Соображения об организации всякой всячины в дачном сарае.
Универсальное решение вряд ли возможно, поскольку различны помещения, ассортимент вещей, привычки, а главное - интересы хозяина и сценарии использования.
Посему описываю свои попытки оформить удобный склад на примере одной из бесчисленных комбинаций факторов:
- Есть летняя дача, где к дому пристроен длинный и узкий кирпичный гараж. Задачи эксплуатировать помещение зимой нет, соответственно все вещи, чувствительные к заморозкам, а также большинство инструмента на зиму отвозятся в отапливаемый гараж в городе.
- Гараж по прямому назначению не нужен - машину проще оставлять на улице. То, что она сужает проезжую часть, на самом деле неплохо - будучи расставленными в шахматном порядке по улице местные машины мешают залетным гонять, а вынуждают аккуратно красться. Успокаивают трафик так сказать.
- Полноценная мастерская не нужна в силу привычек - нет масштабных работ, требующих пространства, верстака и стационарного инструмента. Привык почти все работы проводить на участке на открытом воздухе, часто и вне участка, поэтому назначение именно сарай-склад, а не мастерская.
- Номенклатура решаемых задач широка, но сами задачи несложные - строгануть брусочки, скрепить на саморезах, покрасить. И с железками примерно то же - нарезать/покрасить/посадить на болты.
- Поскольку это наиболее прочное помещение на участке (хотя все конечно очень условно), приходится делиться пространством с прочим относительно ценным инвентарем типа велосипедов, сезонной резины, удочек, а еще хранить кучу дощечек, кронштейнов и прочей фигни, которая обязательно когда-нибудь пригодится.
- В описываемом ландшафте все изделия нестандартны и в единичном экземпляре, часто требующие сопряжения с существующией инфраструктуры. Для этого активно используются всякие кронштейны, обрезки, самый разнообразный крепеж, поэтому количество полезных артефактов, обобщенно именуемых "нестандартный конструкционный материал" довольно велико. Из этого 2 главных вывода:
1. Объем материалов значительно больше чем инструмента и это следует учитывать при планировке.
2. Операция "пополнение" происходит чаще чем "расход". То есть если какая-то категория считается редко-используемой с точки зрения расхода (например "уголки") и возникает желание засунуть этот ящик в дальний угол, то полезно вспомнить как часто приходилось добавлять в эту копилку ценные детальки. Если будет дисбаланс то велик риск того, что оные детальки будут валяться на столе, ибо лезть в дальнюю коробку для уборки одного предмета будет неохота.
Из описанной совокупности факторов вытекают следующие соображения:
- Наиболее ходовой инструмент и материалы должны быть подготовлен к переноске к месту проведения работ (В отличии от мастерской, где это должно быть на расстоянии вытянутой руки от верстака).
Самый удобный вариант - тканевая сумка с ручкой и лямкой на плечо. А метизы стоит хранить в закрывающихся коробках или банках, чтобы не рассыпались при транспортировке.
- Главное - это полочки, причем разной глубины: 10-15 см под лакокрасочные изделия или банки для метизов, 30-40 см наиболее универсальные под разные ящики, ну и один стеллаж 60 см под габаритные коробки. Во избежание соблазна загромождения полок несколькими рядами, провоцирующего бардак (ибо не всегда хватает дисциплины разгребать мелочь по передней кромке полки, чтобы достать/убрать что-то с дальнего плана) полезно подбирать ящики/коробки по глубине полок.
Основной объем реализуется стеллажами, далее каждый неиспользуемый угол дополняется специализированной полочкой. Над дверным проемом и воротами сделаны отдельные полки, к стропилам крыши узкие полки суммарной длины 24 метра. С точки зрения нагрузки решение может и спорное, но, насколько я знаю, 20 лет снег с крыши никто зимой не чистил, поэтому счел конструкцию достаточно крепкой.
- При комплектации стеллажа следует избегать многоэтажного хранения боксов, кроме тех случаев когда коробки одинаковы по размеру и объединены общей темой (т.е. часто используются вместе). Взять-то коробку из под низа несложно, но часто бывает при наведении порядка надо что-то положить в нее, и на третий раз лезть в нижнюю коробку дабы кинуть одну железку уже надоедает. Железка остается на столе, вдохновение на украшение мира сползает под него.
