В самом сердце Рима находится галерея, которая едва заметна с улицы, но в ней находится одна из самых красивых частных коллекций произведений искусства в Европе: Галерея Дориа Памфили.
Это дворец, который на протяжении веков был резиденцией нескольких поколений дворянских семей Рима, каждая из которых внесла свой вклад в строительство дворца и сбор картин, скульптур и других произведений искусства.
Дворец претерпел множество преобразований, начиная с 1505 года, пока не стал собственностью самых важных семей, живших в нем: Камилло Памфили и Олимпии Альдобрандини, которые улучшили дворец во всем его великолепии.
Как «скандальная» история любви превратила здание в картинную галерею?
Союз пары мог бы стать сценарием для фильма: Камилло - кардинал, назначенный его дядей Папой Иннокентием X, а Олимпия - единственная наследница одной из самых древних семей в Риме.
Когда в 1647 году Камилло отказался о кардинальской шапки ( и должности, соответственно) из-за любви к Олимпии, это был скандал для того времени, но враждебность его дяди и матери ничего не изменила в его любви к богатой и красивой Олимпии. Ко всему прочему у Олимпии. было обширное поместье, собрание уникальных произведений искусства и дворец.
Переехав в здание на Виа дель Корсо, они оба не пожалели средств на мебель для дворца, а сам дворец был перестроен и расписан в стиле барокко и приобретет вид, который мы можем и сегодня видеть..
Дворец и семья будут носить имя Дориа Памфили, когда дочь Олимпии -Анна ди Камилло и выйдет замуж за Андреа IV Дориа Ланди. Поскольку мужская линия семьи Памфили вымерла, фамилия будет дана ее мужу Папой Климентом XII.
Галерея
В этой галерее захватывают дух не только работы, но и великолепие самого здания. Работы выставлены в залах дворца в стиле семнадцатого века. А окна выходят на главную площадь Италии- площадь Венеции в Риме.
Но самое главное, посетителям можно гулять по залам дворца, в котором все еще живет семья.
Однажды вечером мы с туристами гуляли вечером, а во всем дворце пахло жареной курочкой с картошкой (так решили мы с туристами, узнав любимый запах) .
Галерея зеркал
Очень впечатляющая галерея зеркал, безусловно, является самой ослепительной частью всего здания: это коридор, украшенный фресками и обставленный дорогостоящими венецианскими зеркалами, бережно доставленными Морской республикой семье Дориа Памфили в начале 1700-х годов.
Потолок, расписанный фресками, болонского архитектора Аурелиано Милани (1731-1734), представляет истории Геракла, но отсылает к истории семьи. Геркулес символизирует невзгоды, которые сделали семью Памфили великой.
В 2020 году по случаю 500-летия художника Рафаэля Санти в этом зале был выставлен двойной портрет Навагеро и Безцано.
Картина 1516 года фактически была частью приданого Олимпии Альдобрандини, которая унаследовала картину от своего брата.
Кабинет Веласкеса
В конце Зеркальной галереи находится комната, в которой находится одна из самых известных картин коллекции: портрет Иннокентия X, сделанный Диего Веласкесом.
Этот портрет многими считается одним из величайших портретных шедевров эпохи барокко. Есть несколько работ похожих на этот портрет, созданных самим Веласкесом: одну он оставил для себя, а другие, возможно, были подготовительными этюдами для оригинала или копиями, написанными для Филиппа IV.
На этом чрезвычайно реалистичном портрете Иннокентий X изображен как человек, с которым никто не шутит. ( Кроме племянника, который, и от должности кардинала отказался). Веласкес не только нарушает широко распространенную традицию рисования кардиналов с сильной духовной аурой, но и раскрывает истинный характер Понтифика: современники, описывали Инокентия X как жесткого, грубого человека. Талант Веласкеса невероятно передал все эти аспекты личности. Иннокентий X сам определил портрет как «слишком правдивый».
Зал Альдобрандини: Караваджо
В нескольких шагах от галереи зеркал мы находим комнату Альдобрандини, примечательную тем, что внутри хранится бесценная коллекцию, которая также включает две важные работы Караваджо.
Первая - «Кающаяся Магдалина».
Христианская традиция хочет, чтобы Магдалина плакала у подножия креста или отчаялась и умирала в пустыне, но Караваджо пересматривает традицию.
Работа изображает раскаявшуюся проститутку после вечера, возможно, более тяжелого, чем обычно, сидящую на маленьком стуле в своей бедной комнате. Изображение, далекое от христианского, если бы не некоторые детали картины:
Аллегорический луч божественного света врывается в темную комнату молодой девушки, что является типичной чертой картин Караваджо, но в случае с этой ранней работой это явно предшествующая деталь, которая будет одной из отличительных черт его более поздних работ;
Драгоценности на земле, кажется, выброшены, будто девушка хочет оставить прежнюю жизнь. Вместе с одеждой, драгоценности подсказывают, какой была профессия девушки. Проститутки папского двора того периода обычно носили роскошную и кричащую одежду и аксессуары.
Флакончик с духами тоже лежит на земле рядом с драгоценностями, как будто девушка и от него хочет избавиться тоже. Духи являются символом Марии Магдалины. Этими духами ( благовониями) она умаслили ноги Христа после того, как их вымыла водой и вытерла своими волосами.
Отдых во время бегства в Египет
Вторая картина Караваджо в этом зале - «Отдых на пути в Египет».
К концу 16 века Караваджо начал создавать картины на религиозную тематику, но никогда не отрицал свойственный ему реализм. В работе мы видим ангела, похожего на юношу и обычных путников. Тема бегства в Египет обычно представлена изображением святого семейства в пути, с Марией и младенцем верхом на осле, а Иосиф идет пешком. Вместо этого Караваджо рисует их, когда они останавливаются отдохнуть на берегу реки возле леса.
Хотя произведение не было выполнено с соблюдением канонов христианского искусства, оно скрывает богатую и сложную символику, Караваджо, несмотря на некоторые шалости, демонстрирует глубокое знание священных писаний.
Если вы посмотрите на работу слева направо, вы увидите, как растительность меняется от засушливой к пышной, изображая путь христианского спасения: от неодушевленного (растительность) к ослу (живому), от человека к ангелу и, наконец, божественное,( девственница и младенец).
Изображенная Мадонна немного напоминает описанную выше Магдалину, и кажется, что Караваджо выбрал ту же модель для этого произведения. Джузеппе, изображенный слева, наблюдает за своей семьей, как настоящий отец.
В центре мы находим красивого ангела, изображенного сзади с крыльями, который играет на скрипке и читает партитуру под управлением Джозефа. Партитура разборчива и, кажется, отсылает к реальному мотиву. Еще одна любопытная деталь ангела - оборванная струна скрипки, которая аллегорически символизирует хрупкость человеческой жизни
Почему галерею Дориа Памфили стоит посетить
Галерея Дориа-Памфили - жемчужина в самом сердце Рима, которая рассказывает нам о важной главе итальянской культуры.
Я решила рассказать вам об этой галерее, упомянув историю семьи и описав некоторые работы, которые нельзя пропустить в Риме. Наследники семьи Дориа Памфили по-прежнему проживают в одной части здания, но все остальное предоставлено общественности и считается культурным наследием человечества, обязательным для посещения любым ценителем искусства и культуры.