Луций Анней Сенека. У многих это имя ассоциируется со стоицизмом, добродетелью и мудростью (и вовсе небезосновательно). Однако, не стоит забывать некоторые неудобные подробности жизни горячо любимого философа:
- Проповедуя аскетизм и умеренность, он в одно время был одним из самых богатых и влиятельных людей Римской империи (да, он говорил, что мудрость никто на бедность не обрекал; но никто не обрекал её и на богатство: Сенека сам активно приложил к этому руку)
- Будучи общепризнанным оратором, получившим прекрасное образование по юриспруденции, философии и риторике, он после того, как его вернули из ссылки с задачей стать наставником императора Нерона, не смог толком воспитать юношу.
- Сенека, будучи ответственным за развитие правителя, воспитал человека, который его же и похоронил, предварительно погрузив половину города Рима в огонь и разруху, войдя в историю как один из самых одиозных и бездарных правителей Империи.
Но и то, что осталось от Сенеки на бумаге, оставляет двоякое впечатление. Взгляните на две его цитаты:
"Скорости, с которой летит время, надо противопоставлять стремительность, с который мы должны им пользоваться."
(Луций Сенека, "О краткости жизни")
и
"Для занятого человека нет ничего более незначительного, чем жить, нет ничего тягостнее, чем познавать."
(Луций Сенека, "О краткости жизни")
Может быть я безвозвратно ограниченная личность, но в моём понимании не укладывается, как можно пользоваться временем, его не занимая, то есть не становясь занятым человеком.
В то же время, стоик, с одной стороны, призывает стремительно пользоваться своим временем, а с другой говорит, что занятость обрекает человека на отдаление от познания и от ощущения жизни, что в принципе идёт вразрез со стоицизмом.
Сенека, проповедуя апатию, то есть бесстрастие, и стоическую умиротворённость, которая необходима для созерцания, так любимого стоиками, вместе с тем предлагает стремительно пользоваться своим временем, становясь при этом занятым, и от этого отягощать своё миропознание, которое обратно пропорционально способности созерцать. Очевидно, неувязочка.
Сенека пишет:
"Свободен от забот только тот, кто способен осознать свой досуг."
("О краткости жизни")
В то время как беззаботность и смирение представляют собой два столпа стоицизма, Сенека гордо идёт в обратную сторону:
Если с незначительностью жизни, с точки зрения стоицизма, ещё как-то можно согласиться, то с освобождением души от забот путём утопания в делах - нет, ведь это абсурд, противоречащий стоической эвдемонии.
Она, кстати, и заключается в "осознании своего досуга", то есть в осознанности своих действий и ясности помышления, свободной от страстей.
Небрежно и грубо препарировав аккуратно забальзамированные телеса философии дорого Луция, мы натыкаемся на странный вывод: или Сенека не является стоиком (тогда все вопросы отпадают, хотя противоречия в его словах всё ещё остаются), или Сенека вместо глубокой мудрости выдал нам поверхностную речистость.
Важное послесловие
Дорогие читатели, я извиняюсь за излишний пыл моего пера и предоставляю судить только вам. Свою задачу я выполнил: вытащив на свет только некоторую долю противоречивости Сенеки, я попытался показать, что "умные мысли" и "мудрые мудрости", которыми так пестрит интернет, нередко подаются нам чересчур однобоко.
Я ничего не имею против статей о философских мыслях людей прошлого (мой канал на этом, кстати, и держится): я лишь испытываю отвращение к повсеместному соглашательству со сказанным вопреки здравости, к потаканию и обзору только приятной, но неполноценной стороны жизни.
С удовольствием ознакомлюсь с вашей критикой столь неоднозначной статьи в комментариях!
Подписывайтесь и ставьте пальцы вверх, чтобы не пропустить следующие публикации. Успехов!