Найти тему

На службе военной ( часть 3)

-2

Итак,прибыв в феврале 1988 года во Львов,я как и ожидалось,увидел закрытые ворота и записку : "все ушли на фронт". Через какое то время собрали нас оставшихся,больных,хромых,косых,посадили в самолет и отправили догонять свой полк.

 Самолет - это военно-транспортный тяжелый Ил 76. Я впервые летал на таком:длинные скамейки по стенам,на которых размещалось больше роты солдат,несколько единиц техники.Окон не было,парашютов не было,туалета тоже не было.Кажется кто то из экипажа молча показал на ведро,добавив : последний выносит.Во время одной из наших командировок,такой вот Ил 76 ,полный солдат-спасателей,летевший в армянский Спитак,где произошло землетрясение,в ночном тумане врезался в гору. Один счастливец,спавший в автомобиле,чудом выжил!

Итак ,через пару часов лета,мы приземлились в Кировобаде,откуда километров двести ехали воинской колонной в нужное нам место.

 Ехали по Азербайджану,ближе к НКАО стали появляться блокпосты ВВ,наконец подъехали к Степанокерту - местной столице. 

- Нам сюда. Уверенно заявил сидевший со мной,комроты.

Часть колонны действительно отвернула в сторону,мы же поползли дальше.

- Ну,там начпо впереди,ему виднее. Добавил ротный.

Начпо - это начальник политотдела,первый зам командира полка. Уважаемый и авторитетный подполковник,кажется сам командир ,пожилой полковник Учадзе,его побаивался. По крайней мере,все вопросы нужно было решать сначала с начпо.

Впереди маячили горные кряжи,дорога поползла серпантином вверх.Вскоре мы увидели табличку с надписью "Шуша".

- Смотри ка,почти Шушенское.

- Помолчи,отрезал комроты. А то сейчас Ленин на броневике появится.

Это было то место куда мы и ехали.Колонна втянулась в город и медленно продвигалась по узким улочкам.Город,конечно,громко сказано.Это был маленький,почти средневековой городок,с населением тысяч пять жителей.Кажется все дома его были построены лет двести назад,а улицы мощены древней брусчаткой.По окраинам города возвышались старинные крепостные стены,а за ними-глубокое ущелье,с бурлящей речкой на дне.Город лежал на высоте в полтора километра,вокруг,в лучах багрового заката,стояли белоснежные горные пики.Было очень красиво,но нам было не до красоты.Колонна втянулась наконец на центральную площадь,на которой вовсю бесновалась возбуждённая толпа.Нас и бросили сюда с ходу,чтобы взять под охрану горком компартии - местную власть.

 Раздалась команда : К машинам! И наши бойцы,неуклюже,со всем снаряжением,стали занимать позицию.Я с горькой усмешкой смотрел на рядового Бадалова ,уроженца гор ,только Памирских.Ростиком метр с каской,почти ребёнок,почти не говорящий по-русски,- он неловко тащил пластиковый щит,ежеминутно поправляя спадающую на нос каску.

- какой бестолковый кадровик послал тебя служить в оперативном полку? Тебе б подрости,да подхарчиться с годок,глядишь будешь как твой земляк Холмирзоев.Я посмотрел на рослого памирца,злобно говорившего что то,своим высоким гортанным голосом.Холмирзоев был зол на всех: на орущую толпу,на меня -своего командира,на бестолкового Бадалова -своего земляка.Он был дембель и его дембель,кажется,был под угрозой.

Однако,рота выстроилась жидкой цепочкой,с большими интервалами между бойцами,и для острастки постукивала палками о щиты.На толпу это,кажется,не производило никакого впечатления.Однако,толпа примолкла,когда по флангам заняли позицию оба наших бронетранспортёра.

Я подумал,что если бы митингующие были б поагрессивней,да со злыми намерениями,да злыми вожаками - нас бы всех,к чертям,сбросили в ущелье и ни какие БТРЫ не помогли б. Но,видно,протестанты не хотели этого,их вожаки о чём то договорились с чиновниками и толпа стала потихоньку расходиться.Мы - гордые победители - до самого утра охраняли объект.

