Найти тему

Что такое категорийный менеджмент в закупках, и в каких случаях он внедряется на предприятиях?

Оглавление

Как понятие и направление деятельности, категорийный менеджмент зародился в 80-90 годах. Впервые на практике его начала применять компания Procter&Gamble. Профессия Категорийный менеджер.

Чаще всего категорийный менеджмент применяется в сфере ритейла. Данная стратегия продаж предполагает объединение похожих друг на друга товаров в единую группу: например, соки, шоколадные батончики, выпечка, бакалея и пр. Но в последнее время он активно внедряется и в закупочную деятельность.

Под категорийным менеджментом можно понимать управление той или иной группой (категорией товаров и услуг), с точки зрения жизненного цикла, начиная с понимания потребности в закупках, заканчивая анализом эффективности закупаемых товаров с позиции их качества и удовлетворенности конечного пользователя.

Категорийный менеджмент в закупочной деятельности предполагает стратегически выверенный, тщательный и скрупулезный подход к закупочной деятельности для достижения максимального позитивного эффекта в организации.

При внедрении категорийного менеджмента предполагается плотное взаимодействие между представителями разных подразделений, в частности, между закупочным отделом и внутренними клиентами. Категорийный менеджмент может быть реализован только в тех компаниях, в которых развита культура долгосрочного планирования (там, где принято решать только тактические задачи и удовлетворять текущие потребности в закупках, такой подход неприменим).

Категорийный менеджмент предполагает работу по следующей схеме:

  1. Анализируются потребности компании в товарах и услугах.
  2. Анализируется опыт предыдущих закупок. В частности, специалисты должны дать ответы на такие вопросы: какие товары закупались, по какой цене и с какой частотой, кем принималось решение по закупке; предполагается ли закупка аналогичных товаров в ближайший год-три года; для каких целей приобретают данные товары; какими правилами следует руководствоваться при приобретении товаров.
  3. Производится анализ рынка, на котором предполагаются закупки. Для этого используются классические маркетинговые инструменты: SWOT-анализ, PEST-анализ, определяются рыночные риски и риски при работе с поставщиками.
  4. Формируется матрица закупочного портфеля, основополагающими критериями для построения которой являются: влияние закупки на бизнес и сложность рынка, на котором производится закупка.
  5. Определяется план действий при осуществлении закупок и стратегия закупок категории товаров.

В каких случаях и для чего внедряется

Данный подход к осуществлению закупок не является самоцелью для компании. Он внедряется по мере необходимости.

Обычно целесообразность внедрения категорийного подхода к закупкам возникает в крупных компаниях, которые работают над повышением эффективности своей работы по разным направлениям.

Так, в практике закупок может проявляться такая проблема, когда разные региональные подразделения закупают одинаковые товары по разной стоимости, с разным качеством и наименованием. У отдельного подразделения могут возникать сложности с закупками определенных категорий товара, тогда как другому данный товар будет легко доступен.

К числу проблемных моментов можно отнести нехватку определенных закупаемых товаров в сезон, что негативно отражается на экономических аспектах функционирования.

В результате наносится урон эффективности закупочной деятельности.

Категорийный менеджмент позволяет найти оптимальный баланс между стоимостью закупаемых товаров и их оптимальным качеством. Так, нередко возникаю спорные моменты между производственными объединениями и отделом закупок. Последние обычно стремятся максимально сэкономить на закупках, тогда как представители производства хотят получить все более дорогое и качественное. Работа с категориями позволяет понять, действительно для производства нужно самое дорогое или можно приобрести аналог с худшими характеристиками, но достаточными для решения текущих задач.

Благодаря управлению категориями, у компании появляется возможность преодоления разрозненности в закупках и добиться их большей результативности.

Функции и задачи

В компании функции категорийного менеджера могут принадлежать как штатным сотрудникам, так и выведены на аутсорсинг. На этого специалиста возлагается большая ответственность начиная с подбора ассортимента, заканчивая гарантийным обслуживанием товаров. Таким образом, такой менеджер обладает большим функционалом, нежели обычный закупщик.

К функциям и задачам, решаемых категорийным менеджером, относят:

  1. Определение целесообразности закупки.
  2. Ценообразование.
  3. Перемещение товара.
  4. Развитие или уменьшение ассортиментной матрицы.

К должностным обязанностям категорийного менеджера можно отнести:

  1. Поиск поставщиков.
  2. Проведение с ними переговоров о ценах, скидках и условиях оплаты.
  3. Заключение договоров с поставщиками.
  4. Оптимизация ассортимента и ведение номенклатуры.
  5. Оформление заказов на закупку.
  6. Анализ статистики продаж товаров.
  7. Контроль за качеством закупаемых товаров.
  8. Бесперебойное снабжение закупаемыми товарами розничных подразделений.
  9. Стремление к обеспечению минимальной цены на товары с заданным качеством, достижению максимально дешевой логистики и пр.

Менеджер несет ответственность за правильность и эффективность закупочной деятельности в своей товарной группе, достоверность учета маркетинговой информации, качество закупаемых товаров и правильное ценообразование, оптимизацию издержек и рисков при выполнении работ.

На основании проведенного анализа эффективности закупочной деятельности категорийный менеджер готовит решения и вносит предложения об оптимизации бизнес-процессов, проводит предварительные переговоры с поставщиками и заключает с ними договоры.

Что касается показателей эффективности работы менеджера, то они могут отличаться в каждой организации. В качестве примеров можно привести доставку товара до склада в положенное время, оптимальную цену закупки, обеспечение взаимодействия со всеми структурными подразделениями, выявление пула дополнительных (альтернативных) поставщиков, заменяющих основных, выстраивание эффективной логистики, автоматизация учетной деятельности.

Таким образом, категорийный менеджмент в закупках внедряют при возникновении проблем между подразделениями компании. Для повышения эффективности закупочной деятельности внедряют управление категориями на предприятии, когда менеджер отвечает за весь цикл закупки и использования товаров.