Изготовление контейнеров в России на протяжении многих лет являлось экономически невыгодным. Практически всё производство было сосредоточено в Китае. И наша продукция не могла конкурировать с китайской из-за слишком низкой стоимости последней. Однако сегодня у нас появился шанс стать более конкурентоспособными. Что этому поспособствовало? Какие шаги уже предпринимаются?
Китай доминирует
В середине 90-х Китай производил половину всех контейнеров. В начале 2000-х его доля на этом рынке составляла уже 95%. Продолжительное время такая ситуация устраивала всех. Ведь КНР предоставляла самую низкую стоимость контейнера. В итоге снижалась и стоимость доставки по морю. Таким образом стимулировалась глобальная морская торговля.
Именно для этого производство и продажу контейнеров вынесли за рамки рыночной экономики. Двадцатифутовый контейнер стоил 1800 долларов. Всего три компании производили 80% продукции. Они контролировались государством. Многое указывает на то, что китайские власти датировали производство. Поднебесная была очень заинтересована в глобальной торговле со всем миром.
Продукт мирового масштаба создает и отечественный IT-проект SFERA. Подробнее о разработке амбициозной команды читайте на сайте.
Кризис
За последние годы несколько событий нарушили привычную схему. Разрыв в торговом балансе Китая и США достиг 317 миллиардов долларов в 2020 году. Экспорт и профицит устремились вниз после 2016 года. Основная причина — в политике Дональда Трампа. Однако с китайским экспортом он не совладал.
В 2020 году Поднебесная обогнала США и стала самым крупным торговым партнером ЕС. Видимо, поэтому в Китае решили больше не дотировать глобальную торговлю через низкую стоимость контейнеров.
В начале 2020 года крупнейшие производители заключили соглашение. Они договорились поднять цену и не снижать её меньше 2000 долларов за контейнер. Росту цен способствовала разразившаяся пандемия. И к концу 2020 года цена достигла 3500 долларов.
Эта ситуация предоставила России уникальный шанс наладить производство контейнеров для собственных нужд.
России нужны свои контейнеры
Для обслуживания внутренних и экспортных грузопотоков России нужно собственное производство контейнеров. Так, рыбная отрасль нуждается в рефрижераторных контейнерах. Их производство позволит завершить импортозамещающий манёвр. В результате наша страна перестанет закупать примерно один миллион тонн рыбы в год на внешних рынках.
На сегодняшний день рыбу, пойманную на Дальнем Востоке, мы продаем в Китай. На заводы же в европейскую часть импортируем из за рубежа. Так дешевле и быстрее. Но пути решения уже найдены: «Холодный экспресс» от РЖД, а также доставка рыбы по СевМорПути.
У РЖД уже появился новый контейнерный оператор «РЖД Бизнес Актив». К 2025 году планируется нарастить грузооборот до 2 миллионов тонн.
В начале этого года крупные перевозчики предложили нашим властям субсидировать производство контейнеров в России.
Так есть ли контейнеры?
«Омсктрансмаш» уже получил сертификат на свои сорокафутовые рефрижераторы. Свою модель ещё в 2019 году запустил в производство «Донской механический завод». Продукция завода оказалась востребованной.
Корпорация «Уралвагонзавод» намерена частично перестроить производство грузовых вагонов на контейнеры и фитинговые платформы. «Челябинский тракторный завод — Уралтрак» уже запустил в производство сорокафутовые контейнеры. При этом завод приступил к освоению производства двадцатифутовых. В перспективе планируется выйти на выпуск до 10 000 штук в год. Также контейнеры способны выпускать «Питерэнергомаш», «Балтийский контейнер» и «Абаканвагонмаш».
У России появился шанс наладить собственное востребованное производство контейнеров. Пандемия, сговор китайских производителей и нежелание властей Китая дальше субсидировать производство контейнеров сыграли нам на руку. И кто знает, быть может, скоро мы будем кушать свою российскую рыбку...
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA
#технологии #Россия #наука #логистика #ржд #строительство #производство