 Жили мы в Шуше,в бывшем санатории,кормили нас хорошо,пили местную минералку,с которой с непривычки чуть не обдристались,- курорт,да и только! Службу несли в Степанакерте: патрулировали по городу,стояли на блокпостах,иногда прочёсывали лесные массивы,армянские деревни,что то искали.Обстановка была спокойная и мы спокойно пили кофе в армянских кофейнях или чай в азербайджанских чайханах. Кофе подавали в малюсеньких чашечках,с грильяжными конфетками типа M&M’s. А чай,в грушевидных стаканчиках.К чаю подавалась...не помню,может быть тутовка?! 🤣 Тутовая водка- вонючая и крепкая- ее мы тоже иногда пили.

 Местные жители,как армяне,так и азербайджанцы,относились к нам если не дружелюбно,то по крайней мере спокойно,не агрессивно. Тут надо уточнить,что,ясное дело,мы придерживались нейтралитета,но ,не вольно,стояли как бы за азербайджанцев. Инициатива в развязывании конфликта была за армянской стороной,которую существующее положение не устраивало и которая стремилась к выходу из состава Азербайджанской ССР и присоединению к Армении.Азербайджан это тоже не устраивало.Как говорил мне один уважаемый человек,директор азербайджанской школы, - понимаешь,для нас Шушинский район,как для русских Куликово поле. Удержим рубеж,выстоим - значит будет мир,будет целостность республики.Нет - будет кровь и гражданская война.

- Видишь,показывал он на красивое ажурное здание.Это - мавзолей Вагифа,Вагиф это наш Пушкин. Вся наша культура,вся традиция,поэты,композиторы,писатели,- все отсюда. Мы никогда не отдадим эту землю!

Аналогичные аргументы я слышал и от армян.На чьей стороне была правда - поди разбери! Ясно одно: веками на этой земле жили вместе эти два народа,жили и в мире,и в войне.За десятилетия Советской власти противоречия забылись,конфликт сгладился. Простым людям делить было нечего,работы на благодатной Карабахской земле,хватало всем. Но кому то,очень надо было разбередить старые раны,стравить два народа.Перед нами стояла задача - этого не допустить.

Надо сказать,что выполняли мы эту задачу не очень хорошо:в горах тренировались вооружённые боевики- дашнаки - мы их не трогали; зато пресекали мирные митинги демонстрации.Естественно,делалось так по команде свыше,все ждали,что скажет Москва,но Москва либо молчала,либо лепетала что то не суразное.Существовало устойчивое впечатление,что конфликт искусственно разжигается,не без участия Москвы.

И положение в Карабахе обострялось.

Произошли вооружённые столкновения в Агдаме,Аскеране,а 27 февраля. массовые столкновения,вылившиеся в погромы. и резню армянского населения в Сумгаите.Это ближе к Баку.Как там развивались события не знаю,нас там не было,но знаю что введённые затем войска жёстко пресекли беспорядки.Если бы они так действовали на упреждение,многих жертв удалось бы избежать.

В следующую нашу командировку в НКАО через несколько месяцев уже во всю шли настоящие бои с использованием градобойных пушек,броневиков. Доставалось и военным,помнится,в нашей роте было несколько раненых,один сержант - тяжело.

 Жили мы теперь в лесном посёлке Ходжалы,в бывшем пионер лагере. Вокруг дубовый лес,шумит ручей,пасутся толи поросята,толи кабанята,- ну опять курорт,да и только.Рядом жил русский дед- егерь,мы с ним совсем сдружились. Он угощал нас тутовкой,шашлыком из дикобраза,тайком от начальства,мы ходили с ним на охоту на козлов.Служба ,как то не доставала,было хорошо и весело.Жили мы в маленьких,фанерных,летних домиках; кроватей не было,спали прямо на полу.А надо сказать,там в лесистых горах Закавказья,водилось полно всякой ползающей гадости: и змеи,и ящерицы,жуки,пауки...Многие ядовитые.Однажды солдаты убили здоровенную змею.Я не раз высказывал опасения,что эти твари могут заползти в наш домик.Как-то я отругал,за какую то провинность,свой взвод,погонял их подъем- отбоем,вобщем был злой и не довольный.Однако,обиженные солдатики,отыгрались на мне. На моей постели,под простынёй,протянули нитку,с множеством узелков.После отбоя,когда все улеглись,начали перешёптываться,что дескать видели возле домика ползающую ядовитую сколопендру или ещё какую-то тварь.

