобрал у своего родича пику и сев на коня, со скаку вытащил крючок. Это ему удалось легко, потому что он перед тем как заставить своих людей осваивать новое оружие сам научился этому у новых воинов. Пика с крючком сразу понравилась Якуде, который оценил её как практичное оружие. Для того, чтобы поймать врага его воины использовали или аркан или древко с верёвкой на конце. Но и аркан и древко занимали место в снаряжении, а пику в бой всегда брали с собой. И небольшое добавление в виде крючка было не в тягость воину.

-2

Отдав пику воину Якуда поспешил к отдельно стоящему дереву. Туда же без слов и понуканий подтянулись сотники из его тысячи. Все знали, что если Якуда у дерева, то быть совету.

Якуда оглядел своих жузбаши (сотников). Из старых сотников-каракезеков у него осталось всего четверо. Новых шесть сотников были монголами, которых привёл с собой Менгу из заалтайских степей.

Мунке, Мункэ, Менгу (1208— 11 августа 1259, Чунцин) — четвёртый великий каган (1251—1259) Монгольской империи, внук Чингис-хана, сын Толуя и Соркактани-беги, брат Хубилая, Хулагу и Ариг-буги. В западном походе монголов (1236—1242) воевал на средней Волге и Северном Кавказе. Буквальное значение имени хана — Вечный хан.
Мунке, Мункэ, Менгу (1208— 11 августа 1259, Чунцин) — четвёртый великий каган (1251—1259) Монгольской империи, внук Чингис-хана, сын Толуя и Соркактани-беги, брат Хубилая, Хулагу и Ариг-буги. В западном походе монголов (1236—1242) воевал на средней Волге и Северном Кавказе. Буквальное значение имени хана — Вечный хан.

Новые сотники были молоды и горели желанием драться. Таких в бой посылать было нельзя. В битве они сломают строй, а в набеге покажут себя раньше времени. Надежда была только на Каракезеков. Но их было мало.

Разведчики докладывают, что на нас идет Орда сына хана Котяна - Мангуша. Они уходят к мадьярам. Нас они заметили. и скорее всего нам придется дать бой.

Новые сотники весело заулыбались. Якуда явственно видел их мысли - они видели молодых и грудастых дуруток и токсобичек в своих шатрах, а в своих загонах тучных волов и аргамаков, захваченные у Котяна.

Но Якуда знал больше, чем эти набитые желаниями молодые жузбаши. Его разведчики уже доложили, что восемь тысяч Мангуша растеклись по сторонам и охватили лагерь Каракезеков. А еще четыре тысячи отборных воинов-копейщиков шли прямо на лагерь.

Он посмотрел на сотников-Каракезеков. Те были спокойны и ушли в себя. Видно они считали, что настали последние дни в их жизни и пора идти к предкам. Больше они не будут дышать вольным степным воздухом и им не увидеть своих внучат, бегущих к деду за лаской и сладким изюмом из запыленного дедушкиного кисета. Пора читать отходную молитву к Тенгри - читалось в их глазах.

Но сам Якуда не был готов еще к встрече с роднёй. Он не боялся смерти - надо было добить свои земные дела. А то как ты займёшь свое место за общим достарханом в вышнем мире?

Он спокойно продолжил:

  • Нас мало! Врагов больше тумена. Они хотят вырезать нас, чтобы мы не мешали им отходить с кошем (обозом). Никто нам не поможет. В степи ходит мятежный вождь емеков (кимаков - жителей степей современного Северного Казахстана) Бачман. Все силы брошены на него. Враг соберется вокруг нашего лагеря через несколько дней. И тогда нам конец.

Только после этих слов молодые сотники поняли, что им не видать в своих кибитках молодых девах. Взамен этого, их самих могли повести с руками, привязанными к бычьим хвостам в полуденные страны.

Якуда добился внимания и завершил свою короткую речь:

  • У нас пока остаётся только один выход - в сторону каракалпаков.

