Жак Оффенбах (фр. Jacques Offenbach) (20 июня 1819 г. - 5 октября 1880 г.) – немецко-французский композитор, театральный дирижёр и виолончелист, основоположник и наиболее яркий представитель французской оперетты.
Оффенбах родился в Кёльне, в семье кантора синагоги. Обладая исключительными музыкальными способностями, к 7-ми годам он с помощью отца овладел игрой на скрипке, к 10-ти самостоятельно выучился игре на виолончели, а к 12-ти стал выступать в концертах как виолончелист-виртуоз и композитор.
В 1833 году, переехав в Париж - город, ставший его второй родиной, где он прожил практически всю жизнь, - юный музыкант поступил в консерваторию в класс Фронтомаля Галеви. В первые годы после окончания консерватории работал виолончелистом в оркестре театра «Опера-Комик», выступал в увеселительных заведениях и салонах, писал театральную и эстрадную музыку. Бурно концертируя в Париже, он к тому же длительно гастролировал в Лондоне и Кельне, где в одном из концертов в знак особого признания дарования молодого исполнителя ему аккомпанировал Франц Лист.
С 1850 по 1855 год Оффенбах работал штатным композитором и дирижёром в «Театре-Франсэ», сочиняя музыку к трагедиям Пьера Корнеля и Жана Расина.
В 1855 году Оффенбах открывает собственный театр «Буфф-Паризьен», в котором работает не только как композитор, но и как антрепренёр, режиссёр-постановщик, дирижёр, соавтор либреттистов. Как и его современники, известные французские художники-карикатуристы Домье и Гаварни, комедиограф Лабиш, Оффенбах насыщает свои спектакли тонким и язвительным остроумием, а подчас и сарказмом. Композитор привлекает близких по духу писателей-либреттистов Мельяка и Галеви - подлинных соавторов его спектаклей. И маленький, скромный театр на Елисейских полях постепенно становится любимым местом собрания парижской публики.
Первый грандиозный успех завоевала оперетта «Орфей в аду», поставленная в 1858 году и выдержавшая подряд 288 представлений. Эта хлесткая пародия на академическую античность, в которой боги спускаются с Олимпа и отплясывают бешеный канкан, содержала явный намек на устройство современного общества и современные нравы.
Дальнейшие музыкально-сценические произведения — на какой бы сюжет они ни писались (античность и образы популярных сказок, средневековье и перуанская экзотика, события французской истории XVIII века и быт современников) - неизменно отражают современные нравы в пародийном, комическом или в лирическом ключе.
Оффенбах создал 6 опер, ряд романсов и вокальных ансамблей, но основной жанр его творчества - оперетта (около 100).
Среди оперетт Оффенбаха по своей значимости выделяются «Орфей в аду», «Прекрасная Елена», «Парижская жизнь», «Герцогиня Герольштейнская», «Перикола» и др.
Став во Франции родоначальником жанра, казалось бы, предназначенного главным образом для развлечения, Оффенбах вносит в оперетту социальную остроту, нередко превращая её в пародию на современную жизнь, обличая цинизм и разврат общества.
Информация взята из открытых источников
Если заметили ошибку, пожалуйста, напишите. Обязательно исправим.
Знаете интересные факты о жизни Жака Оффенбаха, обязательно пишите!
Рекомендуем к прочтению:
_______________________________________________________________