Я занервничал,закрутился,мне стало как-то не уютно и я резко одёрнул говорунов.

- Хорош,пи...деть! Отбой!

В этот момент и поползла нитка,создавая иллюзию,что что-то ползёт подо мной.С диким криком я выскочил на улице,стряхивая с себя не существующую сколопендру. В ответ раздался взрыв хохота. Я всё понял,мне осталось только присоединиться к ним.

 В существующих условиях совместного быта,когда ,что называется,кашу из одного котелка хлебаем, отношения между солдатами и офицерами стали более демократичными,более близкими. Люди стали сплоченней,дружнее.Пресловутой дедовщины практически не было,по крайней мере,внешне это не проявлялось.Были ли случаи не уставных взаимоотношений у нас в части вообще,ещё во Львове? Конечно были! Но,каких-то из ряда вон выходящих случаев,стрельбы,побегов - я не припомню. Когда я пришёл в часть,в роте были два замкомвзода чеченцы и один азербайджанец.Все,как на подбор,ребята рослые,здоровые. Порядок в роте был исключительным.Я не видел,чтобы кто-то кого-то бил,издевался,но не радивым,может быть просто закомплексованным,чудаковатым солдатам доставалось.Что вы скажете,когда на утреннем осмотре,здоровенный сержант,увидев не свежий подворотничок,тянет его за одну сторону пока не оторвет.Подворотничок ползёт медленно,упирается,натирает до крови шею... Другому бедняге,за не чищенные сапоги,этот же сержант,тяжёлым сапожищем ударяет в косточку,ниже колена,приговаривая:

- Это что такое?!

И ничего,что у молодого солдатика украли сапожную щётку и крем,никто разбираться не будет.

Одним словом в суровых условиях жёсткого мужского коллектива нужно уметь постоять за себя,проявить характер.

В любой армии,что Советской,что Российской,что в НАТО - всё держится на сержантах. Они полновластные хозяева в казарме. А офицеры? Что ж,офицеров всё устраивает,лишь бы был порядок,лишь бы команды чётко выполнялись. Бывает и офицеры занимаются рукоприкладством. Как правило - за дело,если нет - это уже ЧП,может быть преступление. Меня,как то спросил один командир : - Что ты их,не п.здишь? Имелся ввиду какой то нерадивый солдат.Что можно сказать: не считаю возможным бить человека который не может дать тебе сдачи. Как можно бить,и без того забитого беднягу Бадалова или тем более здорового лба Холмирзоева. Хотя последнего частенько лупил прям резиновой палкой наш замполит Андрюха Ходжеев. Лупил ,конечно,за дело. И у меня раз вышел с ним смешной случай.

Наш батальон располагался в каком то производственном здании.С тыльной стороны здания располагался земляной вал,даже скала.Жарко,все окна открыты на распашку.Слышимость исключительная. В одной из комнат я отчитываю,за какую то провинность,этого самого Холмирзоева.Он ведёт себя нагло и дерзко.Я срываюсь и резко замахиваюсь на него. Холмирзоев,приученный к зуботычинам,резко отскакивает и ударяется в металлический шкаф полный какой то посуды. Шкаф,посуда,всё это с грохотом падает.Эхо падения грохочет во всем здании.Буквально,через пару минут,в комнату врываются два здоровяка- лейтенанта из спецроты. На их лицах написано: - Что случилось?Кого хватать,кого вязать?!

Мы,с Холмирзоевым,стоим напуганные и растерянные,не зная что и сказать.🤣

 В целом же у меня с подчинёнными сложились не плохие отношения,с соблюдением дистанции,строгие но уважительные. С некоторыми,с сержантами,уже новых призывов даже дружеские.Часто вспоминаю отличных ребят: замкомвзода,невысокого роста,но здоровяка- спортсмена,чеченца Мусу Салимова; сержанта Сашу Ходова,с ним мы были совсем в друзьях; Славу Боровского.Как сложились их судьбы,кем они стали в жизни,- бог весть.

