Найти тему

Выпуск № 13 от 1 сентября 2021г. Новости... Страница 7

Оглавление
Страница 7
Страница 7

300 лет рабочему посёлку Тальменка

Интервью с методистом отдела образования Администрации Тальменского района Смирновой Людмилой Александровной

Наша земля – маленькая частица Вселенной. Также и наш поселок Тальменка – маленькая частица земного шара.

Тальменский район является одним из крупнейших в Алтайском крае. «Алтай» значит «Золотые горы». А есть ли сокровища, ценнее золотых гор? Отвечу не задумываясь – есть! Это лучшие люди района.

И сегодня наша встреча с Людмилой Александровной Смирновой, методистом отдела образования администрации Тальменского района, выдающимся педагогом, человеком, влюбленным в Тальменский район. Людмила Александровна уже много лет занимается проектной деятельностью в области развития туризма и краеведения.

-2

- Здравствуйте, Людмила Александровна, расскажите, пожалуйста, какие у Вас в семье существуют традиции?

- Знаете, не то чтобы традиции, а вот то, что ценно, нравственно сохранено в моей семье, перешло от родителей ко мне и то, что детям я передаю – не предавать, не продавать, помнить и поддерживать всегда, в любой ситуации своих близких.

- Расскажите, о своём трудовом пути, где вы ещё работали?

- Первое моё образование – хореографическое. Я закончила культурно-просветительское училище. Много лет я была единственным хореографом в Тальменском районе. Потом, работая в Тальменской школе искусств завучем, директором, преподавая хореография, работала по этой специальности. Вот сейчас ансамбль «Фаворит», которым Евгения Кузнецова руководит, это моя ученица. Второе образование – я институт культуры окончила по специальности – методист, организатор высшей квалификации. Потом у меня ещё есть незаконченное высшее историческое образование, я училась в нашем педагогическом институте на историческом факультете. Кстати, эти знания по истории мне очень помогают. В Ребрихе я работала инспектором отдела культура в Райисполкоме. Здесь, в Тальменке, я работала некоторое время в Доме культуры, потом 13 лет я работала в Школе искусств (завучем, директором, преподавая хореографию), 18 лет я работала директором районного краеведческого музея, 4 года я работала преподавателем истории и обществознания в нашем училище механизации, но вот сейчас я уже шестой год работаю в отделе образования.

- Как получилось, что Вы заинтересовались историей нашего района?

- Раз любила историю со школы и естественно, потом, работая в музее, который, в общем-то является краеведческим, я начала, конечно, изучать именно историческое краеведение, на научной основе теперь уже, конечно, много лет. И святая обязанность директора музея краеведческого, а теперь это уже моё не только хобби, но это просто моя стезя, громко выражаясь. Потому что это то, что греет мою душу. Я каждый день стараюсь совершенствоваться, обучаться и искать новое, открывать страницы в истории нашего Тальменского района. И это мне, слава Богу, даётся.

- Работая в музее, что лично для Вас стало интересным в этой работе?

Именно вот история нашего Тальменского района стала интересной. И чтобы продвигать музей на более высоком уровне, я стала сотрудничать с учёными, стала заниматься проектной деятельностью, успешно надо сказать. Потому что многие, с кем я общаюсь, знают, что у меня по социальной молодёжной политике и культуре 7 грантов Губернатора Алтайского края; грант Президента Российской Федерации по искусству. Я делала проект на краеведческом компоненте по съемкам фильма «Конец Кощея Бессмертного». Первой я получила очень высокую государственную некоммерческую награду – это национальную туристскую премию Юрия Сенкевича по туризму. И сейчас я сотрудничаю очень тесно с кафедрой наследия и туризма Педагогического университета более десяти лет. Взаимодействия с наукой как раз даёт личностный рост, совершенствование и более глубокие научные знания.

- Какие, по Вашему мнению, должны быть качества у краеведа?

