Минфин подготовил основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и плановый период 2023 - 2024 годов. Он рассчитывает, на продолжение роста реальных зарплат на уровне 2,5% и пенсии неработающим пенсионерам в в 2022 году – 5,9%; в 2023 году – 5,6%; в 2024 году – 5,5% , а также на темпы инфляции в 4%. Курс рубля будет оставаться стабильным, он прогнозируется в пределах 72-74 рублей.
Предполагается снижение влияния на экономическую активность распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе в результате массовой вакцинации; сохранение на протяжении всего прогнозного периода ограничительных мер, принятых иностранными государствами в отношении России.
Планируется:
- развитие национальной системы прослеживаемости товаров, обеспечивающей контроль за оборотом товаров на всех этапах от ввоза до реализации в рознице;
- запуск нового налогового режима УСН.онлайн для микропредприятий с численностью сотрудников до 5 человек (аналогично режиму НПД администрирование будет осуществляться в бездекларационном формате через удобный интерфейс);
- введение института «единого налогового платежа», предполагающего уплату налогов одним платёжным поручением (без уточнения реквизитов и др. параметров) с последующим зачетом в счёт имеющихся у налогоплательщика обязательств;
- повышение качества администрирования акцизов на табак.
- обеспечение устойчивого роста численности населения, увеличения средней продолжительности жизни в России, которая в 2030 году должна составить 78 лет.
Ряд мероприятий предлагается направить на снижение смертности и повышения качества и доступности медицинской помощи предполагается реализация следующих мероприятий, снижение уровня бедности и поддержка доходов населения.
Меры государственной политики по поддержке доходов граждан будут включать:
- гарантированный размер оплаты труда на уровне МРОТ и не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения;
- поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы, а также проведение ежегодной индексации заработной платы иных категорий работников бюджетной сферы;
- содействие в поиске работы (в т.ч. за счет повышения эффективности деятельности службы занятости населения), а также развитие гибких форм занятости;
- повышение уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции;
- проведение индексации социальных пособий и льгот не ниже уровня инфляции, а также организация своевременного предоставления мер социальной поддержки;
- модернизацию системы социальной поддержки, исходя из принципов справедливости, адресности и нуждаемости
Комфортная и безопасная среда для жизни:
С этой целью планируются следующие мероприятия, направленные на стимулирование спроса и предложения, а также на повышение эффективности работы строительного сектора, в том числе путем создания современной инфраструктуры:
- повышение доступности ипотеки, в том числе посредством реализации специальных ипотечных программ:
- программа льготной ипотеки на приобретение квартир в новостройках;
- программа льготной ипотеки для семей с двумя и более детьми при приобретении жилья в новостройках;
- единовременные выплаты на ипотеку в размере 450 тыс. рублей семьям с третьим ребенком (и последующими детьми), родившимся в 2019-2022 годах;
- реализация программы «Дальневосточная ипотека» и «Сельская ипотека»;
- развитие рынка ИЖС (в т.ч. за счет развития соответствующего сегмента ипотечного рынка);
- цифровизация и стандартизация рынка ипотеки;
- сокращение непригодного для проживания и аварийного жилищного фонда;
И НАПОСЛЕДОК АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ПЕРСПЕКТИВУ
Налог на прибыль организаций
Установление дополнительных преференций по налогу на прибыль организаций для компаний, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, в части предоставления таким организациям возможности применять инвестиционный налоговый вычет в отношении отдельных видов расходов, а также применять повышающий коэффициент к норме амортизации в отношении отдельных видов амортизируемого имущества.
Налог на доходы физических лиц
1. Установление налоговой ставки на доходы от осуществления трудовой деятельности физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, в размере, аналогичном действующему для налоговых резидентов Российской Федерации.
2. В настоящее время при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках исключается доход в виде процентов, рассчитанный как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Банка России, действующей на первое число налогового периода. Если произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Банка России за налоговый период больше, чем фактически полученные налогоплательщиком проценты, то соответствующий остаток в целях налогообложения не учитывается.
Предлагается дополнительно проработать вопрос о переносе неиспользованного остатка на следующий налоговый период по вкладам со сроком действия более 1 года.
3. Разработка порядка исчисления и уплаты НДФЛ в отношении доходов по ценным бумагам, которые выплачиваются иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц, а именно, налоговых резидентов Российской Федерации. Решение данного вопроса обусловлено тем, что с 1 января 2021 года доходы налогоплательщиков, превышающие 5 млн. рублей, подлежат налогообложению по повышенной налоговой ставке.
4. Разработка инструментов налогового стимулирования привлечения денежных средств физических лиц на финансовый рынок на долгосрочной основе, в том числе с использованием индивидуальных инвестиционных счетов нового типа.
Налог на добавленную стоимость
Внесение изменений в понятие международной перевозки товаров для целей статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации в части ограничения ее перевозкой только тем транспортным средством, на котором товар пересек границу Российской Федерации, либо определения, что международной признается только та перевозка товаров, которая оформлена международным перевозочным документом, в котором указан один пункт на территории Российской Федерации, а другой за ее пределами (подпункт 2.1 пункт 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации). Данные изменения необходимы в связи с различными толкованиями судами положений пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации и возникающей в связи с этим неопределенностью в применении ставки НДС (0 или 20 процентов) перевозчиками и экспедиторами.
Акцизы
Проработка предложения Минздрава России о введении акциза на калорийные безалкогольные газированные напитки с целью ограничения потребления таких продуктов, что принесет дополнительные доходы бюджетной системе Российской Федерации.
Совершенствование налогового администрирования
Гармонизация законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и иных отраслей законодательства, регламентирующих порядок открытия и использования специальных банковских счетов, имеющих законодательно установленное целевое предназначение, в части взыскания обязательных платежей, регулируемых Налоговым кодексом Российской Федерации, с таких специальных счетов и применения обеспечительных мер в отношении этих счетов.
И обеспечительные меры налоговиков
Во-первых, предлагают дать инспекции право применять предварительные обеспечительные меры. С их помощью будут бороться с сокрытием имущества и активов. Такие обеспечительные меры можно будет наложить с момента принятия решения о выездной проверке, чтобы за время ее проведения налогоплательщик не смог скрыть имущество. Меры будут применять в отношении разницы между налогами и взносами исходя из среднеотраслевой нагрузки и суммой, которую перечислил налогоплательщик.
Во-вторых, хотят исключить запрет на открытие новых счетов при заморозке действующего. Банк сможет открыть счет, но на него тоже будет распространяться блокировка.
(По материалам "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ, НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2022 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024 ГОДОВ")