Однако ,наша служба продолжалась.Часть дислоцировалась уже в Ереване.Командование,видя что конфликт затягивается всерьёз и надолго,посчитало не выгодным возить войска со всей страны и решило сформировать в Ереване новый полк,в/ч 3646. В этом полку я и остался служить уже замполитом роты.

Полк дислоцировался в Ереване ,а службу мы теперь несли в Нахичевани.Если Нагорный Карабах это армянская территория,в Азербайджане,то Нахичевань азербайджанская в Армении.Ну,примерно так. Конфликт распространился и туда.Мы располагались в посёлке Агарак,жили на ж/ д станции,прямо в вагонах. Кругом тоже стояли горы,но другие - безлесные,скалистые,какого-то ржаво- красного цвета.Между гор протекала река,вдоль реки шла железная дорога и шоссе,тянулась ЛЭП,за рекой была граница,за границей - Иран. Если на нашей Советской стороне была вся вышеперечисленная инфраструктура,то на Иранской голые камни и застава в горах. Каждую пятницу,как рассказывал всезнающий пограничный старшина,на заставу приезжает автобус: привозят проституток. В понедельник увозят.Так что,в этом смысле,быт у них налажен.

Служба наша заключалась в сопровождении поездов,патрулировании шоссе.Были взяты под охрану мосты,тоннели. Всё было скучно и однообразно.Иногда простреливали,были раненые,а где то и жертвы.В ночное время,в одном из ущелий боевики систематически стали обстреливать наши наряды.Разведка выявила,что они серьёзно там обустроились,оборудовали укрытия,используют автоматическое оружие,даже пулемёты.Было решено пресечь это безобразие.Тёмной,ненастной ночью наша рота скрыто заняла позицию на одной стороне ущелья.Где то в низу журчал ручей,а на противоположном склоне укрылись бандиты. Изготовились,стали ждать.Ничего не происходит.Пошумели,пустили проехаться грузовик - тишина. Наконец комбат не выдержал,вызвал нашего старшину армянина: - Ашот,ну ка,давай на своём,их по- матушке!

Старшина громко,от души изливал какие только мог ругательства и оскорбления. Тишина.Не ужели ошиблись,не ужели там никого нет? Не успел Ашот вновь открыть рот,как на противоположном склоне,замелькали огоньки.Ти- у,ти и у,ти- засвистело над головой.Так - так - так,та та та - загремели выстрелы.

Хорошо,это то ,что надо! Подготовленные стрелки трассирующими очередями обозначили цели.Следом,почти одновременно вся рота дала по ним несколько очередей.И наконец басом за такали крупнокалиберные КПВТ с бронетранспортёров.

- Всё.Хорош,хватит с них.Скомандовал комбат.

Больше обстрелов не было. Как доложила разведка : у боевиков были потери.Серьёзные.

Пока часть нашего нового полка несла службу,другая часть,в Ереване,занималась боевой учёбой,сколачиванием подразделений,обустройством жилья.

Фактически находилась на отдыхе.Начальства было мало,полк только формировался,мы младшие офицеры были предоставлены сами себе.В город выезжать часто не рекомендовалось,да и чувствовали мы там себя,как говорится,не в своей тарелке.Целыми днями то гоняли шеш- беш - нарды,то занимались спортом,а вечером,набрав сухого вина и взяв в прокате появившиеся тогда видеомагнитофоны часами пялились на Шварценеггера и Брюса Ли. " Набирались " бывало хорошенько.Казармы были двухэтажные,с большими верандами- балконами,жарко,всё открыто. Вот один из офицеров,направляется "отлить", но в место туалета выходит на балкон и...кувырк вниз.Как ни в чем не бывало,отряхивается и заходит в казарму,естественно уже в дверь. Дневальный ошалело смотрит на него.

Офицер: - Что вылупился?Почему команду не подаёшь?

Естественно,эта вольница скоро закончилась.Меня,с зампотехом и караулом отправили в Тбилиси,получать новую технику. БРДМ - боевые разведывательно -дозорные машины. Приехали в красавец Тбилиси,прогулявшись по городу,мы с зампотехом и одним сержантом зашли в пивную,пропустить по кружечке местного пива.Мы,естественно,в форме.Зашли,взяли пиво,стоим хлебаем.А вокруг - тишина.Все замолчали,поглядывают на нас,а руки на кинжалах держат. Шутка.🤣Но обстановка явно не здоровая.Не допив пиво вышли.

