Найти тему
ВТБ Страна

Эдуард Мане — «старший по импрессионизму»

Картины Эдуарда Мане (1832–1883) на первый взгляд не назвать импрессионистскими: они темнее, чем у Моне и Ренуара, сюжеты и композиции Мане также выбирал другие. Глядя на его работы, вспоминаешь скорее Веласкеса и Тициана, чем городские фотографии (на которые похожи, например, некоторые композиции Огюста Ренуара).

«Автопортрет с палитрой», Эдуард Мане, 1879 год, частная коллекция
«Автопортрет с палитрой», Эдуард Мане, 1879 год, частная коллекция

Мане был старше многих импрессионистов (Моне и Роден родились в 1840 году, Ренуар — в 1841-м).

В 1850 году Мане с самыми радужными надеждами уже поступил в мастерскую академиста Тома Кутюра — ученика Антуана-Жана Гро. Но разошелся с преподавателем во взглядах. Его настоящими учителями стали старые мастера — Мане ездил в Венецию и Флоренцию, полюбил Тициана и Тинторетто, ценил и голландца Франса Хальса (1582/1583), чья живописная манера достаточно свободных, броских мазков повлияла на многих художников. Сегодня Мане считают одним из родоначальников импрессионизма — и занятно, что к революции в живописи XIX века художника подвели коллеги из XVI/XVII веков.

Мане постоянно подавал работы в Салон (ежегодная выставка Парижской академии изящных искусств), но жюри их отвергало. Критики назвали его «Завтрак на траве» (1863) «непристойной загадкой» (выражение Луи Эттьена), Наполеон III назвал картину аморальной. На самом деле «Завтрак» двойственен: в картине сочетаются классические элементы из полотна Джорджоне «Сельский концерт» (ок. 1509, заканчивал картину Тициан) и эстетика нового времени. Мане вроде бы перенес действие на свежий воздух, но все выглядит как сценка за театральным занавесом: мужчины, одетые по моде тех лет, непринужденно беседуют, пока голая женщина смотрит прямо на зрителя — и во взгляде нет игры, это тоже современница, а не томная Венера.

Скандал случился, когда художник отправил в Салон 1865 года «Олимпию» (которую написал осенью 1863 года). Публика пыталась растерзать картину, ее били зонтами и тростями, в итоге перед полотном выставили охрану, а после «Олимпию» перевесили под потолок, чтобы до нее не дотянулись возмущенные зрители. Что провокационного показал художник? Лежащих обнаженных женщин в истории живописи было много. Формально героиня Мане наследует Венерам Джорджоне и Тициана (известно, что художник копировал тициановскую «Венеру Урбинскую», 1538). Но француз пишет не богиню, а обычную женщину — с реалистичным телосложением и прямым взглядом, в современных ему домашних тапочках. К тому же Олимпией звали одну из героинь романа «Дама с камелиями» — для парижан середины XIX века это имя означало «публичную женщину». Сочетание паттернов — Венеры и «жрицы любви» — и возмущало.

Мане уехал подальше от скандала — в Испанию, где смотрел работы Веласкеса, Гойи, Эль Греко, для него это была своеобразная терапия. Общался художник и с импрессионистами, в середине 1870-х даже работал на пленэре с Клодом Моне, но в проектах младших коллег участвовать не хотел — ждал признания Салона. И в конце 70-х годов XIX века оно пришло: постепенно Мане если и не стал мейнстримом, то перестал быть «мальчиком для битья». А в 1881 году министром культуры стал публицист, коллекционер и политический деятель Антонен Пруст, одноклассник и друг детства художника, и Мане по его рекомендации вручили орден Почетного легиона.

«Бар в "Фоли-Бержер"», Эдуард Мане, 1882 год, Институт искусства Курто, Лондон
«Бар в "Фоли-Бержер"», Эдуард Мане, 1882 год, Институт искусства Курто, Лондон

Последнюю крупную работу — «Бар в “Фоли-Бержер”» — Мане писал, когда уже был болен. Его мучили приступы ревматизма и нарушение координации движений, но он, по воспоминаниям современников, мог забыть о болезни, залюбовавшись красивым цветком, а мог и раздражаться на близких людей. В «Баре» опять есть двойственность: то, что мы видим на первом плане, не совпадает с отражением за спиной героини. В зеркале другие бутылки, а девушка разговаривает с гостем. Такая игра — вновь черта скорее не импрессионизма, а старых мастеров, отсылка к Веласкесу.

Картину тепло приняли в Салоне 1883 года, а сам художник умер вскоре после Пасхи. Провожал его, как писали в газетах, «весь Монмартр», Антонен Пруст произнес надгробную речь.

Справка:

Картины французских импрессионистов вживую можно увидеть в экспозициях различных музеев, в том числе ГМИИ им. Пушкина, в сотрудничестве с которым банк ВТБ организовал множество выставок и других культурных мероприятий.