Найти в Дзене

Книга Уолтера Лорда «Последняя ночь "Титаника"». Закон чести о спасении в первую очередь женщин, тогда и сейчас

Оглавление
"Титаник" затонул в Атлантическом океане 15.04.1912. Капитан Эдвард Джон Смит. Фотоколлаж Джорджа Грантэма Бейна, Библиотека Конгресса, изображение CCO
"Титаник" затонул в Атлантическом океане 15.04.1912. Капитан Эдвард Джон Смит. Фотоколлаж Джорджа Грантэма Бейна, Библиотека Конгресса, изображение CCO

Ситуация, произошедшая с "Титаником", не решаюсь назвать это другим более подходящим словом, не нуждается в художественном вымысле. Реальность того, что случилось, сама по себе была настолько непостижима, что любые свидетельства тех, кто выжил, становились предметом исследований и обрастали со временем легендами.

О гибели «Титаника» есть очень интересная книга Уолтера Лорда «Последняя ночь "Титаника"», описывающая не только хронологию событий по свидетельствам выживших очевидцев, но и показывающая, насколько люди, независимо от чина и материального положения, подвержены предубеждениям.

Книга интересна тем, что целиком состоит из фактического материала и свидетельств, без предположений и догадок, при этом она написана простым, человеческим языком. Лорд приводит оценки, взгляды, реплики, эмоции и отношение к событиям людей из разных слоев общества, оказавшихся на "Титанике" в ту злосчастную ночь, и имевших очень разные возможности спастись.

В те времена в обществе существовал строгий закон чести, по которому мужчины сначала должны были спасти женщин и детей, а потом уже думать о себе. И эта моральная норма погубила на Титанике многих, заставляя их действовать в угоду общественному мнению, ранжируя пассажиров не только по социальному статусу, но и в зависимости от пола.

К моменту, когда все спасательные шлюпки были спущены на воду, и "Титанику" оставалось жить меньше часа, на корабле еще оставались почти все пассажиры третьего класса, мужчины 1-го и 2-го класса, которых не пустили в шлюпки из-за принципа чести, а также некоторые женщины привилегированных классов, не пожелавшие покинуть своих мужчин.

В книге, да и в других свидетельствах и статьях, приведено совсем немного случаев спасения мужчин благодаря их уму или разуму, чаще всё же выживали, благодаря везению или случайности. Зато описано много примеров удивительно нелепых решений, приведших к гибели множества людей, которых можно было спасти.

Особенно поражает негибкость одного из помощников капитана, который принципиально не сажал в шлюпки мужчин, и даже мальчиков подростков, желающих покинуть "Титаник", в то время как многие женщины отказывались садиться в шлюпки, и эти шлюпки преступным образом спускались на воду полупустыми.

Мужчин, которые всё же проникли на шлюпки, обвинили потом в трусости и всю жизнь гнобили, а принципиальный помощник капитана, который не пускал мужчин на полупустые шлюпки, оказался очень выносливым и спасся вплавь в ледяной воде, и считался потом героем.

У пассажиров 3-го класса и обслуживающего персонала возможность спастись была строго ограничена усилиями команды корабля, их не пускали на палубу, пока почти все шлюпки не были спущены на воду.

Тем не менее, есть случаи спасения тех, кто был, казалось, обречен, и наоборот, некоторые пассажиры 1-го класса предпочли «благородно» погибнуть, вместо того чтобы попытаться спастись.

Большие вопросы вызывает беспечность капитана корабля, любимца светской публики, который среди плавающего льда, ночью гнал свой лайнер на предельной скорости, чтобы поставить новый рекорд по времени пересечения Атлантики пассажирским судном.

На борту были интересные люди, представители элиты, богатейшие и неординарные личности, судьба и выбор многих из них описаны в книге.

Был там и главный конструктор "Титаника" Томас Эндрюс, увлеченный человек, вложивший в него всю душу. Он не пытался спастись, когда понял, что ничего невозможно сделать, чтобы спасти корабль, настолько был поглощен своими мыслями и связан внутренне со своим детищем.

Книга Уолтера Лорда хороша своей непредвзятостью. Он старался воспроизвести объективную, общую картину и атмосферу на корабле до, в момент, и после его столкновения с айсбергом с максимальной точностью, подетально, так, как её видели и пережили люди, и ему это удалось. Поэтому его книга признана одним из лучших в мире художественно-документальных свидетельств того, что произошло с Титаником.

При всей своей лаконичности и сдержанности, книга вызывает эмоции. Очень жаль становится тех, кто не спасся, и хочется узнать побольше о тех, которые благодаря случайности или своему уму, спаслись. Это и является показателем хорошей книги, она оставляет след в душе и желание узнать больше. А главное, что завораживает, это то, что описаны реальные люди, реальные события, не вымышленные.

Книга о "Титанике" рассказывает нам также о нравах и морали сословного общества потребления начала 20-го века по образцу мировых лидеров – Великобритании и Америки. Тогда было не принято скрывать своё привилегированное положение, иерархия подчеркивалась и культивировалась в обществе.

Сегодня в Европе и в США уже совсем другие стандарты, теперь почетно быть альтруистами и благотворителями.

Авторы книг и многочисленных статей о «Титанике» писали, что эта трагедия послужила вехой для значительных изменений во всем мире, не только в стандартах безопасности, принятых в судоходстве, но и в морально-нравственном отношении к делению людей на классы и уровни.

  • Постепенно стало не принято и даже стыдно демонстрировать своё богатство, и все без исключения пассажиры теперь на любых кораблях имеют свои спасательные шлюпки и закрепленные за ними места на палубе.
  • Постепенно уходит в прошлое и строгий закон чести, по которому жизнь женщин имеет приоритетную ценность по сравнению с жизнью мужчин.
  • Но психологически изменения происходят не так быстро, и устоявшихся новых этических норм еще нет.

Мужской принцип чести в отношении женщин и сегодня существует, но не соблюдается строго, и общество не осуждает мужчин за это.

В России стандарты также меняются. И сегодня уже нет однозначной уверенности, что мужчины будут в первую очередь спасать женщин. Да и нормы такой уже нет. У всех своё отношение.

От нескольких мужчин я слышала, что спасать в первую очередь надо мужчин, потому что от мужчин больше пользы обществу, и взрослый, здоровый, сформировавшийся мужчина представляет большую ценность, чем женщина или ребенок. Вот такая позиция.

А с другой стороны, если задуматься, почему мужчины должны ценить свою жизнь меньше, чем жизнь каких-то незнакомых женщин или даже детей?

А если кто-то поможет, то это будет знак доброй воли, а не принцип чести.

А вы как думаете, должны ли быть нормы в обществе на этот счет, или это несправедливо, что мужчины должны отдавать жизнь за женщин, в случае опасности?

Изображение из стока Pixlr
Изображение из стока Pixlr

#титаник #яндекс дзен #лорд #честь #мораль #дзен