В части,местный начштаба нам сказал:- вы поменьше в городе то шляйтесь,тем-более в форме.Не слышали,что позавчера было? А были известные Тбилисские события,преподнесенные "демократической" прессой как избиение сапёрными лопатками,десантниками мирной демонстрации.

А кто бы нам об этом рассказал? Мы,со своим пивом,чуть не расплатились за всю местную десантную бригаду.

Загрузив на платформы машины,оборудовав себе вагон- теплушку,нас прицепили к локомотиву и потащили куда то вдаль.Мне так запомнилось это путешествие! Жаркое лето,чёрная южная ночь,огромные звёзды.Поезд медленно тащится по полынной степи,мы,напившись чаю с дымком,сидим свесив ноги в открытую дверь вагона.Степной аромат перебивает дымок тепловоза,звенят цикады.Просыпаемся утром,вокруг уже покрытые буковым и грабовым лесом не высокие горы.Это уже Армения. Горы становятся всё выше и вдруг поезд врывается в тоннель.Тоннель необычайно длинный и так же вдруг выскакиваем из него.Ух ты! Вот это высота! Вокруг альпийские луга,а дорога всё сильнее забирает вверх. Нас тянут три локомотива: два впереди,один толкает сзади.Когда у передних не хватает сил,они пронзительно гудят заднему : - Помо ги и!

Задний отвечает басом: - Помо гу у!

Вскоре дорога пошла вниз и перед нами открылся красавец Севан. И кругом заснеженные горные пики.

Я никогда не ездил по такой красивой железной дороге.В Ереван мы подрались откуда то с севера,окольными путями. Потом я смотрел на карте,хорошей Генштабовской карте эту дорогу. Что характерно: на старой карте дорога есть,на новой уже нет. Больше этим путём ездить мне не доводилось.

Однако рассказ мой,как и служба подходит к концу. Я заскучал.Перестройка в стране заканчивалась. Я решил перестроить ротную Ленинскую комнату. Разрушил её и заскучал окончательно.Где то там,в Москве,бурлила жизнь.Надвигалась немного не мало,революция.Так мне казалось,по крайней мере. А я торчу здесь,в этой дыре и на обочине жизни.

Не долго думая я написал рапорт,который вскоре был удовлетворён. Правильно я сделал,или нет- судить не берусь.Но,думаю доведись мне прожить жизнь ещё раз,я прожил бы её так же бездарно и бессмысленно,со всеми ошибками и промахами,разочарованиями и переживаниями. Как говорится: каждому своё.

И в заключение хочу рассказать нелепый и смешной случай произошедший со мной в Ереване.Человек я теперь был гражданский,а между тем,гражданской одежды у меня не было.Купить красивые и модные вещи тогда было проблематично.Тем-более,в пролетарском Челябинске. А здесь,в Ереване запросто можно было купить импортные шмотки.Сами армяне делали красивую обувь,правда армянского качества. Получив расчёт,я направился в город.Рота моя была в командировке,компаньона себе я не нашёл.

Я бродил по отделам центрального универмага и ничего не находил. Тут ко мне подкатил невзрачного вида гражданин,и заговорческим шёпотом произнёс:

- Джинси нужна? И есть спартывный костюм,адыдас настоящий! И пристально посмотрел мне в глаза.

Ещё бы он спрашивал?! Нужно или нет? А для чего я здесь,битый час,топчусь?!

-Давай деньги и жди тут. Добавил гражданин.

Я не уверенно достал деньги,отсчитал нужную сумму и отдал прохиндею.

В голове у меня крутилось:- Что ты делаешь?! Ишак карабахский! Забери деньги и пошли его к чёрту. Но делал я ровно наоборот.

Наверное,я бы до сих пор ждал своего добродетеля.Если бы на меня не стала коситься продавец.Я попытался объяснить ей ситуацию,на что она посоветовала мне обратиться в милицию.

Домой я приехал в форме. Ну и чёрт с ней,зато я был дома.

-3