В 1976 году, бразильская телекомпания «РЕДЕ ГЛОБО» (ныне TV GLOBO INTERNATIONAL), приступает к съемкам телесериала «Рабыня Изаура», по произведению бразильского автора мелодрам Бернарду Гимараенса.
Режиссером нового телесериала стал, уже известный в Бразилии Эрвал Россано. Автор сценария фильма — Жилберту Брага.
Несмотря на то, что сериал планировался «костюмным», бюджет его был невелик. Для целей усиления популярности будущей телекартины на родине, на главную мужскую роль был приглашен талантливый бразильский актер Рубенс Ди Фалко («Леонсио»). На роли второго плана, были приглашены Норма Блум («Малвина») и Роберто Пирильо («Тобиас»), также известные в Бразилии актеры. На роль Изауры была взята никому неизвестная девушка — Луселия Сантос. Ввиду этого, она, исполнительница главной роли, оказалась в титрах заставки сериала последней.
А началось всё именно с вступительной заставки. Дело в том, что Бразилия всегда отличалась от других стран Латинской Америки совсем иным отношением к музыке, и, если, во всех «испаноговорящих» странах, в музыкальном плане, можно наблюдать нечто схожее, то Бразилия, благодаря историческим событиям, страна, жители которой говорят на португальском языке. Однако в Португалии нет такого огромного процента темнокожего населения, какое имеет место быть именно в Бразилии (в виду её географического расположения). А негритянская музыка велика. Это у них ни забрать ни прибавить.
Так вот. Заставка сериала, помимо потрясающей песни, исполненной хором темнокожих людей, при этом, пропитанной какой-то ностальгией, и, в тоже время, целиком и полностью олицетворяющей эту культуру, имеет совершенно невероятный художественный аспект. Тема рабства, описанная на картинах этой заставки, под эту песню, вызывает двоякие чувства и непреодолимый интерес ко всей этой истории.
В этом сериале музыка занимает какое-то своё, удивительное место. Здесь присутствуют совершенно невероятные фортепианные мелодии, трогательно переплетенные со струнными, национальные напевы, «ударные выстрелы» и «дыхание» флейты.
Сюжет сериала
Ди Алмейдо — весьма состоятельная и уважаемая в Бразилии рабовладельческая семья. Они проживают в городе Форталеза, но все их тростниковые плантации находятся в провинции. Фазенда Санта-Крус — одна из крупнейших в Бразилии. Хозяин этого всего богатства — Командор Алмейдо. Его супругу зовут Эстер, и у них есть единственный сын Леонсио.
Леонсио, хоть и проживал большую часть детства и юности в городе, частенько бывал и на плантациях отца. Хозяйский сын привык к тому, что темнокожие люди — это собственность его семьи, а значит, и его собственность, кроме того, отец постоянно прививал ему то, что в будущем Леонсио должен взять бразды правления всем этим хозяйством на себя.
Среди огромного количества чернокожих людей, была единственная белокожая девочка. История её попадания в рабство так до конца и неясна (видимо, ввиду сиротства и отсутствия родственников). Она рано лишилась матери, но у неё есть живой отец - Мигел, наемный управляющий соседской фазендой, который долго не мог сознаться в том, что Изаура его дочь.
В детстве Леонсио дружил с Изаурой, однако по приезду из Европы в Бразилию, после учебы, став взрослым мужчиной, он взглянул на неё иначе, так как эта девушка была весьма недурна собой. У неё была слишком белая кожа, красивые длинные темные волосы, уложенные в прическу, и, какой-то совершенно невинный, слегка "притупленный" взгляд. Леонсио, увидев привлекательную девушку в доме, решил во что бы то ни стало ей завладеть, тем более, когда узнал, что это та самая рабыня Изаура. Тем не менее, дона Эстер, мать Леонсио, оберегала девушку от «всего плохого», в том числе, и от сына, который, видимо, из уважения к матери, не мог довести намеченное дело до конца.
