Поселок Саханка. Так уж вышло, что вот уже почти семь лет этот населенный пункт находится на самой передовой. Люди здесь живут под постоянной угрозой, да что там угрозой, под практически регулярными обстрелами со стороны украинской армии. И все дело в его территориальном расположении. По сути, этот поселок находится на юге Донецкой Народной Республики. На юго-западе от него расположены Широкино и Бердянское, с западной стороны Лебединское, а северо-западной стороны Водяное. Эти все населенные пункты заняты солдатами вооруженных сил Украины. Коминтерново, Заиченко, Дзержинское, Ленинское, Веселое и Безыменое, находящиеся относительно недалеко, удерживаются военнослужащими Народной милиции ДНР.
Но, сейчас не об этом, а о монументе советским солдатам освобождавшим Донбасс от немецко-фашстских оккупантов в годы Великой Отечественной войны. В Саханке, как и во многих других населенных пунктах на постсоветском пространстве имелся свой памятник солдатам Красной армии, погибшим в боях Вермахтом. Это был достаточно красивый монумент, изображавший мать, держащую на руках умирающего сына-солдата. Но… все изменилось в 2015 году.
В 2015 году война на Донбассе, имеется ввиду нынешняя, современная война жителей Донбасса и Украины, шла уже полным ходом. Вооруженные силы Украины к тому моменту уже подошли на расстояние прямого выстрела, Саханка, по сути, и на сегодняшний день, спустя уже шесть лет находится на одном из самых напряженных направлениях юга ДНР.
Один немаловажный момент: этот памятник-монумент находится на самой крайней улице Саханки, он граничит с полем, упирающемся другим своим концом, если можно так выразиться в лесополосу. И вот в той полосе, как раз и заняли оборону украинские военные. Там, к слову, позиции ВСУ находятся и по сегодняшний день.
Так вот, в тот день, к сожалению точной даты не знаю, когда именно это произошло, украинская артиллерия подвергла Саханку массированному обстрелу. Эти события селяне и сейчас вспоминают с содроганием. Артиллерия била по населенному пункту, по меньшей мере, несколько часов. Сколько мин и снарядов упало на поселок, сказать наверняка не возьмется никто. Характерно: обстрел закончился после прямого попадания в памятник. Скульптура монумента была полностью разрушена, пострадали другие элементы памятника, такие как гранитные плиты. Помимо памятника повреждения получили школа, церковь, местная администрация, поселковый клуб, жилые дома.
Вскоре после тех событий селяне сняли уцелевшие гранитные плиты с фамилиями погибших советских солдат, завернули их в ткань и спрятали в подвал. Так сказать, до лучших времен. Долгое время на месте разрушенного памятника «красовалось» некое подобие памятника, которое как нельзя лучше показывает крепость русского духа. На месте разрушенной скульптуры была установлена незамысловатая табличка на металлической стойке с красноречивой надписью: «Враги разбили памятник, но память не убили». Над табличкой укрепили красную звезду.
В таком виде памятник стоял до 2019 года, до приезда в населенный пункт донецкого журналиста Александра Гриценко. Он тогда приехал не один, а с волонтерами, и на вопрос к жителям «нужна ли Вам помощь» ответили: «помогите восстановить памятник».
Журналист в итоге загорелся идеей восстановления памятника, однако, как цитировала его слова «eadaily», он понимал что придется столкнуться со множеством сложностей:
«С того момента, когда ко мне обратились с этой просьбой, я начал искать возможность каким-то образом восстановить монумент. Мы не думали, что сможем сделать точную копию памятника. Это казалось безумством. Кроме десятка довоенных фотографий, у нас ничего не было. Мы знали, что на этом месте стоял пятиметровый обелиск, полая железобетонная конструкция. Мы думали там поставить классический памятник Воину-освободителю — из тех, что ставят на могилах неизвестных солдат. Но такой памятник достать сложно. Хоть он и типовой, но типовой в Российской Федерации, его не купить и не вывезти. Так что эту затею нам тоже пришлось отбросить».
В какой-то момент журналисту с волонтерами удалось переговорить с общественным деятелем из Москвы Вадимом Хомичем. В итоге решили использовать технологию 3D принтера. Несколько месяцев ушло на кропотливую работу по просчетам пропорций будущей скульптура, затем сама печать. Эти работы закончились примерно в марте уже 2020 года. После чего приступили к непосредственной установке «полой» скульптуры на местности. Здесь стоит оговориться: предполагалось установить полую скульптуру, а уже затем залить ее бетоном.
Однако, первый же день работ ознаменовался обстрелом со стороны украинских солдат. Памятник то находится в зоне прямой видимости. Итогом обстрела из ПТУРа и миномета стало ранение нескольких рабочих. Кроме них получили контузию и местные дети: двоюродные брат и сестра, игравшие недалеко от памятника.
«Сразу скажу, что стреляли не в памятник, а в район ДК и школы. Но после этой истории с обстрелом те ребята, с которыми я договаривался устанавливать памятник, покрутили пальцем у виска и сказали, что заниматься этим не будут, так как нет никаких гарантий безопасности. Памятник находится в прямой видимости ВСУ, и он как на ладони для их огневых позиций. Тогда я решил, что буду заниматься восстановлением один. Но ко мне подошел Игорь Георгиевич Подгорный, глава Саханки, и сказал, что одному работать не дело, обещал помощь. В итоге ко мне присоединились несколько жителей Саханки, с которыми мы начали поднимать конструкцию. Конструкция поднималась достаточно сложно. Приходилось заниматься этим в свободное от основной работы время, в выходные. Брали отгулы, если можно было их взять. Да и саму работу выполнять было опасно. На моменте одной трети или четверти памятник получил пулевое ранение. Автомат или винтовка, пуля калибром 7,62. Но мы заделали эту часть и продолжили подниматься. Для этого приходилось ставить строительные леса, залезать наверх. Надо признаться: работать наверху было страшно, иногда безумно страшно, поэтому я работал в основном спиной к позициям или находился за конструкцией, чтобы меня не было видно. Но все это отслеживалось: прячься, не прячься — ты там виден как на ладони», - вспоминает Александр Гриценко.
Как бы то ни было, но к дню освобождения Донбасс работы были окончены. И сейчас, вопреки всему в прифронтовом населенном пункте Саханка, находящемся на юге Донецкой Народной Республики, снова есть монумент советским воинам-освободителям.
При подготовке материала использовались авторские фото и фот из личного архива донецкого журналиста Александра Гриценко
Уважаемые читатели, если вам понравилась публикация, оставляйте лайки и подписывайтесь на канал.