Все заволновались и послышались крики о том, что их там ненавидят больше чем все дуруты и токсоба, вместе с емеками.

Якуда не стал спорить и приказал:

С утра в поход. В лагере остаются две сотник каракезеков. Остальные со мной идём к каракалапакам. Налегке! Брать только луки и сабли. Погасить костры и всем отдыхать. Караулы усилить еще двумя воинами в каждый.

Дисциплина у него была строжайшая и поэтому никто не стал возражать. Лагерь погрузился в сон.

Но уже ночью, Якуда поднял воинов, которых отобрал в поход и они волчьей статьей выскользнули из лагеря. Так что оставшиеся, проснувшись с удивлением обнаружили вокруг тишину и пустоту, которую охраняли дозорные.

-4

Пока солнце не успело вступить в свои права, сотни Якуды уже были около поселения каракалпаков. Окружив его, они по приказу Якуды частью под командованием племянников Баты и Таныма пробрались в центр села и заняли большой гостевой дом, который к счастью оказался не занятым. Частью, под командованием Якуды окружили с двух сторон поселение.

Якуда приказал, никого не убивать!

Дождавшись, когда поселяне пошли, кто в поле, кто к табунам Якуда дал сигнал и степняки, пронеслись по селу, хватая детей в охапку. Когда на их защиту у околицы появились прибежавшие с поля мужчины, то на них бросились пешие воины из гостевого дома. Они были вооружены только деревянными дубинками-токмоками, которые были грозным оружием в опытных руках. Помня о наказе Якуды не убивать, воины нещадно отбивали руки и ноги, нанося не опасные для жизни, но болезненные ушибы.

Они смогли оттеснить прибежавших мужчин из центра села и Якуда с конными воинами собрал практически всех детей.

Якуда свистнул и пешцы бросились к своим коням, вскочили на них и ускакали первыми. А самый зычный воин каракесеков закричал каракалпакам:

Мы не причиним вашим детям вреда. Приходите к нам в лагерь без оружия. Нам нужна ваша помощь!

И ускакали. И только ковыль, прогнувшись под конским намётом снова встал в полный рост, заботясь только об одном - тянуться к солнцу.

А каракалпаки одев свои знамениты черные калпаки, потянулись в лагерь Якуды. Благо они его хорошо знали, постоянно следя за ним по приказу русских князей.

Якуда принял их хорошо. Накрыли степной дастархан, джигиты быстро освежевали барашков и задымившийся кизяк под казанами с ароматной степной едой заставил даже не не голодных каракалпаков сглотнуть слюну.

Расселись по простому, не соблюдая бесконечные требования степного торелика (старшинства). Якуда не стал томить каракалпакских аксакалов и потребовал у них только одного - Помочь построить засеки вокруг лагеря! Каракалпаки согласились и Якуда отдал им их детей.

На следующий день, каракалпаки верные своему слову притащили специально оструганные брёвна и другие материалы. Уже к вечеру вокруг лагеря Каракезеков образовался ряд заостренных кольев. Они были пригнаны друг к другу так хитро, что только знающий мог найти проход между ними. А специально оставленные пустоты становились ловушкой для всадника, который хотел пройти через них - его немедленно цепляли арканы, протянутые понизу и он запутывался в них.

После частокола шло возвышение из наложенных брёвен, на которые легко было подняться, но когда доходишь до конца, то один конец поднимался и опрокидывал всадника с конём.

После них шел еще один цельный частокол, за которым можно было отстреливаться лучникам. И это был последний рубеж обороны.

-5

Якуда поблагодарил каракалпакских старейшин:

  • Мне приходилось сталкиваться с вами на Калке. Вы нас тогда сильно потрепали и если не глупость урусов могли бы победить нас. Но вы не только степные воины, но и отличные пограничники, умеющие окапываться когда нужно. Не зря вас куманы называют казаками (от тюркского Казу - Копать).