Изаура, на тот момент времени, отдыхая с доной Эстер на фазенде Санта-Крус, успела влюбиться в хозяина соседской фазенды Тобиаса. Сама Изаура всегда жила в богатом доме, отдельно от остальных рабов, у неё была своя собственная комната, роскошные туалеты, и, в итоге, Тобиас подумал, что она либо дочь, либо какая-то родственница хозяина соседской фазенды. Изаура долго скрывала от него факт своего нахождения в рабстве, однако узнав об этом, Тобиас полюбил её ещё больше. В то же время, толстая кухарка семьи Алмейдо, рабыня Жануария, встречает Мигела, который хочет сознаться Изауре в том, что он её родной отец. Жануария организует их встречу и он признается во всем Изауре. Она счастлива этому, а Мигел заверяет дочь, что обязательно выкупит её у Алмейдо. На фазенде Санта-Крус у Изауры появляется двое врагов: управляющий рабами Франсиско и темнокожая рабыня из прядильной Роза.
В городе, правильная и неинтересная жизнь с порядочной женщиной Эстер, наскучила Командору Алмейдо. Он встречает в одном из кабаре неудачную актрису по имени Кармен. Он хорошо проводит с ней время, не думая ни о чем.
Леонсио сосватали с Малвиной, красивой девушкой из богатой семьи. Он, вроде как, очарован ею, но мысли завладеть Изаурой его не покидают ни на минуту. Малвина совершенно околдована Изаурой. Она пребывает в полном шоке от того, что рабыня может свободно вести светскую беседу, знает французский язык и блистательно играет на фортепиано. Она берет Изауру на театральное представление, где в главной роли блистает актриса из Европы. Актриса знакомится с Изаурой, которую попросили сыграть на рояле специально для этой актрисы. Женщина, не веря, что эта девушка рабыня, предлагает Изауре уехать с ней из Бразилии в Европу. Однако Изаура, не объясняя причину, отказывает пожилой артистке. А причина одна — любовь к Тобиасу.
Дона Эстер больна. Она чувствует, что ей осталось недолго, и хочет подарить Изауре вольную. Эстер умирает не успев это сделать. Алмейдо передает сыну все дела и всё свое состояние, оставив себе только особняк в городе.
Леонсио с супругой Малвиной переезжают жить на фазенду Санта-Крус. Сеньору Малвину обслуживает молодая рабыня, Санта, которая влюбляется в раба с фазенды Андрэ. У них будет ребенок. Изаура сдружилась с Сантой и Андрэ. Леонсио больше никто не мешает завладеть Изаурой. Он отказывает Мигелу в продаже Изауры. Ему становится известен роман Тобиаса и Изауры, и он намеревается уничтожить их.
Изаура и Тобиас хотят встретиться, но возникает непредвиденная ситуация, в результате которой вместо Изауры на старую деревянную мельницу приходит сеньора Малвина. Санта, служанка Малвины, остаётся на улице, и видит, как среди ночи Франсиско закрывает ставню, и Тобиас с Малвиной остаются запертыми внутри мельницы. Франсиско вызывает сеньора Леонсио, сообщая ему, что "птичка в клетке", после чего Леонсио, собственноручно, поджигает деревянную постройку. Тобиас и Малвина сгорают заживо.
Леонсио в полном шоке от того, что вместо ненавистной ему Изауры он сжёг свою жену, и ненавидит Изауру ещё больше. Изаура оплакивает Тобиаса. Изаура, Санта и Андрэ принимают решение бежать с фазенды сеньора Леонсио. Им помогает в этом Мигел, который уезжает вместе с ними в город. Оказавшись на свободе, Санта рассказывает Изауре, Мигелу и Андрэ о том, что видела момент убийства Тобиаса и Малвины.