- Это любознательность и трудолюбие, стремление к постоянному поиску. Когда я пришла в отдел образования работать, я там обнаружила уникальный архив книг приказов. За это я благодарна отделу образования, всем кто там работает и работал, что они сохранили архив книг приказов 1933 года, и то, что некоторые открытия я хотела сделать, работая в музее, я не могла найти материалы. А там, вот, открываю книги приказов, а там прям с первой странице - 1933 год, приказы о Зайцевском детском доме. И вот сейчас эти материалы я все нашла и отдала Зайцевской школе. Историк с учеником сделали такую научно-исследовательскую работу! Я им дала эти сведения, а они там поисковую работу провели. Вот здесь нашлись такие архивные документы, которые позволяют ещё делать новые открытия в нашем районе: о событиях, о людях. Конечно, листая эту книгу приказов, я обнаружила там несколько приказов, что у нас в Тальменке с апреля 1943 по 1946 гг. были открыты школа и детский сад Польских патриотов. Потом вот, неделю назад, помогая опять же Зайцевской школе в работе над проектом по детскому дому, я нашла ещё один приказ, который раньше не видела, что ещё раньше, в январе 1943 года, была прислана группа детей-поляков и был открыт филиал Новоперуновской школы на разъезде 13, там так было написано. Это очень интересные новые факты, которые тальменцам и району не были известны. Таких моментов достаточно много, которые я нахожу и дарю их.

- Есть ли в истории нашего района какие-то события или личности, о которых нам, в силу тех или иных причин, мало что известно, но которые достойны упоминания?

- Одно из последних можно сказать, что открыли при подготовке к юбилею вашей пятой школы, хотя 45 лет праздновали зданию этой школы, а все школы в Тальменском районе были открыты в 1933 году, их было более 50, у меня есть их список. Надеюсь, знаете, где старая ваша школа находилась. Деревянное здание уже не существует, но кирпичное здание является двухквартирным домом, в одной части которого живет Елена Петровна Сидорова, заместитель главы по социальным вопросам. При помощи работающей в той деревянной школе Нины Николаевны Рожаевой, выезжая к ней. Она показывала фотографии Хилько Владимира - снежный барс, скалолаз. В интернете всегда все свои поисковые действия я опираюсь на архивные документы. Я нашла в интернете список скалолазов, которые покорили самые высокие вершины на планете у нас. И он в списке где-то под номером триста с чем-то. Владимир Хилько – это выпускник вашей школы, здесь его племянники или какие-то родственники в вашей школе учатся. А так в нарекание, я уже говорю об этом несколько раз, к сожалению, наши школы, это всех касается школ района, не ведут такие исследования. Вечера встреч проходят, но пусть книга лежит или тетрадь, куда выпускники пусть свои заметки напишут, чтобы потом это осталось в истории школы. А то когда в школах я спрашиваю, кто у Вас выдающийся, то никто ничего не знает. Нет поиска и учёта таких людей у нас в районе. И это большой минус всем нам – и краеведам и школам. У нас получается большой пробел в этом направлении краеведения, как персоналии.

- Занимаясь проектной деятельность, вспомните самый ценный, яркий, запоминающийся для Вас проект?

- В год семьи был такой проект туристского маршрута «Счастливы вместе», за который я получила национальную туристкую премию имени Юрия Синкевича. Потом меня два года все издания по России звонили и расспрашивали, приезжали. Вот это был мой первый опыт. Никто меня не учил делать эти проекты. Людмила Анатольевна Блудова тогда была заведующей отделом культуры, и она принесла и положила бумаги мне на стол: «Людмила Александровна, посмотрите». Я посмотрела, сделала проект и сразу получила премию, первый проект сразу высоко был так оценён. Конечно, гранд Президента за проект «Весёлый сказочник тьмы А. Роу». Тоже это очень высокая награда Президентский грант. Обычно заявляешь сумму гранта и, если дадут эту сумму, то хорошо, а обычно её уменьшают. И что характерно, мне дали больше, чем максимальная сумма гранта. Я когда посмотрела, с чем это связано, посмотрела архив награждённых по гранту в тот же период, когда я получила, то там все проекты были на реставрацию музейных предметов и музейных коллекций, и мой единственный проект оказался по киноискусству. Поэтому эксперты в жюри так его высоко оценили, что завысили сумму гранта. Ещё у меня есть грант совета музеев ЮНЕСКО, который был ориентирован на молодого специалиста, который работал у меня в музеие на пребывание этого специалиста на симпозиуме в Тунисе. Сама я поехала платно, а мой специалист поехал за средства совета музеев ЮНЕСКО, штаб которого в Париже. Таких проектов было только два. Один такой грант получил Педуниверситет, когда на директора краеведческого музея из университета был написан, и она поехала на симпозиум за счёт совета музеев ЮНЕСКО. И моя специалистка, кстати, она сейчас работает в библиотеке в третьей школе. Вот это очень значимые проекты, хотя каждый проект по-своему значим.