Каракалпаки хмуро слушали его слова благодарности и Якуда уже думал что они так и уйдут, не приняв их. Но он ошибался! Каракалпаки не торопились и дослушав его, ответили:

Куманы идут сюда по ваши души. Но и нас они не любят. Мы им всегда мешали нападать на урусов. Поэтому, они могут напасть и на нас. Вы тоже нам враги. Но пока опаснее куманы. Поэтому, мы предлагаем объединиться и встретить их вместе. У нас около 500 воинов-мужчин. Мы перевезем наш скарб и семьи в ваш лагерь.

Якуда только возблагодарил Тенгри за такой подарок судьбы.

И вот они вместе за частоколом, наблюдают как грозные копейщики Мангуша строятся перед укреплениями. Он даже видел как их вождь Мангуш лениво улыбается, видя какие слабые укрепления перед ними.

Ну улыбайся, улыбайся! - злорадно подумал Якуда

Лагерь был окружен полностью. Якуда взглядом опытного воина определил, что куманы разместились общим табором. Они не скрывали своей численности, понимая что их во много раз больше и каракезекам Якуды никуда не уйти. Все куманы были здесь!

-6

Куманы даже не предлагали сдаться. Им не нужны были пленники - они решили напоследок просто всех вырезать. Это была бы хорошая жертвенная кровь перед дорогой в земли мадьяр.

И вот они пошли! Конные стрелки обрушили на лагерь тысячи стрел, не жалея их - они соберут их после штурма.

Заунывный звук свистулек полоснул по сердцу, подавляя волю к сопротивлению. Только заранее приготовленные каракалпаками настилы спасли большинство от ран.

Ан нет! Вон хромой Кудре не успев нырнуть за защиту, со злостью выдернул из филейной части стрелиное жало под смех более проворных воинов! Ничего, злее будет драться подумал Якуда - надо было быстрее прыгать на своей здоровой ноге.

Якуда взбодрился и дождавшись окончания залпа куманов выбрался из под настила и взобрался на частокол. За ним другие! Так и есть - к первому частоколу уже приблизились пешцы куманов из славян, русов, и бог еще знает каких народов, попавшие когда-то к ним в плен.

Они были без доспехов и имели только копья. Пешцы напарывались на веревки между частоколами, запутывались в них и становились жертвами лучников. Но не все! Часть выжила и начал выдёргивать колья. Их осыпали стрелами, но они упорно вырывали и выбивали колья. И добились своего! Правда в живых из них никого не осталось. Теперь вместо кольев всё было усеяно белесыми телами, кое-где ещё стонущими и вздрагивающими от боли.

Прямо по ним на частокол пошла конница. Но как только передние всадники достигли края настила перед частоколом, то он обвалился и кони, ломая ноги падали прямо перед частоколом. Каракезеки не теряя времени пиками с крючьями вытягивали упавших всадников к частоколу, где добивали их. Перед частоколом оставались лежать только кони, которые были ещё живы и не давали возможности подойти другим к низкому частоколу.

Атака была отбита!

Слышно было как куманы заулюкали от бессилия. Якуда понял, что настал момент для решительного удара. Из под частокола еще вчера были вырыты лазы, через которые в бой рванулись каракалпаки с боевыми топорами в руках. Ничего не ожидавшие куманы устремили свои взгляды на ставшую им ненавистную крепость, которую они вначале принимали только за небольшое препятствие.

Каракалпаки ударили в топоры и началась сеча. Лошадей не трогали, били только людей. Под ударами секир куманы падали как подкошенные. Каркалпаки были не обычные степняки, привыкшие только метать стрелы и лениво погонять стада. Это были приученные и к работе на земле хлебопашцы, сила которых была в крепком теле. Они умело били всадников по ногам и рукам, отбивая их от сёдел и поводьев. За короткий срок они уничтожили до двух сотен куманов, к которым никто не мог подойти на помощь из-за трупов и остатков заграждений.