В городе Барбасена, куда уезжают беглецы, у Изауры появляется ухажёр по имени Алваро. Он - представитель высшего сословия Бразилии, молодой и красивый парень. Изаура представляется ему как "дона Эльвира". Алваро видит, что она живёт с отцом и двумя рабами, и это импонирует ему. Он приглашает Изауру на светское мероприятие, где все гости очарованы ею. Однако и там находятся недруги. Один из друзей Алваро, Мартинью, узнает в Изауре беглую рабыню, под описание которой подходит эта девушка, и, в письме, сообщает об этом Леонсио. Мартинью разоблачает Изауру при всех, на светском вечере. Она сознается во всём, а Алваро обещает выкупить Изауру у хозяина.
Друг Алваро, Мартинью, приезжает к Леонсио ни с чем, поскольку Алваро уговорил его не выдавать Изауру хозяину. Он говорит Леонсио о том, что произошла ошибка, за что Леонсио, находясь в истерике, чуть его не убил.
Леонсио возвращает Изауру на фазенду. Сначала он приковывает её к позорному столбу, где её избивают розгами, оставляет сутками её там висеть на цепях, а затем, он направляет её работать с другими рабами на плантацию. Роза всячески издевается над девушкой, создавая различные провокационные ситуации.
Алваро и Энрике, брат Малвины, приезжают на фазенду Санта-Крус, но на границе плантаций их встречает Франсиско с охраной фазенды. Они попадают в плен, из которого сбегают.
Леонсио ухаживает за Аниньей, девушкой из состоятельной семьи. Однако он хочет окончательно испортить жизнь своей рабыне. Он назначает ей свадьбу с садовником-горбуном Белтрао.
В назначенное время, когда собираются все гости, в дом проникают Алваро и Энрике. Алваро публично разоблачает Леонсио. Он сообщает всем присутствующим о том, что Леонсио полностью разорен, а всё его имущество теперь принадлежит Алваро.
Франсиско пытается скрыться. Он убегает в комнату к Леонсио и крадёт драгоценности Эстер и Малвины. Однако Леонсио настигает его. Франсиско угрожает Леонсио рассказать всем о том, "как погибла дона Малвина". Леонсио убегает в прядильную, где Алваро прижимает его к стене. Между ними начинается драка. Изаура помогает Алваро в борьбе с обезумевшим Леонсио. В прядильную заходит Андрэ и угрожает Леонсио пистолетом, чтобы тот успокоился и сдался. Применив всю свою хитрость, Леонсио удается отобрать у Андрэ пистолет и запереться в прядильной. Он выстреливает себе в висок.
После того, как вся эта история чуть утихла, в доме решили отметить будущее освобождение всех рабов фазенды Санта-Крус. Роза, главная соперница Изауры, создаёт ситуацию, при которой, якобы, хочет помириться с ней. Она подходит со стаканами вина к Изауре и Алваро. В одном из стаканов — яд. Дона Кармен, новая жена Алмейдо, тоже подходит к ним, добавляет свой стакан, в итоге, Роза забывает, в какой из стаканов она высыпала яд и выпивает вино с ядом сама. Она умирает на глазах у всех.
Все рабы фазенды получат вольную, а Изаура и Алваро вступают в брак.
Анализ сериала
Основная заслуга сериала об Изауре состоит в том, что это была первая масштабная картина того, что происходило с рабами именно в Бразилии. В этом сериале были показаны публичные унижения людей, процесс покупки рабов, поведение рабовладельцев и надсмотрщиков по отношению к этим рабам. Была четко показана разница между тем, как жили рабовладельцы, и в каких условиях жили рабы. Те, что работали на сахарном тростнике, жили хуже лошадей. Тем не менее, история именно Изауры, «из грязи в князи», отдает «историей Золушки». Неужели разница была лишь в цвете кожи? Эту тему поднимает Роза. «Ей всё, а мне ничего». Даже когда встал вопрос о вольной всем рабам, Роза отказалась от неё в моральном плане, из-за того, что привыкла прислуживать раз, и ненавидит Изауру, которая станет ещё богаче, два.
