Найти тему
ПРИВЕТ, РОДИТЕЛЬ!

Собираю мнемонические подсказки для учебы. Какие помните вы?

Оглавление

Я учитель. Не простой учитель, а, как говорят мои ученики-подростки, олдскульный. Мне надо, чтобы все по старинке: достали листочки, а не диктофоны, на доске будем писать мелом, а не проектором, и контрольные я сама сочиняю, чтобы с ГДЗ не списывали.

А чтобы лучше запоминались разные правила, подсказываю детям мнемонические приемы типа ”то, либо, нибудь - черточку не позабудь”. Повеселила моих девочек фраза “Уж замуж невтерпеж”. А знаете, зачем она? Для запоминания наречий без Ь. Вроде работает - пишут грамотно.

А однажды решила напомнить новому классу про падежи, чтобы после каникул быстренько вспомнили названия, и произнесла классическую фразу: “Иван родил девчонку, велел тащить пеленку”… И вы знаете, дети, были честно возмущены! Думала, они шутят, а они серьезно - не понимают, зачем я советую запоминать падежи с помощью такой странной фразы. “Как Иван может родить? Что за бред? Это дольше присказку запоминать, чем сами падежи...”. В общем, пришлось отклониться от темы и обсудить логику абсурда и эмоциональное наполнение скучных правил.

После урока пришла в учительскую, рассказываю коллегам, что меня дети впервые не поняли и высмеяли мои познания в физиологии. А молодые педагоги тоже не поддержали! Говорят: “ну действительно же глупая фраза, можно запоминать с помощью какой-нибудь другой, нас, например, учили так: “Иван рубил дрова, Варвара топила печь” или “Иван рубил дрова, велел тащить пилу”. Тут “старички” тоже оживились и стали вспоминать, какими мнемоправилами пользуются они на своих предметах. Тот день в учительской прошел весело, мы навспоминались и нахохотались, а молодым рассказали много нового. Да я и сама многое освежила в памяти, что помнила со времен своей (советской) школы.

У меня пока небольшой список. Смело пользуйтесь им, когда что-то поясняете детям, веселые рифмованные фразы помогают лучше и быстрее запомнить безликие правила.

Русский язык

“Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул “цыц”!” - для запоминания слов с Ы после Ц.

“Уж замуж невтерпеж” - для запоминания наречий без Ь.

Стишок для правила про безударные гласные:

“Если буква гласная вызвала сомнение, ты ее немедленно поставь под ударение!”

“Шорох - в крыжовнике, шов - в капюшоне” и “У девчонки чужой парчовый башмачок - нехорошо” - это фразы для запоминания слов, в которых под ударением после шипящих пишется О.

“Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку” - фраза для слов, в которых под ударением после шипящих пишется Ё

“Мошенник у труженика одну "н" украл!” - это для объяснения, почему у мошенника две Н, а у труженика - одна.

СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? – Фи! - все глухие согласные

Математика

Биссектриса это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

Медиана - обезьяна, лазает по сторонам, делит их пополам.

Пифагоровы штаны во все стороны равны.

Что я знаю о кругах (количество букв в каждом слове соответствует значению числа "Пи" - 3,1416).

А у вас, дорогие читатели, остались ли в памяти какие-то мнемонические присказки, которые помогали вам на уроках что-то быстро запомнить? Если есть то, о чем я еще не написала, расскажите, пожалуйста, интересно очень. Я с коллегами тоже поделюсь, чтобы интереснее было учиться.

Светлана Владимирова