Найти тему

Зачем в телеге пятое колесо? Госсовет или Всенародное собрание. (Опус 59.)

fraze.ru
fraze.ru

«Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ.» - так записано в Статье 3 Конституции РБ. А в Статье 1 записано, что «Республика Беларусь - … демократическое … государство.»

Преисполненные мудрости государственные мужи и иже с ними нам объясняют, демократия – это власть народа. А народ – это кто? Если по В.И. Ленину, то народ - это рабочие и крестьяне. А вот в древней Греции население делилось на демос, охлос и рабов. «Кратос», т.е. власть, принадлежала демосу, но никак ни охлосу (это свободные люди, по своему имущественному положению не достойные высокого звания «демос»), ни, тем более, рабам, и милые женщины к этому - никаким боком. Короче, демократия в изначальном смысле – это власть той части «народа», у которой есть дом, жена, поддержка подкармливаемого ею охлоса, создающие материальные блага рабы и возможность и право на обладание оружием для защиты всего, что у неё есть. Поэтому наивно воображать себя «демосом», осуществляющим «кратос», той части наших сограждан, у коих нет ничего, за исключением рабочей силы или знаний, которые можно продать. «Сялиба», доставшаяся в наследство от родителей, приватизированная квартира, дача, автомобиль и даже несколько акций, купленных за чеки «Имущество», ситуацию не меняют.

Сегодняшняя Беларусь – это республика. То есть такое государство, в котором дело государственного функционирования объявлено «общим делом» всего народа.

Сегодняшняя Беларусь – это президентская республика. Президентская потому, что президент, избираемый всенародно, юридически и фактически является главой государства. Он назначает правительство, которое ответственно только перед ним. Он может издавать директивные документы, исполнение которых обязательно для всех лиц, находящихся в юрисдикции республики. Он имеет право инициировать роспуск парламента. В настоящее время РБ, де-юре, - это президентская диктатура, то есть государство, в котором власть президента не ограничена ничем. Кроме Закона. При этом во власти президента изменить Закон в сторону расширения его властных полномочий, то есть, фактически и юридически, его власть не ограничена ничем. Если парламент не одобрит закон, предложенный президентом, президент в праве парламент распустить.

Сегодняшняя Беларусь – это капиталистическое государство, так как его экономической основой является частная и государственная собственность на средства производства. Частная собственность принадлежит физическим или юридическим лицам. Государственная собственность принадлежит государству, при этом государственный аппарат управления страной играет роль капиталистов.

Сегодняшняя Беларусь – это буржуазное государство, потому что господствующей является та часть граждан страны, которая владеет собственностью в виде денег, ценных бумаг, средств производства, патентов и иного имущества и существующая за счёт дохода от этой собственности. Другую, не менее многочисленную, господствующую часть граждан составляют представители государственного аппарата, распоряжающиеся госсобственностью от имени государства. Имея законное право определять размеры материального вознаграждения за свой труд, они, фактически, образуют класс государственной буржуазии. Господствующим классом в современной Беларуси буржуазия является потому, что именно она через представительские выборные органы государства формирует правовое поле государства. И всякий вменяемый человек понимает, что правовое поле государства формируется в интересах господствующего класса, а не некого абстрактного «народа».

Сегодняшняя Беларусь – это социальное государство. Социальное, потому что удовлетворение многих потребностей граждан оплачивается из государственного бюджета.

Сегодняшняя Беларусь – это правовое государство, потому что вся его деятельность подчинена нормам права. (При том, что в ментальной традиции белорусов не отождествлять законность и справедливость. И, как сказал один наш современник: «Иногда не до законов!»)

Итак, современная Беларусь – это государство ничем не хуже «цивилизованных европейских» государств, имеющая все присущие им институты. И вот, возникает БОЛЬШОЙ ВОПРОС: если наша телега конструктивно не уступает «зарубежным аналогам», зачем ей пятое колесо в виде Всебелорусского народного собрания (ВНС)?!

Уже заявлено, что ВНС будет наивысшим институтом народовластия в Беларуси. Что страна будет развиваться в соответствии с планами, утверждёнными на ВНС. Но возникают несколько вопросов.