- Говорят, что история и краеведение — это великие учителя. Так чему они нас учат?

- Не забывать своих корней, свою малую родину. Где бы мы ни были, мы всё равно мысленно возвращаемся к своим истокам. Малая родина – это твой палисадник, это твои ворота, это твой дом, каким бы он ни был маленьким или неказистым; это твоя деревенька. Вот моя малая родина, где я школу окончила – это станция Ребриха. Я вот приезжаю туда, смотрю, грустно. Там ничего не изменилось: и дороги неровные негрейдированные, и пыль такая, но когда там бываю, то моё сердце щемит. Поэтому краеведение и история неразрывно связаны. Просто я вот занимаюсь историческим краеведением, это взаимосвязано. Человеку с душой это всё близко и дорого должно быть, но я думаю редко кому это не дорого, в основном всем близко и дорого. И мы должны, старшее поколение, учить этому, а если не научили, то думаю, с возрастом до каждого это всё равно дойдёт.

- Вы проводите целый ряд договорных соглашений по развитию экскурсионного туризма в Тальменском районе, расскажите подробнее о них.

- Я привыкла работать на достаточно высокий результат. В музее у меня были высокие результаты, причём я там не только проекты писала. Я же посещала международные симпозиумы, с учёными выезжала в Китай, Тайвань, Тунис, Германию. Последнее, в позапрошлый год мы выезжали в Нурсултан, столицу Казахстана. Там симпозиум у нас был международный. Там я так работала, на международном уже уровне. В отделе образования надо было уже что-то новое. Я считаю, что не надо жить старыми заслугами, нужно каждый день подтверждать себя и качество своё как сотрудника и брать новые высоты. Я подумала, как же мне здесь, в отделе образования себя позиционировать. Тогда представилась возможность разрабатывать проекты Региональных инновационных площадок. Я такой проект сделала, я взяла проект по дополнительному образованию. Опыт проектной деятельности у меня есть, поэтому я там указала свои направления. Соисполнителями я указала ТТТ и заключила договор за подписью директора техникума Черепанова. Соисполнителем ещё я поставила кафедру наследия и туризма, лабораторию исторического краеведения, историко-краеведческий музей АлтГПУ и заключила договор за подписью ректора Лазаренко. Потом я ещё туда соисполнителем поставила единственную такую школу «Традиция», школу народной традиционной культуры Барнаула (п. Власиха Индустриального района). Вот такие соисполнители у меня были. И, конечно, это дало более высокий результат работы по данному проекту дополнительного образования. Потому что в школу приехали на стажёрские практики доктор наук, мастер-класс проводит кандидат наук, будущий доктор наук. Когда работаешь с наукой, поднимается статус не только учреждения, поднимается статус школы, и ученики, взаимодействуя с учёными, видят перспективы, и у них поднимается самооценка, они понимают, что тоже могут достигнуть таких высот и в науке, и в профессии, самосоверщенсвоваясь и обучаясь. Поэтому я считаю, что надо работать на более высоком уровне по проектам и надо ставить более высокие цели. Я их вот и ставлю, и работаю именно с наукой и с учёными. У меня много знакомых, которые меня знают и которые мне отвечают. Вот сейчас у меня новое предложение возникло, что на Новотроицких курганах создать палеопарк, или можно назвать его «парк древней истории» или «археологический парк». Новые идеи рождаются, и мы стараемся их реализовать.

- На базе нашей школы уже несколько лет реализуется региональная инновационная площадка по дополнительному образованию. Расскажите о значимых мероприятиях в рамках РИП?

