Подборка из 7 композиций разных лет.
«Сам себя считаю, городским теперь я
Здесь моя работа, здесь мои друзья
Но всё так же ночью сниться мне деревня
Отпустить меня не хочет родина моя», -
этот хит второй половины 80-х знаком слушателям разных поколений. Песня прозвучала настолько проникновенно и искренне, что создавалось впечатление будто певец и правда родом из деревни. В действительности же первый исполнитель этой песни к деревенской жизни никакого отношения не имел. Сергей Беликов родился в подмосковном Красногорске, как музыкант заявил о себе в составе вокально-инструментальных ансамблей, свой первый коллектив создал ещё в студенческие годы, работал в группе «Аракс» и в Самоцветах», на закате советской эпохи проявился в сольном творчестве. В сегодняшней публикации вспоминаем узнаваемые хиты разных лет, исполненные Сергеем Беликовым.
«Снится мне деревня» в репертуаре Беликова стала той песней, к которой артист оказался «приговорен». Музыканта чаще всего ассоциируют именно с ней, хотя до нее его голосом прозвучало уже немало знаменитых произведений, исполненных как в составе коллективов, так и сольно. Пик популярности исполнителя пришелся на 80-е – начало 90-х. Меломаны того времени, наверняка, с легкостью назовут ещё несколько песен, которые могут считаться его визитными карточками. В наши дни 66-летний музыкант, заслуженный артист России, по-прежнему продолжает творческую деятельность, собирает залы, имея свою аудиторию, которая помнит и любит артиста.
Немного об истории песни «Снится мне деревня».
Муз. Б. Емельянов, ст. Л. Дербенев.
«Моя обида, обида всех творческих людей, которые становятся заложником какой-то одной роли, или одной песни, будь то музыканты или актеры», - так отзывался исполнитель о роли хита «Снится мне деревня» в своём творческом наследии.
На дворе был 1986 год, Беликов уже строил сольную карьеру после ухода из ВИА «Самоцветы», был успешным и узнаваемым артистом, когда к нему обратился прославленный советский поэт Леонид Петрович Дербенев с предложением исполнить свою новую песню, написанную в соавторстве с композитором Борисом Емельяновым.
Музыкант не сразу согласился. Он посчитал произведение не совсем подходящим для себя.
«Я поначалу сказал, что это не совсем соответствует моей концепции, моим помыслам, моему имиджу вокально-инструментального, поп-рокового исполнителя. Он мне ответил: «Сережа, если ты споёшь эту песню - это будет хит», - рассказывал Сергей Беликов.
Дербенев уговорил певца. Надо ли говорить, что поэт оказался прав: чутьё его не подвело, и хит состоялся.
Трогательные, пропитанные ностальгией по деревне стихи вышли из-под пера коренного москвича. Как известно, биография Дербенева была связана преимущественно с советской столицей. Казалось бы, с деревенскими реалиями поэт знаком не был. Источник вдохновения обнаружился в истории семьи автора. Как и у многих советских граждан, предки у Леонида Петровича происходили из деревни. Пишут, что отец поэта многократно просил его написать о деревне, этой песней Дербенев исполнил желание родителя.
Поэта, оставившего после себя целый пласт песенных произведений на музыку разных композиторов, нет с нами уже много лет. Герои советской эстрады прошлых лет уходят, а их песни продолжают звучать. В июле этого года музыкальный мир понес очередную потерю: в возрасте 80 лет из жизни ушел композитор Борис Емельянов, автор целой россыпи узнаваемых советских песен, неоднократного лауреата «Песни года». В числе самых известных его произведений наряду с композицией «Носики-курносики» из репертуара Валентины Толкуновой и некоторыми другими произведениями неизменно вспоминают и песню «Снится мне деревня», прозвучавшую на главном советском песенном фестивале в 1987 году в исполнении Сергея Беликова.
«Ребята, я что-то не понял. Вы говорите, что мы знаем этого исполнителя по песне «Снится мне деревня». А до 1986 года вы что, ничего не слушали и не смотрели?» - сокрушался певец.
Исполнителя можно понять. Но среди слушателей и любителей этой песни действительно немало людей, которые к моменту её выхода ещё даже не родились на свет. Популярности и узнаваемости песни в наши дни добавил, например, телевизионный сериал «Восьмидесятые», посвященный жизни молодежи поздне-советской эпохи. Кино транслировали на канале СТС в 2012-2016 гг. Саунд-треком для сериала стала целая россыпь популярнейших хитов того периода, в том числе и песня «Снится мне деревня», на которую многие молодые зрители обратили внимание. Я встречал на своём жизненном пути несколько человек, которые впервые услышали композицию как раз в сериале «Восьмидесятые», заинтересовались ею и открыли для себя певца Сергея Беликова.
О том, что было до и отчасти после 1986 года мы говорим ниже.
«Радуга»
Муз. Ю. Антонов, ст. Л. Фадеев.