Во-первых, знает ли история политического устройства государств мира, от древнейших времён до нашего века, примеры, когда имел место быть некий коллегиальный институт власти, который действовал параллельно иным ветвям власти, но решения которого были бы приоритетны для всех? Да. Это Вече в средневековых городах-республиках, это земские соборы допетровской Московии, Вальный сейм Речи Посполитой, Съезд КПСС, Съезд народных депутатов СССР и, возможны другие примеры. Во всех случаях, этот коллегиальный институт государственной власти объявлял себя единственным законным изъявителем воли ВСЕГО народа.

Во-вторых, каковой была основная функция «ВНС» тех времён. Ответ очевиден: избрание верховного правителя - князя, короля, царя, Генсека ЦК КПСС, Президента СССР.

В-третьих, кем был «весь народ», то есть, «демос». Осуществлявший «кратос»? Во все времена, это были представители от, не более, чем 10% населения страны. Каждый «делегат» подвергался цензуре. Это был свободный человек, имевший некую собственность и сословную принадлежность. Был ли это черносошный крестьянин, боярин, шляхтич, дворянин или член КПСС. Даже в самых низовых «демократических» органах, типа сельского схода, право голоса имели только взрослые мужчины, имевшие семью и хозяйство.

В-четвёртых, кто и как определял личность, достойную быть «народным представителем»? Оставим времена давно минувших лет и ограничимся последними пятьюдесятью годами. Многие наши современники имеют личный опыт участия в формировании «демоса». Итак, сначала ставилась задача «избрать избранника». Задачу эту ставили не бестелесные сущности, а вполне физически воспринимаемые люди. Действовали эти люди не от Духа Святого и не от себя лично, но от неких уполномоченных структур и, всегда, в рамках действующего законодательства. (Соборы времён смуты 17-го века и Советы 1917 года - вне обозначенного временного периода.) При этом созыв собрания или конференции, определение повестки дня, кандидатуры докладчиков по основным темам повестки, проекты регламента собрания и проекты его директивных документов готовились (и смею вас уверить, и сегодня готовятся) заранее неким «оргкомитетом», который ВСЕГДА создавался реально действующей властью и под её строжайшим контролем, и который НИКОГДА и НИКЕМ «демократично» не избирался и подотчётен только создавшим его лицам. Имели место быть некоторые проблемы с теми делегатами, которые «проталкивались» вышедшей из-под административного контроля инициативой снизу, но эти малочисленные «пассионарии от народа», практически, бесследно растворялись в аморфной массе «правильных народных избранников».

Мой личный опыт работы в выборных коллегиальных органах показывает, что изменить установки, заложенные «оргкомитетом», в ходе работы «собрания» НЕВОЗМОЖНО. Если в результате титанических усилий удастся ввести своих сторонников в «рабочие органы», можно изменить (в мизерных пределах) стилистику документов, но не их смысл, заранее определённый организующей стороной. Всегда организующая сторона, - если в ней нет дураков (а таковых в ней, как правило, нет), - организует наличие большинства своих «сторонников» во всех «рабочих органах», поэтому, в любом случае, итоговое решение будет в пользу «организаторов» форума, каким бы демократическим он ни был объявлен. Более того, возможна даже фальсификация итогового протокола в «процессе тиражирования» оного.

Из вышесказанного следует, что состав ВНС и его решения будут формироваться и определяться действующей властью и в интересах той части народа, которая сегодня является «демосом». Причём «телодвижения» государства в этом случае будут идентичны действиям по формированию существующих ныне иных выборных органов государственной власти. Это есть объективное следствие нашего сегодняшнего бытия. НО.

Из вышесказанного также следует, что институты типа ВНС имеют ещё одно предназначение – избрание Верховного Правителя. И избрание это может быть осуществлено не путём прямого «всенародного волеизъявления», но группой лиц, деяние которых законно только в рамках установленного позитивного права. Проще: ЗАКОННО, но НЕ СПРАВЕДЛИВО. Исторический опыт нашего народа показывает, что избрание «помазанника божьего» через институт, подобный ВНС, не имеет положительной для страны долгосрочной перспективы в плане обретения «народного единства».

Если речь идёт о легитимизации перспективного плана всестороннего развития страны, то готовят его по заданию правительства квалифицированные специалисты, а, не дай Бог, не «люди от земли». И сделать этот план законом в полномочиях сегодняшнего Парламента. Поэтому я считаю, что создание в Республике Беларусь такого института государственной власти, как Всебелорусское народное собрание – это действие, направленное на дальнейшее отдаление большей части народа от формирования и участия во власти, вследствие чего произойдёт ухудшение правового положения большинства граждан и усиление эксплуатации трудящихся.