В Великобритании не любят подвергать сомнению существование поэта и драматурга Шекспира, но это ни в коей мере не влияет на многолетний спор о феномене Шекспира - с одной стороны актер, не имевший сколько-нибудь серьезного образования, с другой - драматург, создавший величайшие произведения. Так кто же он?
Имя Шекспира всегда было окутано тайной. От него не осталось ни рукописей, ни прижизненных портретов, ни отзывов современников. Вот что в 1766 году писал его издатель Джордж Стивенс: " Все, что мы знаем с некоторой достоверностью о Шекспире, состоит в том, что он родился в Стрэтфорде-на-Эвоне, женился, имел детей, отправился в Лондон, сначала был актером, потом писателем, писал поэмы и пьесы для театра, наконец, возвратился в Стрэтфорд, сделал духовное завещание, умер и был похоронен".
За этой краткой записью скрывается,однако, целый пласт исторической эпохи и жившего в ней человека, сумевшего отобразить в своем творчестве все высокие и низменные страсти людей, философское восприятие мировых событий и простого бытия. Кто этот человек, с одинаковым успехом писавший драмы и комедии, сонеты и поэмы? Почему так пренебрежительно отнесся к своему к своему творчеству, не оставил ни одной собственноручной строчки? Неужели простой выходец из Стрэтфорда? Да разве такое может быть? Интерес к нему как к автору и как человеку не ослабевает и сейчас, ученые по-прежнему пытаются разгадать тайну его гения.
Свою первую пьесу Шекспир написал в 25 лет, ее содержание касалось войны между династиями. В начале своего творчества Шекспир в большей степени был занят переделкой пьес других авторов: обогащал, улучшал текст, делая его пригодным к постановке. Ему принадлежал тетр "Глобус", в котором ставились его произведения. Через 10 лет его имя стало известно на весь Лондон. И все шло отлично, но Шекспир спустя 25 лет жизни в Лондоне драматург резко вернулся в родной Стрэтфорд, где и скончался в возрасте 52 лет.
Возникает ряд вопросов.... Почему преуспевающий содиректор театра не остался в Лондоне? Почему не захотел дальше развивать успешно действовавший театр? Почему вернулся на родину, в глубинку?
Когда Шекспир умер, Лондон ни словом не откликнулся на его смерть. Оставленные им произведения не имели точной даты создания, они печатались отдельно и в сборниках, по ним ставились драмы и комедии.
Но особый интерес к творчеству Шекспира подогрела американская писательница Делия Бэкон, которая в 1856 году опубликовала свои исследования о жизни и творчестве драматурга. Именно она подвергла сомнению тот факт, что неграмотный театральный делец мог создать такие пьесы, которые отражают идеалы всего человечества - высокую культуру, стремление к политической свободе и многом другом. Все его пьесы, по мнению Бэкон, - плод коллективной фантазии ряда выдающихся умов того времени и указывает она в первую очередь на своего однофамильца Фрэнсиса Бэкона и поэта Уолтера Рэйли, возможно участие и других драматургов.
Подтверждение своей гипотезы она находила в эрудиции Шекспира, знании географии, ботаники. Она считала, что конспирация Ф.Бэкона под именем Шекспира была вызвана политическими условиями, невозможностью открыть свое имя. Она была убеждена, что под могильной плитой Шекспира запрятаны документы, которые могут пролить свет на эту тайну, но могилу ей вскрыть не позволили.
Ее выводы во многом справедливы. Современные лингвисты проверяли свои исследования, и оказалось, что Шекспир (в буквальном смысле переводится как "потрясающий копьем") в своих произведениях использовал до 25 тысяч слов, что для того времени является феноменальным достижением.
!Для сравнения! Словарь языка Пушкина составлял 20 тысяч слов, современный человек с высшим образованием в своей речи использует от 5 до 10 тысяч слов.
Кроме того, Шекспир ориентировался во французском языке, в греческом, знал сочинения древнегреческих и римских авторов, цитировал их, хорошо знал географию, историю, ботанику. Нет сферы человеческого знания, которой он бы не коснулся в своих произведениях.
Но где библиотека великого драматурга? Почему не сохранилось ни одной книги, которую он читал дома или в Лондоне? Неизвестно ни одного названия. Почему по возвращении в Стрэтфорд он начинает заниматься ростовщическими делами, преследует мелких должников, а не пишет новые произведения? Почему такая резкая разница между активной театральной и творческой деятельностью в Лондоне и полной отрешенностью дома? Приехал как будто другой человек. В чем причина этой метаморфозы?
Эти вопросы волновали и будут волновать не только ученых-специалистов, исследующих творчество Шекспира, но и всех тех, кто хотел бы в бесконечной полемике о его авторстве установить истину и поставить точку.
Друзья, спасибо за прочтение, ставьте лайки, пишите комментарии и подписывайтесь на канал, до новых встреч!