Песни, исполненные музыкантами в составе вокально-инструментальных ансамблей, зачастую ассоциируются у слушателей с названием коллектива или с авторами произведения, а не с конкретными персоналиями, чьими голосами они прозвучали. Эта тенденция отразилась и на творческой судьбе Сергея Беликова. Из группы «Аракс», чьё творчество воспринималось на пересечении рок-музыки и «официальной» советской эстрады, вышло несколько именитых музыкантов. Первым делом многие меломаны вспомнят Анатолия Алешина, хотя продолжительное время солистом и центральной фигурой в коллективе был Сергей Беликов. «Аракс» сотрудничал со многими советскими композиторами и эстрадными артистами. Над саунд-треком фильма «Берегите женщин», вышедшего на экраны в 1981-м году, группа работала вместе с композитором Юрием Антоновым. В картине прозвучало сразу несколько песен, вошедших в золотой фонд хитов композитора и исполнителя Юрия Антонова. Песни в фильме исполняются от лица разных героев, но большинство из них поёт сам Антонов в сопровождении музыканта группы «Аракс». Исключением стала песня «Радуга».
«На тебя я как на радугу смотрю,
Мир привычный я с тобой не узнаю», - эти знаменитые строки звучат в картине голосом вокалиста «Аракса» Сергея Беликова.
Известно, что Юрий Михайлович, редко разрешает кому-то петь свои песни, предпочитая исполнять их сам. В репертуаре других артистов песен его авторства практически не встретишь, а у Серея Беликова такая есть. После выхода фильма и после ухода из «Аракса» Беликов продолжал исполнять её, композиция издавалась в его сольной дискографии. На выступлениях Беликов периодически исполняет и другие хиты Юрия Антонова, прозвучавшие в этом фильме, например «Не забывай».
Слова песни «Радуга», как и многих других песен для фильма «Берегите женщин», написал частый соавтор Антонова, поэт и ученый-физик Леонид Фадеев (настоящая фамилия Гендель). О некоторых широко известных песнях на его стихи я уже рассказывал в одной из публикаций, упоминались там и совместные с Антоновым произведения, в том числе знаменитейший хит «Море» из х/ф. «Берегите женщин». Ссылку на этот материал оставлю в конце статьи.
«Сентиментальная прогулка»
Муз. Д. Тухманов, ст. П. Верлен (перевод А. Эфрон)
В 1975-1976 году велась работа над концептуальным авторским альбомом «По волне моей памяти» композитора Давида Федоровича Тухманова. Рассказывать много об этой пластинке не имеет смысла. Для советских меломанов она обрела статус культовой. В альбом вошли песни Давида Тухманова, написанные на стихи поэтов разных стран и эпох, идея была в том, чтобы придать новое звучание классической поэзии в контексте современной музыкальной культуры.
В записи альбома приняли участие солисты нескольких известных вокально-инструментальных ансамблей, оказался в их числе и участник «Аракса» Сергей Беликов.
По словам музыканта, звонок от Давида Тухманова поступил ему в конце зимы 1976 года. Композитор приглашал к себе в гости. Жил он тогда в районе Тверской. Супруга Тухманова Татьяна Сашко, занимавшаяся отбором поэтических первоисточников и по сути выступавшая в роли продюсера проекта, объяснила Сергею его замысел. Музыканту предложили выбрать песню. На примете было три композиции. В итоге Беликову досталась «Сентиментальная прогулка».
Стихи, написанные на французском языке, принадлежат перу Поля Анри Верлена, поэта второй половины XIX столетия. На русский их перевела Ариадна Эфрон. Во многих песнях этого альбома, написанных на стихи зарубежного происхождения, использовались фрагменты оригинального текста. Так и в «Сентиментальной прогулке» сохранилось несколько авторских французских строк.
Композиция представлялась Беликову «тонкой и воздушной». Именно к такому эффекту стремились музыканты в ходе репетиций и записи произведения.
«Сентиментальную прогулку» называют лучшей композицией тухмановского альбома «По волне моей памяти» и первым 100%-ным долгоиграющим хитом, прозвучавшим голосом Сергея Беликова.
«Сон-трава» («У беды глаза зеленые»)
Муз. Е. Птичкин, ст. Т. Коршилова
В 1979 году вокалист «Аракса» Сергей Беликов вместе с гитаристом группы записал песню для художественного фильма «Опасные друзья». Официально произведение называется «Сон трава», узнаваемо по строчке «У беды глаза зеленые».
Фильм «Опасные друзья» режиссера Владимира Шамшурина был посвящен весьма специфической теме – обитателям мест не столь отдаленных. Кино о жизни заключенных не снискало широкой популярности. О фильме быстро забыли, в огромном массиве советского кино-наследия он оказался мало заметен.
Композитором в фильме «Опасные друзья» был приглашен Евгений Птичкин. К тому моменту песня «Сон-трава» уже была у него в загашнике. Композитора связывали дружеские отношения с известной журналисткой Татьяной Коршиловой, запомнившейся зрителям по музыкальным и развлекательным телепрограммам «Шире круг», «С песней по жизни», фестивалю «Песня года». Она не только вела программы музыкальной тематики, но и сама писала слова для песен. Однажды она принесла на оценку Птичкину своё стихотворение «Сон-трава», композитору оно понравилось, через некоторое время он написал на него музыку и отложил произведение до лучших времен. Вспомнил о нём в ходе работы над фильмом «Опасные друзья».