Якуда видел как Монгуш хмурит брови! Но ничего, не может сделать!

Вскоре дело было сделано и каракалпаки деловито собрали снаряжение с трупов, а каракезеки согнали всех лошадей в лагерь.

Над небольшой крепостью каракезеков установилась тишина. Куманы не знали, что делать.

А когда не знаешь, что делать, то разжигай огонь, готовь пищу и никаких драк. Якуда зная привычки куманов, которые не умели вести долгую войну успокоился. Пока им ничего не угрожало!

Время шло, а куманы так и не начали атаку. И не ушли прочь!

К ночи, Якуда велел готовить вылазку. Он понимал, что если они дадут куманам спокойно додумать свои мысли, то те просто пойдут в ночную атаку и вырежут малочисленных каракезеков и каракалпаков.

Две сотни каразеков порознь повели его племянник Бата и Таным. Сам Якуда взяв монгол и остался у ворот из лагеря, чтобы оказать поддержку, кому будет нужно.

В ночь ушли самые опытные его воины. Они были легко вооружены и не одели тяжелых доспехов. В темноте их ждала смерть, так как куманы также понимали, что из лагеря будет вылазка.

-7

Якуда вслушивался в темноту и пока ничего не слышал. Это его радовало. Только всхрапывание куманских лошадей на водопое и далёкий волчий вой нарушали тишину. Этот вой был таким человеческим и протяжным, что Якуда невольно заслушался. Он выводил руладу тоскующего самца, возвратившегося на своё лежбище с добычей и не заставшего там самку, к которой стремилось его тело.

Однако к вою примешался и звук ударов сталью о крепкое дерево. Что-то происходило. Якуда ударил по плечу впереди стоящего воина, чтобы он также стукнул впереди стоящего - Быть готовыми.

В строю кого-то вырвало, кто-то выпустил дурной воздух, другой начал судорожно сжимать рукоятку сабли, передавая нервную дрожь окружающим - в общем всё как обычно перед боем. Якуда не обращал на это внимания и слушал.

Он услышал конский топот, который был нетороплив, словно кто-то искал кого-то. Значит наши уходят и их ищут - подумал Якуда. Теперь, он не боялся за своих - в ночной темноте пеший всегда легко уйдёт от конного.

Первыми появилась сотня Таныма - возбужденные и разгорячённые они клали перед Якудой по асычке (бараньей кости), чтобы определить сколько вернулось живых. Вернулись все! Как сказал Таным - они легко вырезали куманский дозор и прошли почти до середины лагеря, обрубая араканы, поддерживающие шатры.

Оставался Бата!

Первым появился хромой Кудре, который видно и не отходил далеко. Якуда знал его осторожность и послал его потому что он первым прибежал бы назад, если они нарвались бы на засаду.

Кудре сообщил, что Таным с остальными ушел вперед, к водопою. Он слышал как там началась драка и заспешил назад, чтобы рассказать об этом.

Якуда повел воинов к водопою.

Шли осторожно, так как старый воин не позволял спешить, чтобы не разрушить строй. Воины не вынимали оружия, чтобы не загружать руку. Якуда с проводником из каракалпаков шел впереди.

У водопоя намётанный глаз Якуды заметил как куманы копьями загоняли каракезеков в воду. Бата был жив, слава Тенгри! Он отбивался дубинкой и только копья не позволяли ему раздробить чью-нибудь голову.

Якуда видел что куманов больше, и копейщиков прикрывают легковооружённые воины. Поэтому, он не решился вступать в рукопашную схватку, а велел лучникам стрелять на выбор. Это пошло хорошо и вскоре куманские копейщики один за другим начали падать в воду, чтобы вдоволь напиться ею пробитым стрелой горлом.

Таным понял, что к нему на помощь пришёл дядя и мощным рывком выбрался из воды со своими людьми. Они смогли разогнать куманов и вырвались к лагерю.

