Найти тему
Никто

Сочинение ЕГЭ по русскому языку по В. Солоухину: "Шла война, на которую мы, шестнадцатилетние мальчишки, пока ещё не попали"

Текст:

(1)Шла война, на которую мы, шестнадцатилетние мальчишки, пока ещё не попали. (2)Время было голодное. (3)По студенческим карточкам нам давали всего по четыреста граммов хлеба.

(4) А между тем даже сливочное масло, окорок, яйца, сметана существовали в нашей комнате в общежитии — в тумбочке Мишки Елисеева, отец которого работал на складе и каждое воскресенье приходил к сыну и приносил свежую обильную еду.

(5) На Мишкиной тумбочке висел замок. (6)Мы даже не подходили к ней: неприкосновенность чужого замка вырабатывалась у человека веками и была священна во все времена, исключая социальные катаклизмы — стихийные бунты или закономерные революции.

(7)Как-то зимой у нас получилось два выходных дня, и я решил, что пойду к себе в деревню и принесу каравай чёрного хлеба. (8)Ребята меня отговаривали: далеко — сорок пять километров, на улице стужа и возможна метель. (9)Но я поставил себе задачу принести ребятам хлеб.

(10)Утром, несмотря на разыгравшуюся метель, я добрался до родительского дома. (11)Переночевав и положив драгоценный каравай в заплечный мешок, я отправился обратно к своим друзьям в студёном, голодном общежитии.

(12)Должно быть, я простудился, и теперь начиналась болезнь. (13)Меня охватила невероятная слабость, и, пройдя по стуже двадцать пять километров, я поднял руку проходящему грузовику.

— (14)Спирт, табак, сало есть? — грозно спросил шофёр. — (15)Э, да что с тобой разговаривать!

— (16)Дяденька, не уезжайте! (17)У меня хлеб есть.

(18)Я достал из мешка большой, тяжёлый каравай в надежде, что шофёр отрежет часть и за это довезёт до Владимира. (19)Но весь каравай исчез в кабине грузовика. (20)Видимо, болезнь крепко захватила меня, если даже само исчезновение каравая, ради которого я перенёс такие муки, было мне уже безразлично.

(21)Придя в общежитие, я разделся, залез в ледяное нутро постели и попросил друзей, чтобы они принесли кипятку.

— (22)А кипяток-то с чем?.. (23)Ты из дома-то неужели совсем ничего не принёс?

(24)Я рассказал им, как было дело.

— (25)А не был ли похож тот шофёр на нашего Мишку Елисеева? — спросил Володька Пономарёв.

— (26)Был, — удивился я, вспоминая круглую красную харю шофёра с маленькими серыми глазками. — (27)А ты как узнал?

— (28)Да все хапуги и жадюги должны же быть похожи друг на друга!

(29)Тут в комнате появился Мишка, и ребята, не выдержав, впервые

обратились к нему с просьбой.

— (30)Видишь, захворал человек. (31)Дал бы ему хоть чего-нибудь поесть.

(32)Никто не ждал, что Мишку взорвёт таким образом: он вдруг начал орать, наступая то на одного, то на другого.

— (33)Ишь, какие ловкие — в чужую суму-то глядеть! (34)Нет у меня ничего в тумбочке, можете проверить. (35)Разрешается.

(36)При этом он успел метнуть хитрый взгляд на свой тяжёлый замок .

(37)Навалившаяся болезнь, страшная усталость, сердоболие, вложенное матерью в единственный каравай хлеба, бесцеремонность, с которой у меня забрали этот каравай, огорчение, что не принёс его, забота ребят, бесстыдная Мишкина ложь — всё это вдруг начало медленно клубиться во мне, как клубится, делаясь всё темнее и страшнее, июльская грозовая туча. (38)Клубы росли, расширялись, застилали глаза и вдруг ударили снизу в мозг тёмной волной.

(39)Говорили мне потом, что я спокойно взял клюшку, которой мы крушили списанные тумбочки, чтобы сжечь их в печке и согреться, и двинулся к тумбочке с замком. (40)Я поднял клюшку и раз, и два, и вот уже обнажилось сокровенное нутро «амбара»: покатилась стеклянная банка со сливочным маслом, кусочками рассыпался белый-белый сахар, сверточки побольше и поменьше полетели в разные стороны, на дне под свёртками показался хлеб.

— (41)Всё это съесть, а тумбочку сжечь в печке, — будто бы распорядился я, прежде чем лёг в постель. (42)Самому мне есть не хотелось, даже подташнивало. (43)Скоро я впал в забытьё, потому что болезнь вошла в полную силу.

(44)Мишка никому не пожаловался, но жить в нашей комнате больше не стал. (45)Его замок долго валялся около печки, как ненужный и бесполезный предмет. (46)Потом его унёс комендант общежития.

(По В. Солоухину)

Солоухин Владимир Алексеевич (1924—1997 гг.) — русский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы». В наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысляет историю России XX века.

Солоухин Владимир Алексеевич — русский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы», в своём тексте поднимает проблему поведения людей в военные годы. Как проявлялись личностные качества людей в это время? Над данным вопросом размышляет автор.
Рассуждая над проблемой Владимир Алексеевич рассказывает случай, произошедший с главным героем – мальчиком лет шестнадцати, имени которого он не называет. В голодные военные годы герой вместе с товарищами жили в общежитии, им по студенческим карточкам давали «всего по четыреста граммов хлеба». В то время как сосед ребят по комнате – Мишка Елисеев – прятал в своей тумбочке свежую обильную еду, которую ему приносил отец со склада, он ни с кем не делился, а студенты и подумать не могли о том, чтобы взять еду силой. Однажды главный герой решил отправится домой, чтобы принести ребятам каравай чёрного хлеба. Задача была поставлена и несмотря на разыгравшуюся метель он добирался до родных и, переночевав, пошёл в сторону общежития. По дороге его охватила слабость, и мальчик поднял руку проходящему грузовику, шофёр забирал у героя весь каравай хлеба и довёз до города. В общежитие юноша вернулся больным, и только тогда товарищи попросили у Мишки немного еды для него. Но Мишка начал бесстыдно врать, и тогда наш герой в полубессознательном состоянии разгромил тумбочку, полную еды, и отдал ее товарищам. «Всё это съесть, а тумбочку сжечь в печке», - сказал он. Оба примера, дополняя друг друга, ясно дают понять, что в военные годы люди вели себя по-разному, именно в поступках раскрывалась их внутренняя натура. Мишка действовал в своих интересах в соответствии со своими личностными качествами, а главный герой пытался помочь прежде всего товарищам, он был готов поделиться с ними последним куском хлеба.
Позиция автора очевидна. Солоухин Владимир Алексеевич считает, что в тяжелые военные годы трудно было скрыть своё истинное лицо. Кто-то мог утаивать и лгать в лицо, а кто-то жертвовать собой и своим здоровьем ради других, но рано или поздно всё становилось явным, становилось ясно кто есть кто.
Трудно не согласиться с автором, ведь от личностных качеств человека зависит и его поведение, его поступки. А во время войны натура человека проявляется в полной мере: одни ищут выгоду, а другие – способы помочь товарищам по несчастью.
Таким образом, личностные качества людей в годы войны проявлялись в поступках. В проявлении самоотверженности во имя блага товарищей или, наоборот, в стремлении приобрести выгоду за счет бедствия других людей.

Если тебе понравилась статья, поставь лайк и подпишись ;)

#Егэ #сочинение #Солоухин #егэ по русскому языку #егэ на сотку