Накануне наверняка все пользователи социальных сетей в той или иной мере были вовлечены в обсуждение случившегося с экосистемой Фейсбука сетевого коллапса. Более семи часов подряд сам Фейсбук, а также Инстаграм и мессенджер Вотсапп были полностью недоступны практически во всем мире. Практически моментально начали плодиться разного рода конспирологические версии, включая и масштабную хакерскую атаку, а также гипотетическую кражу персональных данных 1,5 миллиардов пользователей Фейсбука с последующим их выставлением на продажу в Даркнете. Тем не менее, если абстрагироваться от комичных моментов, связанных с высмеиванием конкурентов по рынку – глобальное падение Фейсбука позволяет проанализировать как современную корпоративную ИТ-культуру, так и сдедать выводы о степени вовлеченности мировой аудитории в эпоху социальных сетей.
Для начала стоит отметить, что кризис с сетевой инфраструктурой Фейсбука был спровоцирован неверной настройкой портов маршрутизаторов – грубо говоря сисадмины «накатили» новую прошивку, но по пути сломали всю систему. Самое интересное, что как сообщают осведомленные источники западных СМИ в корпорации, инженеры вынуждены были в буквальном смысле использовать пилу-«болгарку» для того, чтобы взломать двери своего калифорнийского дата-центра и физически перепрошить магистральные маршрутизаторы. Однако гораздо интереснее вопрос о том, почему же они вынуждены были идти на такие экстраординарные меры. Ответ заключается в том, что, как выяснилось, физический доступ к маршрутизаторам был у персонала, который не имел квалификацию для их починки, а те кто это мог сделать – не имели доступа в дата-центр.
Таким образом, этот сюжетный поворот наглядно демонстрирует тезис о том, что миром правит не тайная ложа, а явная лажа. Дело в том, что процесс вездесущей менеджерской оптимизации достиг и крупных компаний в самом сердце мирового хайтека. Сокращения персонала, пресловутый ковид – все это привело к тому, что все сильнее начал проявляться разрыв между компетенциями реальных исполнителей и офисным обслуживающим персоналом. Как оказолось, пресловутая «капитализация», на которую любят так часто буквально молиться отечественные почитатели «святых западных ИТ-гениев», на самом деле вообще не является панацеей от провалов. Внезапно выясняется, что одна из топовых кампаний по стоимости на мировых биржах может быть буквально «выключена» и для перезапуска ее базовой системы необходимо будет пилить дверь «болгаркой». А еще выясняется, что вот чисто физически, Фейсбук и есть вот этот самый дата-центр – а все остальное это просто дутый пузырь спекулятивной накрутки.
Другой важнейший аспект случившегося кризиса состоит в том, что сотням миллионов людей было продемонстрировано, что в одночасье их виртуальный мир, куда многие попросту сбегали от тягот повседневной жизни может быть моментально выключен. Социальные сети давно стали основным пожирателем времени городского человека, задействую специфические механизмы концентрации внимания на своих продуктах и алгоритмы предложения контента. Отключение Фейсбука, да и остальных соцсетей – в пределе, способно существенно оздоровить духовную и когнитивную жизнь людей, и именно это и должно стать для общества важнейшим уроком и выводом из случившегося накануне локаута американской корпорации.