- Пространство по стенам, не занимаемым полками можно отдать под развес крупного инструмента. В моем случае пространство для машины все-таки на всякий случай оставлено, поэтому основные стеллажи уехали в заднюю часть помещения, а на стены прикручены крючки.
- Часть барахла все равно придется держать на полу (например у меня это запасы 3 метровых досок и обрезков ДСП, тележка-дробилка для сучьев, жигулевские зимние колеса, верстаки ну и что-то еще). С этим придется смириться, но для обеспечения свободы будущих перестановок стоит избегать стационарных конструкций, благо это несложно, с учетом того, что эти предметы крупные и устойчивые. Например стопка колес, покрытая куском ДСП создает удобный столик, необходимый для сортировки вещей и наведения марафета.
Далее подробнее остановлюсь на нескольких элементах, возможно их рассмотрение поможет читателям найти собственную прорывную идею и реализовать яркий замысел на новом качественном уровне.
1. Стеллаж (бывший книжный) с подобранными в размер ящиками. Приятнее всего деревянные (по мере накопления я их покрываю лаком под дуб и подбираю комбинации на полках), проще всего - пластиковые (но нужно записывать размеры и охотиться за нужными габаритами), быстрее всего - картонные коробки обмотанные скотчем. Также уместны (хотя и некрасивы) обрезанные 10-литровые канистры.
Если стены/стойки стеллажа не предоставляют удобной возможности креплений полок (или крепления недостаточно надежны и сползают, как в моем случае) можно "набрать" опорами опять же из ДСП, отрезая их по высоте для соответствия имеющейся таре.
Поскольку типичный для сарая ассортимент не боится пыли, а второй ярус исключаем - крышки для боксов не нужны, так удобнее класть
На мой взгляд практичнее всего картонные коробки укрепленные скотчем - халявный материал (изделие утилизируемо без сожалений при смене раскладки), в сухих условиях живет много лет, обеспечивает однотонный цвет фасадов (заворачиванием лепестков или примоткой картонки к торцу), ударопрочно (не раскалывается при падении, только мнется), легко маркируемо маркером по скотчу.
2. Самый ходовой инструмент собран в сумках и поясе. Под конкретную задачу в сумку добавляется еще инструмент (шупуповерт например) и коробки с метизами.
При этом, эффектно выглядящая перфопанель здесь в общем-то и не нужна. В отличие от стационарной мастерской, как например у меня на балконе. Там это исключительно удобная вещь
3. Большой верстак в сарае не нужен. Для большинства работ использую 2 легких переносных верстака, устанавливая их огороде либо ближе к месту проведения работ, либо ближе к семейной тусовке - типа дети в песочнице, папа тут где-то бегает, движняк, всем весело.
Вот для слесарных работ хорош бы небольшой столик с тисками, со временем что-то придумаю. Пока же 20 килограммовые тиски в охапке таскаю на колоду, но такие работы не чаще раза в месяц.
4. Хранение велосипедов - в моем случае спорное, но при их редкой эксплуатации вполне годное решение - хотя они и занимают половину ширины - пол свободен и доступ к стенам и верхним полкам вполне удобен.
5. Хранение запасов метизов - на специальных узких полках. Года 3 перекладывал с места на место, потом понял, что они должны быть как на витрине в 1 ряд, дабы не рыться каждый раз в глубокой полке с разнокалиберными банками/коробками.
Такая структура хороша для относительно масштабных работ с ограниченным ассортиментом саморезов. Когда же ожидается расход небольшой, но нужно подобрать по месту - скомплектованы наборы в закрытых кассетах на вынос, аналогично тому как организовано в городе. На фотографии шкафа это ряды одинаковых желтых/красных/синих узких боксов.
Наверное букв уже много, продолжу отдельно про отдельные детали.
Вообще считаю что удачная раскладка это когда можно взять нужные предметы с закрытыми глазами. Частично уже получилось, но определенно есть куда стремиться.