История создания танка AMX-56 "Леклерк" берёт начало с конца 70-х годов, когда имеющийся на вооружении Франции танк AMX-30 стал серьёзно устаревать.
Начиная с 1978 года работы над танком шли в рамках совместной программы Франции и Германии. Позже совместные разработки привели к значительным расхождениям в видении будущего ОБТ. Немцы хотели получить тяжелый и защищенный танк. Французы наоборот настаивали на том, чтобы сделать машину компактной и лёгкой.
Результатом разногласий стал выход Германии из проекта. Французы начали разрабатывать танк самостоятельно. В 1986 начали появляться первые прототипы, которые и показывали военному руководству страны. Тогда же танк получил обозначение "Leclerc".
Первые серийные образцы начали сходить с конвейера уже в 1990 году, а в 1992 году танк официально был принят на вооружение Франции.
Первоначальный заказ подразумевал постройку 1200 единиц. В результате окончания холодной войны и общей направленности Европы на демилитаризацию заказ был урезан почти в 3 раза.
Главной особенностью танка "Леклерк" считается высокая степень компьютеризации и автоматизации систем. А электронная начинка составляет почти половину его стоимости.
Конструкция
Компоновочная схема танка классическая: мехвод спереди, боевое отделение (командир и наводчик) в центре и МТО сзади.
Лоб и борта корпуса и башни построены из комбинированной брони. При этом бронирование модульное, что упрощает замену поврежденных элементов и последующую модернизацию. Борта прикрыты бронеэкранами.
От динамической защиты французы отказались, аргументируя это опасностью для союзной пехоты, которая может находиться на поле боя рядом с танком.
По некоторым данным стойкость бронирования верхней лобовой детали (ВЛД) корпуса и лба башни эквивалентна 1200 мм. против кумулятивных и около 700 мм. против подкалиберных снарядов. Достаточно серьёзно защищена крыша башни, здесь заявлено около 500 мм. против кумулятивных снарядов, что является неплохим показателем.
В качестве силовой установки "Леклерк" оснащён многотопливным дизельным 1500-сильным двигателем V-8, работающим с автоматической гидромеханической трансмиссией, обеспечивающей 5 скоростей вперёд и 2 назад.
Кроме того, танк оснащён вспомогательной силовой установкой, которая отдельно работает на турбокомпрессор. Эта же ВСУ может использоваться и для питания бортовых систем.
Подвеска танка гидропневматическая, ход подвески составляет 300 мм. Удельная мощность составляет около 27 л.с. на тонну веса, что позволяет танку энергично разгоняться. Максимальная скорость – 72 км/ч.
Вооружение и технологии
"Леклерк" оснащен стабилизированной 120-мм. гладкоствольной пушкой, длинной 52 калибра, что даёт большую начальную скорость полёта снаряда, чем у той же Rh-120. Но ресурс пушки составляет всего 400 выстрелов.
Боекомплект рассчитан на 40 выстрелов, 22 из которых размещены в автомате заряжания, установленном в корме башни. Скорострельность танка довольно высокая – до 12 выстрелов в минуту.
Нестандартным решением является то, что с основным орудием спарен 12,7-мм. пулемёт, а на крыше башни дополнительно устанавливается пулемёт 7,62-мм. Обычно всё наоборот. Французы аргументируют это тем, что 7,62-мм. пулемёт в любой момент может быть легко демонтирован и использоваться экипажем для обороны.
С каждой стороны башни установлено по 9 дымовых гранатомётов. 4 из них отстреливают дымовые гранаты, создающие завесу и скрывающие танк в видимом и ик-диапазоне. 2 гранатомёта отстреливают вверх тепловые ловушки, дезориентирующие противотанковые управляемые ракеты с тепловым наведением. Ещё 3 выстреливают противопехотными осколочными гранатами.
Система управления огнём учитывает все возможные поправки, включая изгиб ствола. Панорамный прицел командира и комбинированный прицел наводчика имеют оптические и телевизионные каналы с увеличением до 10 крат, тепловизионные каналы. Естественно, в распоряжении наводчика лазерный дальномер.
Все бортовые системы контролируются электроникой и связаны в единую информационно-управляющую систему. В случае возникновения неисправности она не только отображается на мониторах, но и озвучивается голосом. Все важнейшие системы танка продублированы.
Модификации
В дальнейших модификациях танк получил климат контроль, усиленную броню лба и бортов корпуса, обновленное бортовое оборудование.
Для ОАЭ была специально разработана модификация с 1650-сильным двигателем и более мощным кондиционером.
Для городских боёв создана модификация "Азур", включающая противокумулятивные экраны, систему обнаружения объектов рядом с танком (в слепой зоне), систему связи с пехотой и громкоговоритель для оповещений гражданских.
Из-за высокой стоимости "Леклерк" не вызвал большого интереса у зарубежных заказчиков. ОАЭ закупили его из-за того, что финансировали проект еще на стадии разработок.
На момент появления стоимость одной единицы составляла около 6 млн. долларов. Сегодня за один "Леклерк" придётся выложить около 9 млн.
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации!
До встречи на канале Милитари Клан!
Больше статей: БМ Оплот Ч. 1 | БМ Оплот Ч. 2 | Т-14 Армата | Леопард 2 | Type-90 | Челленджер 1 | Челленджер 2 | Меркава | Т-72 | K2 Черная пантера | Type 99A2 | PT-91 Twardy | C1 Ariete | Altay | VT-4 | Каррар
#военная техника #танки #бронетехника #армата #оружие #боевые машины #армия #вооруженные силы #вооружение #франция