С другой стороны, Изауру, рабыню, можно рассматривать как содержанку и приживалку. Почему одни рабыни должны с утра до вечера прясть, готовить еду или убираться в доме, а эта будет изучать языки и заниматься на фортепиано, иными словами, бездельничать, а общее отношение к ней не такое безобразное, как к остальным рабам?
Однако в фильме четко прослеживается акцент, сделанный на характеры героев, то есть, большая доля психологической составляющей в фильме имеет место быть. Это всегда смотрится чуть смешно. Скажем, Эстер, Малвина и Кармен, эту рабыню боготворят, но и к другим рабам они относятся очень доброжелательно. К своим рабам хорошо относятся и члены семьи Тобиаса и Алваро. То есть, в фильме показано то, что несмотря на созданную в стране ситуацию есть люди, которые готовы относиться к неравным им по статусу как к людям. А это одна из идей, приведшая к искоренению официально разрешенного и даже приветствуемого рабства во многих странах.
Особое место во всей этой истории, безусловно, занимает "гранфинал". Понятно, что все плохие умирают а хорошие торжествуют, но освобождение от рабства всех рабов плантаций Леонсио выглядит каким-то чудом. Из раздела фантастики. Куда пойдут все эти рабы, когда вокруг, на соседних фазендах одно рабство? И этот момент учтён в сериале. Рабы получили участки бывшей фазенды Леонсио в аренду. А ведь с этого всё и началось. Сначала одни освободили своих рабов, следом другие. Это и привело к полной отмене рабства. Напомню, что в США к этому привела гражданская война между Севером и Югом.
«Рабыня Изаура» - это первый телесериал, который был показан в Советском Союзе. До этого, мы понятия не имели, что такое не просто «многосерийный фильм», а именно «телесериал». Сейчас у многих это вызывает смех, улыбки (что есть хорошо), а некоторые вообще будут говорить «что эту чушь не смотрели». Аудитория этого фильма, в 1989 году доходила до СТА МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК, и, несмотря на то, что вместо имеющихся ста серий была показана только половина, сериал произвел невероятный фурор, после того, самого первого показа.
Рассказываю историю из жизни. Я учился в третьем классе. Сами понимаете, что это такое. С тобой находится группа детей и лишь один взрослый человек. Так вот. 1989 год. Повтор «гранфинала» сериала «Рабыня Изаура» шел днём. Наша учительница отдала два урока на две последние серии. Она не закончила тему, врубила черно-белый телик, который висел сбоку от доски и сказала: «Так, все смотрим Изауру и не пикать мне тут!». А мы - все счастливы! А потом, вместе с ней, обсуждали хором финал. Вот такая учеба!)))
Потом приехал в деревню. А там бабки только и говорят: «Я пошла на фазенду»; «Зинаида, а на моей фазенде огурцы лучше». Вот в таком духе.
Слышал, что где-то в провинциях, девки молодые даже девочек своих новорожденных Изаурами называли. Вот такая это была "массовая" любовь.
После этого показывали много всяких сериалов, а сейчас некоторые даже говорят: «Россия — страна, которая всегда любила поплакать».
Автор статьи Александр Богданов
Фильм производства ТВ Глобо
Режиссер Эрвал Россано
Автор сценария Жилберту Брага
Главный оператор Милтон Гонсалес
Луселия Сантос - Изаура
Рубенс ди Фалко - Леонсио
Роберто Пирильо - Тобиас
Эдвин Луизи - Алваро
Беатрис Лира - Эстер
Зени Перейра - Жануария
Норма Блум - Малвина
Леа Гарсия - Роза
Исаак Бордовин - Франсиско
Жилберту Мартинью - командор Алмейдо
Марио Кардозу - Энрике
Анжела Леал - Кармен
Мириам Риос - Анна
Атила Йориу - Мигел
Итало Росси - Жозе
Леди Франсиско - специальный гость сериала
Гарольдо де Оливейра - Андрэ
Мария де Грасес - Санта
Нуэза Борхес - Рита
Элиза Фернандес - Таис и др.