Говоря про хронологию событий мира классической музыки, мы берём исключительно западноевропейских композиторов, лишь с XIX века вспоминая про Отечественную музыкально-композиторскую школу. Почему так происходит?
_____________________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_____________________________________________________________________
Действительно, если задуматься, композиторов русского возрождения или барокко вы не встретите [прим.: возможны попытки каких-то композиторов, о которых мало кто знает]. Российская Империя, только что вставшая на свой «Европейский» путь, была занята войнами, подавлениями восстаний и присоединением территорий — немного не до культуры, согласитесь. Но про русский классицизм как целую отдельную ветвь эпохи в целом можно смело рассказывать, ибо это и есть предтечи Глинки и Даргомыжского, которых знают все.
Русская школа скрипки. Иван Евстафьевич Хандошкин
Портреты из интернета крайне противоречивы, поэтому публиковать их я не буду, дабы не вводить кого-либо в заблуждение.
Хандошкин учился в Италии, также, возможно, в Голландии у крайне известных западных преподавателей того времени. Его игра поражала блистательностью, четкостью и безупречной техникой, его произведения для скрипки (~100) ничем не уступают произволениям всем известного Никколо Паганини (собственно, Ивана Евстафьевича порой называют «русским Паганини»).
Почему о нём не говорят так, как о том же Паганини? Дело в том, что есть на то две причины:
- Общее халатное отношение к музыкантам в Российской Империи в то время. До Михаила Ивановича Глинки дворянская элита и императорская семья воспринимала композиторов и музыкантов как сферу обслуживания, обычно «заказываемую» из заграницы для каких-то представлений, времяпрепровождения и досуга, как фон для бала, и пр. Грубо говоря, их можно было бы сравнить с колонкой в XXI веке: «врубил музыку на полную — и тусишь». Более того, наши соотечественники-музыканты воспринимались российской элитой как менее умелая и необразованная в сфере музыки прислуга*. С Глинкой, к счастью, эта тенденция «не ценить труд артиста» стало пережитком прошлого.
*Действительно, нашим соотечественникам в то время было крайне сложно получить музыкальное образование. Оно по факту только начинало формироваться в России, когда как на Западе уже вовсю несколько веков музыканты передавали знания из поколения в поколение. Но это вовсе не значит, что наши «первопроходцы» были плохими или к ним нужно было относиться пренебрежительно — Хандошкин тому пример.
- Конкретно ситуация с Хандошкиным. Произошла мутная история со Светлейшим князем Григорием Потёмкиным, где последний без причин лично ходатайствовал об отстранении Ивана Евстафьевича от службы в дирекции Императорских театров, что в итоге и произошло. Ему была назначена скромная пенсия «за выслугу», и в дальнейшем его старались стереть со страниц истории.
Тем не менее, музыка его осталась в веках, и я очень советую послушать сочинение №3 — Три сонаты для скрипки соло. Музыка невероятная.
Русская вокальная школа. Дмитрий Степанович Бортнянский
Бортнянский был более славен, чем Хандошкин, и при жизни, и после смерти. Он был мастером хоровой музыки, вокала и оперы, стал руководителем первого, лучшего и самого техничного хора в России.
Как и Хандошкин, Бортнянский учился в Италии (Венеция) за неимением мастеров высшего класса в России. И неудивительно, что он увлёкся вокалом: именно в Венеции был открыт самы первый публичный оперный театр в мире. Прямо там (под впечатлением от опер местных мастеров) пишет три оперы, хоровые кантаты, сонаты.
Вернувшись в Россию, встал во главе Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге. Занялся редактурой многих церковных вокальных и хоровых произведений разных лет. Был крайне популярен как композитор в Италии. По праву считается родоначальником русской вокально-хоровой традиции.
«Украинский Моцарт» — Максим Созонтович Березовский
Максим Березовский не менее талантлив, чем вышеперечисленные музыканты. Он также получил начальное музыкальное образование в России, затем учился у педагога — и тоже из Италии.
Его принимали на службу к Великому князю Петру Федоровичу (будущего императора Петра III) в качестве певца, хотя в то время певцами брали только музыкантов-иностранцев. Довольно быстро стал солистом Придворной певческой капеллы, хотя конкуренция была очень тяжёлой. После блестящих экзаменов в Италии полномочным академиком Болонской филармонической академии.
Его музыка, как и произведения Бортнянского, стала популярна в Италии. Кстати, он писал мастерскую хоровую музыку уже в возрасте 14-15 лет (годы обучения в Болонье).
Также в это время работали и творили Евстигней Ипатьевич Фомин и Василий Алексеевич Пашкевич— мастера и основоположники русской национальной оперы, по сути, эволюционные «учителя» Глинки и всего, на чем основывалось его творчество.
Однако про всех вышесказанных музыкантов почему-то история не то, что бы умалчивает, но не говорит в открытую. А стоило бы. Ведь именно они — фундамент русской музыкальной культуры, русской композиторской школы. Без них мы бы наверняка не увидели бы ни Глинку, ни Чайковского, ни, возможно, даже Рахманинова.
____________________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент.