Надо очень постараться, чтобы забрести в эту часть Харькова просто так, без повода. Улицу Владислава Зубенко (бывшую Тимуровцев) из конца в конец можно пройти только ради метро. Ничего примечательного и особенного: по одну сторону овраг, по другую многоэтажная жилая застройка. Но где-то на полпути вы обязательно обратите внимание на эту девятиэтажку, точнее её угловую часть. Глазам словно открывается оазис среди безликого кирпично-бетонного однообразия.
Невысокий забор из ладно скроенных досточек здесь такой же декоративный элемент, как вазоны, пестрая щебенка или цветы. Все они странным образом кучкуются вокруг торца дома, который и сам по себе имеет художественную ценность. На тщательно оштукатуренных панелях не плакатным, но достаточно ровным шрифтом, выведены строчки из украинских стихотворений и чьи-то цитаты в прозе.
По нынешним временам не очень-то и удивительно. Чудаков, стремящихся найти место приложения своим талантам, хватает. Да и в дорогих жилых комплексах по запросу клиента нарисуют хоть Дали, хоть Рембрандта. Правда, здесь чувствуется рука энтузиаста: в чем-то неумелая, в чем-то немного наивная, но явно создававшая произведения под глубоко личный концепт. Вот строчки про цветы, которые являются душой Земли. Вот про Великих людей, они непременно должны быть еще и умными, и искренними…
Интерес, какое продолжение может быть у этого триптиха по другую сторону дома, побуждает заглянуть во двор. Тут уже не так пестро. Но вокруг - много интересного. Имитация украинского журавля-колодца, печь с кувшинами-глэчиками и цветы, цветы, цветы…
Мужчина лет 60, орудуя садовыми ножницами над немного запущенными кустами, что-то объясняет рядом стоящей женщине. С виду - обычный разговор по-соседски. Но немного вникнув, понимаешь, что это и есть смотритель необычного хозяйства. А разговор - видимо, уже привычное пояснение случайному прохожему: что здесь такое и почему.
Чуть погодя я и сам подошел к художнику-садоводу, чтобы услышать историю от и до.
Юрий Иванович Семеновский 12 лет как вышел на пенсию. До этого в качестве водителя-дальнобойщика возил грузы между Украиной и Европой. Непоседливая натура видимо дала себя знать. Ему не надолго хватило терпения безучасно наблюдать, как родной двор приходит в упадок при полном попустительстве коммунальных служб.
Начинал он со скромных и во многом хаотичных перформансов - колодец-журавль (его уже пора подновить - озабоченно делает ремарку рассказчик) и печка с глэчиками еще из той плеяды. Потом начал высаживать розы и другие цветы, стал рисовать понемногу.
Сейчас у него в планах уже более стрктурированные и нацеленные на перспективу шаги. Деревца с мощными лопухообразными листьями - основа будущей павлониевой аллеи. По разнообразию теплолюбивых растений Харьков все ближе к югу и вопрос почему именно павлония - риторический. У людей всегда тяга к новому. А еще Юрий Иванович хочет выровнять эту часть двора и засеять газонной травой. Говорит, в Германии уже заказал какой-то сорт, особенно неприхотливый.
- И что же, вы это в одиночку делаете или люди всё-таки помогают? - спрашиваю собеседника.
- Да какой… Нашим людям ничего не надо. Пытался я их как-то объединить под всё это дело. Но максимум, что получилось - собрать деньги на обустройство мусорки.
Два мусорных контейнера стоят на своем привычном месте, напротив одного из центральных подъездов. Вокруг и над ними устроена сетчатая конструкция. Согласно замыслу главного дизайнера, по ней должен виться виноград, который скроет неприглядный коммунальный быт листвой.
Вообще-то, признается Юрий Иванович, поддержка у него есть. Жительница торцевой квартиры на первом этаже, по внешней стороне которой и идет авторская роспись в стихах и картинах - главный спонсор. У неё какой-то бизнес и она готова финансировать новые идеи и решения на благо родного двора.
- Сколько надо? - единственное, что она спрашивает.
Остальная часть дома существенно проигрывает дизайнерскому крылу. Там даже казенную краску лет 15 не обновляли. Эстетическое чувство Юрия Ивановича страдает. Но он принципиально не предпринимает художественную экспансию.
- Нравится так жить - пусть живут. Мне бы только от городской власти добиться, чтобы хорошую площадку детям поставили.
Какая-то, довольно новая, горка и шведская лестница на ней виднеются. Видимо, подарок от мэрии к очередным выборам - здесь такое в порядке вещей. К следующим в ноябре, глядишь, поставят еще что-нибудь. А пока во дворе есть только один хозяин. Временами его видят с ножницами, временами - с лопатой или молотком. И он наглядный пример того, как можно сделать жизнь лучше и красивее, не уповая на доброго чиновника.