- - Данная региональная инновационная площадка вошла в банк лучших управленческий и педагогических практик, ваша школа получила сертификат и свидетельство. Я уже отчиталась о работе РИП. Обобщая работу РИП, я написала научные статьи и отправила их в Институт развития образования им. А.Д. Топорова. Я включила в данный проект: создание научного объединения «Эврика», школа музейного волонтёра, экскурсионное бюро «ТальТур», которое в свою очередь стало образовательной площадкой для школ района, для студентов. В рамках этой площадки по дополнительному образованию у нас более широкая работа развернулась. Наука даёт много возможностей и педагогам развиваться, и детям. Мы проводили занятия двухдневной школы по экскурсионному туризму при педагогическом университете. Я вывозила группу ребят и педагогов. Мы два дня обучались по специально разработанной программе, причём программу разрабатывал педагогический университет, а я вносила туда коррективы, что нам интересно было бы там увидеть. Период пандемии сорвал нам эту работу. Потому что группа собралась огромная, я уже не могла всех желающих включить. Это мероприятие интересное. Когда на второй день декан исторического факультета Шеметова нас встречала, был день открытых дверей. Она при таком сообществе скоплении гостей начала с Тальменского района и закончила Тальменским районом.

- Как Вы думаете, какой будет Тальменка через 100 лет?

- Это зависит и от нас и от вас, какой она будет. Это зависит от каждого из нас, какой она будет. Вот мы – старшее поколение, сейчас хотим сделать палеопарк. Вот установили опознавательные знаки на Новотроицком некрополе. Мы рассказываем, что не в 1721 году здесь люди появились, это только было заселение русских на наши Алтайские территории. До этого здесь были люди – кочевые племена, самые старшие – это были скифы. От них это осталось, это их могилы эти захоронения. Изучая их, мы даём знания о том, что люди здесь были раньше и чем они занимались, что они после себя оставили. Вот Николай Николаевич Головченко воссоздал по этим артефактам серию костюмов древних кочевников, создал новоделы, которые у вас в школе остались. Хотелось бы видеть, чтобы все было замечательно. Вот когда старая гвардия приезжала, для них маршрут мы составили интересный, они не ожидали даже. Мы их возили и показали много что интересного. Они сказали, что мы нигде ни в каком районе не видели такое. Даже вот посетив пятую школу, когда они увидели «Точки роста», чем ребята здесь занимаются, показали ИКТ технологии, когда здесь квадрокоптер летает по школе и возвращается в кабинет. Нигде такого не видели. Они уехали, а мы своими мнениями обмениваемся. И тот же Николай Иванович Кандауров, заместитель главы района по строительству, говорит: «Ну, они то нас видят, да, а мы то знаем, что у нас было». Мы знаем, что у нас только в Тальменке было семь заводов, включая деревообрабатывающий комбинат, хлебокомбинат). А сейчас сохранился только хлебокомбинат. Мы знаем, какой она была. И то, что сейчас есть, это крохи от того, что было. Но много хорошего делается, конечно, сейчас благодаря главе района, благодаря его команде. Потому что когда команда входит в какие-нибудь федеральные или региональные программы, то что-то делается. Вот у вас «Точки роста» открыли, это замечательно. Вот эти площадки появились спортивные в ряде сёл. Где-то детские площадки в ряде сёл тоже появились. Асфальт где-то выложен, освещение. Какой микрорайон на ДОКе стал интересным, какая площадь привокзальная стала замечательной, какой мемориал на площади стал тоже, там много чего нового и интересного появилось. Это всё делает нынешнее поколение. Хотелось, чтобы молодое поколение, обучаясь и не забывая свою малую родину, тоже что-то создавали для неё.

- Жизнелюбие, целеустремленность, активная жизненная позиция – эти слова в полной мере относятся к вам, Людмила Александровна, желаем вам воплощения задуманных идей и проектов. Спасибо за интересное интервью.

Запись интервью с методистом отдела образования Администрации Тальменского района Смирновой Людмилой Александровной можно посмотреть через приложение, считывающее QR-код.

-3

Материал предоставлен Тарасовой А.

Автор фото: Куприенко А.Ю.

Предыдущая страница Домой Следующая страница

-4