Обратиться к музыкантам «Аракса» для исполнения песни предложил звукорежиссер «Мосфильм» Виктор Бабушкин. К слову, благодаря ему своё каноническое звучание обрели сразу несколько песен из кинофильмов. Например, в процессе поисков исполнителя композиции Александры Пахмутовой «Как молоды мы были» именно Бабушкин «дал наводку» на Александра Градского. И в этот раз звукорежиссер попал в точку и в обоих случаях песни в исторической перспективе оказались намного популярнее фильмов, в которых они звучали. Ставшая хитовой песня закрепилась в репертуаре Беликова. «Сон-траву» также исполняла Валентина Толкунова. Зазвучав её голосом, песня пережила виток популярности, но исторически первым остается вариант Беликова, именно его многие слушатели считают «каноническим».
«Живи-родник»
Муз. В. Добрынин, ст. В. Дюков.
В «сольное плавание» Сергей Беликов отправился в 1985 году, покинув вокально-инструментальный ансамбль «Самоцветы». В тот же год певец обратил на себя внимание публики с песней «Живи родник, живи», которая быстро стала узнаваемым хитом.
Написал эту песню композитор Вячеслав Добрынин на стихи Владимира Дюкова. Впервые произведение «Живи, родник» в исполнении Сергея Беликова была издана синглом, в 1986 году вошла в состав сборника песен Добрынина «Встречная полоса», в 1990-м в качестве стартовой композиции вышла на сольном альбоме Беликова «Утренний свет».
Песни композитора Вячеслава Добрынина Беликову довелось исполнять ещё в составе «Самоцветов». Когда-то Вячеслав Григорьевич сам был участником этого ансамбля. В числе наиболее известных хитов, которые когда-либо пел Беликов, музыкальные обозреватели, меломаны и сам певец называют композицию «Всё, что в жизни есть у меня». Это одна из визитных карточек «Самоцветов». Песня ассоциируется не только и не столько с вокалом Беликова, сколько с ВИА в целом, поэтому в отдельный параграф я её не стал выделять, но и не упомянуть было бы упущением.
Добрынин и Дербенев написали её специально для коллектива под руководством Юрия Маликова. Этим прославленным авторам принадлежат два первых ярчайших хита сольного этапа творчества Беликова: «Снится мне деревня» на стихи Дербенева и «Живи, родник» с музыкой Добрынина.
«Ночная гостья»
Муз. В. Чумак, ст. Н. Ким.
Первую половину – середину 90-х годов сам Сергей Беликов расценивает как завершение «славного этапа» своей карьеры, когда музыкант почувствовал что «не вписывается» в изменившиеся реалии музыкального мира. Символом этого этапа стал его хит «Ночная гостья», выпущенный в 1994 году. Певец рассказывал, что эту композицию умышленно сдерживали в ротации, что, однако, не помешало ей стать узнаваемым хитом. Текст этой песни написал поэт и музыкант, участник групп «Арамис» и «Апрель» Николай Ким, музыка – Вадима Чумака.
В дискографии Беликова «Ночная гостья» была издана на альбоме «Вечерный звонок» 1997 года выпуска.
«Не жалей»
Муз. и сл. В. Парамонов
Жизнерадостная философская композиция «Не жалей» появилась в репертуаре певца уже в XXI веке, в середине «нулевых». Написал её Владимир Парамонов, известный, прежде всего, как участник вокально-инструментального ансамбля «Пламя».
Беликов рассказывал, что песня «Не жалей» была подарена ему Парамоновым на юбилей. Вероятно, речь идет о 50-летии. На официальном сайте исполнителя песня датирована 2005 годом.
Эпилог
Я искренне не люблю такие определения как «подзабытый», «исполнитель второго плана» или «певец одного хита» и всегда восстаю против них. И уж тем более некорректно использовать их по отношению к действующим музыкантам, продолжающим творческую деятельность.
Даже со словами самого музыканта о том, что он ушел на второй план и «вылетел из обоймы», сказанными в программе канала «Ля минор» в 2016 году, многие любители его творчества могут поспорить. С именем певца связан целый пласт произведений советской и российской музыкальной культуры.
Его песни продолжают звучать и впереди слушателей наверняка ждут новые произведения. За свою карьеру Сергей Беликов и сам писал песни как композитор, но в данном материале хотелось обратить внимание именно на образцы его исполнительского наследия.
Материал рассчитан на широкую аудиторию, создан исключительно в развлекательных и информационных целях, основывается на информации открытых источников.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни и помните, что все разговоры о музыке всегда субъективны.
Читайте также:
Физик и лирик. 5 известных хитов на стихи Леонида Фадеева
"Как молоды мы были" и другие песни Пахмутовой-Добронравова в исполнении Александра Градского - описанную здесь песню "Мне с детства снилась высота" также пел и Сергей Беликов, в статье представлено его исполнение произведения.