В лагере из сотни Таныма не принесли свои асыки больше половины.

-8

Но вылазки сделали своё дело и куманы не решились атаковать ночью.

А утром им был уже не до этого. Они стали спешно собираться и уходить на заход солнца. Якуда смотрел на это и понимал, что он сделал своё дело. Остальные же ничего не понимали.

Но вскоре всем всё стало ясно - перед лагерем появились конные тумены монгол. Их вёл сам Субудай.

Обтекая лагерь они пошли в погоню за куманами и хоть не нагнали Мангуша с его родовичами, но смогли отбить кош и заводных коней. А вместе с ними и большую часть куманских родовичей. Всех их пригнали в лагерь, который стал теперь тюрьмой.

Пока монголы гонялись за куманами, Якуда отправил каракалпаков обратно к себе - от греха подальше. Каракалпакские старшины-есаулы были благодарны ему - он отдал всех захваченных у куманов лошадей. Это было его право, как захватившего их со своими воинами. Никто из каракезеков не был против. А монголам из его тысячи он отдал все остальное, что они захватили. Пусть радуются! Ему и каракезекам ничего не осталось, кроме их жизней. Однако это было куда больше, чем все земные блага.

Воину не нужен лишний груз - думал Якуда!

А когда тумены Субудая вернулись назад, то к удовольствию старого полководца уже всё было готово -

Каракезеки убрали заграждения, поставили побольше коновязей, пригнали отару овец с пастбища на прокорм монголам и поставили палатки для Субудая и его тёмников.

Субудай только улыбнулся и кивком пригласил Якуду к себе.

  • У тебя как всегда всё ладно, тюрок! Дела сделаны, кош на месте, воины сытые и готовые к бою. Это мне и нравиться в тебе! Поэтому, я даже не буду спрашивать куда ты дел своих коней, хотя те, кто на них ускакал завтра будут сражаться с нами.
  • Так значит снова война с урусами - спросил Якуда
  • Да! Мы поймали вождя емеков Бачмана и заставили его родного брата зарезать его как барана. Теперь нам никто не ударит в спину. А уруские коназы не тропятся и не идут к нам чтобы изъявить покорность. Только уруский коназ Ярослав и его сын Александр поддерживают нас. Поэтому, весной в поход. А для похода нужны воины. И с твоей помощью мы получили новых воинов. Мы смогли завлечь Мангуша в западню и теперь половина его родов у нас в руках. Без своих стад и коша они не смогут уйти к мадьярам. А значит будут служить нам.
  • Я рад был служить вам, Таксыр - сказал напоследок Якуда и покинул палатку по повелению старого полководца.

Тому надо было проводить совет со своими тёмниками. А Якуда не был монголом и поэтому не имел права присутствовать на таких советах без приглашения. Но это ему было на руку - надо было готовиться к походу. Впереди было много дел!

-9

Статьи и рассказы из цикла: Монголо-татарское нашествие на Русь:

1. Комета Галлея как провозвестник монголо-татарского нашествия

2. Поход Джэбэ и Субэдэя на Кавказ и кипчакские степи в 1221-1222 годах

3. Субудэй против урусов в битве на Калке. Или как простому воину Якуде из Каракезеков повезло стать торткараулом

4. Первое поражение Субудэя от булгар, которое стало его великой победой

5. Начало Западного похода монгол в 1236-1237 годах - покорение Урало-Поволжья и Рязанского княжества

6. Евпатий Львович Коловрат по русски - или наёмник Урс

7. Якуда выполняет волю Саин-хана - взять Мушкаф без боя

8. Якуда участвует во взятии Владимира 8 февраля 1238 года

9. Якуда в погоне за владимирским князем Юрием Всеволодовичем

10. Якуда собирает лесных жителей под Торжок по приказу Бату-хана

11. Злой город Козельск и причины его гибели