Международная ассоциация воздушного транспорта объявила о своем обязательстве по достижению «чистого нуля» и сокращению выбросов CO2 к 2050 году, а некоммерческая организация Atmosfair открыла первый в мире завод по производству авиационного топлива с нейтральным выбросом углерода.
Предприятие в Эмсланде на севере Германии, начнет производить восемь баррелей (около 1 тонны) синтетического керосина в день в начале 2022 года. Atmosfair не раскрывает, сколько стоимость проекта или способ его финансирования.
Синтетический керосин, также называемый электронным керосином или преобразователем энергии в жидкость (PtL), считается имеющим огромный потенциал для сокращения углеродного следа авиационной промышленности. Но есть несколько причин, по которым зеленое топливо еще не взлетело.
Полеты — один из наиболее углеродоемких способов передвижения, поскольку в самолетах используется керосин, полученный из ископаемых углеводородов. На авиационный сектор приходится около 2–3% глобальных выбросов CO2, и отрасль хочет сократить свой след до половины уровня 2005 года к 2050 году. Но декарбонизация станет огромной проблемой.
Почему синтетический керосин?
Синтетический керосин — это вид экологически чистого авиационного топлива (SAF), которое можно смешивать с обычным авиакеросином, чтобы снизить выбросы в полете.
SAFs — это в основном биотопливо, изготовленное из экологически безопасного сырья, такого как отходы или сельскохозяйственные остатки. Их считают многообещающей альтернативой, поскольку они могут сократить выбросы до 80% в течение срока службы топлива по сравнению с ископаемым керосином.
Завод Atmosfair в Эмсланде стремится производить синтетический керосин с нулевым выбросом углерода, комбинируя водород, вырабатываемый возобновляемой электроэнергией (из близлежащих ветряных турбин), и устойчивый углекислый газ, улавливаемый из воздуха и биомассы.
Полученный продукт будет смешан с обычным керосином и доставлен в аэропорт Гамбурга для заправки самолётов, в том числе немецкого перевозчика Lufthansa.
Современные двигатели технически могут работать на устойчивом топливе на 50%, но сейчас это далеко не так. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), производство SAF в настоящее время составляет около 0,1% от общего мирового потребления авиационного топлива.
Достижение этих целей потребует масштабного наращивания производства, и, как указала министр окружающей среды Германии Свенья Шульце на открытии завода по производству электронного керосина, это имеет смысл только в том случае, если одновременно будет наращиваться возобновляемая энергия.
Дорогой и энергоемкий
Синтетический керосин в настоящее время в четыре-пять раз дороже обычного реактивного топлива. Кроме того, его производство энергоемко, требуя большого количества зеленого углекислого газа и зеленого водорода.
Просто для обеспечения внутренних рейсов электронным топливом потребуется больше возобновляемой энергии, чем Германия в настоящее время может производить.
Около 40% электроэнергии, производимой в Германии, по-прежнему производится из ископаемых источников, 45% приходится на возобновляемые источники энергии, но большая часть из них направляется на декарбонизацию других секторов.
Дитрих Брокхаген из Atmosfair говорит, что нынешние темпы роста зеленой электроэнергии означают, что авиация во всем мире может на 100% заправляться электронным керосином менее чем за десять лет. Но: «Существует конкуренция с другими секторами, где электроэнергия нужна больше, например, электрификация сельских районов. Так что это выполнимо, но это вопрос распределения ресурсов и, следовательно, приоритетов политики».
Германия хочет, чтобы к 2030 году 2% авиационного топлива было синтетическим.
Будущее климатически нейтральных рейсов?
Электронный керосин, при условии, что он производится с использованием возобновляемых источников энергии и доступен в более крупных и более доступных масштабах, может сыграть значительную роль в освобождении от выбросов углекислого газа в полете, но на то, что, вероятно, потребуются десятилетия.
Помимо CO2, самолеты выбрасывают в атмосферу другие газы и водяной пар, что также способствует глобальному потеплению.
Atmosfair заявляет, что оптимизация маршрутов и высот полета может помочь свести к нулю влияние полетов, не связанных с CO2. Но он признает, что для этого потребуется больше топлива, а значит, и больше электроэнергии в долгосрочной перспективе, учитывая, что производство электронного керосина настолько энергоемко. Это всего лишь еще одна проблема, которую необходимо решить, чтобы когда-нибудь стали реальностью безопасные для климата полеты.