Для изготовления микропарителя использован качестве основного материала легкий (удельная масса 0,07
0,1 г/см3) упаковочный пенопласт в сочетании со стеблями трав. Из подобного вспененного пластика, например, делается предохранительное обрамление тары некоторых телевизоров. За основу при проектировании планера был взят известный метательный «Derbi» с полетной массой 25-30 г.
Для нарезания листовых заготовок из пенопласта полезно смонтировать устройство термической резки, рабочим органом которого служит нагревательная проволока от неисправного электропаяльника. Оно обеспечивает хорошее
качество образуемой
поверхности легких сортов пенопласта без раковин и оплавлений. Питание подается в режуцую нить через школьный реостат, что позволяет регулировать температуру ее нагрева.
обработка заготовок --остро заточенным ножом с полированным лезвием шкурками средней и мелкой зернистости, наклеенными на гладкие дошечки. Работают небыстрыми плавными движениями, умеренно нажимая на инструмент. Ножом лучше всего снимать тонкую стружку. При
этом лезвие должно не только перемещаться вперед, но и
непрерывно двигаться вправо-влево, как бы пилить материал. Все детали режут в направлении от точки их закрепления.
Крыло получается выстругиванием из клиновидной пенопластовой заготовки с последующей доводкой профиля и
шлифовкой поверхности. Отрезаемая на термоустройства
пластина имеет спереди толщину 7 мм, в районе задней кромки 2 мм.
После профилировки в крыле по линейке выполняются канавки под «полки лонжеронов», сверху и снизу, а также под «раскосы», если планируется их установка. Предварительная
прорезка канавок ребром треугольного напильника надфилем, а окончательная (с удалением частиц выкрошившегося пенопласта) сложенной вдвое шкуркой.
в полученных пазах на клее БФ-2 монтируют «голки лонжеронов» из стеблей трав, фиксируемые до высыхания клея булавками. Диаметр стеблей около 2 2,5 мм, к концам
крыла они утончаются до 1 — 1,5 мм. Передняя кромка образуется приклейкой аналогичного стебля, задняя — стеблем диаметром около 1 мм.
Жесткость консолей на кручение обеспечивает обтяжка
их Микалентной бумагой на БФ-2 или (при ее отсутствии) вклейкой «раскосов» из стеблей трав диаметром
1 мм, как элементы лонжерона, они должны подкреплять крыло сверху
и снизу. с «раскосами» масса несущих плоскостей получается меньше, однако преимущество в жесткости и по внеш нему виду остается за микалентной бумагой.
В качестве набора «каркаса» крыла, кроме стеблей трав, могут быть применены приклеенные на эпоксидке на поверхность консолей полоски тонкой стеклоткани или плотной.
бумаги. Следует помнить, что связующие на нитроосноове использовать нельзя они мгновенно растворят легкий пенопласт.
Клин для упора пальцев в корневой части правого полукрыла образуется врезкой оструганного куска плотного
(0,15 0,2 г/см3) пенопласта (из этого же материала можно изготовить и кромки без усиления их стеблями).
Отгибы концевых частей «ушек» выполняют после прорезания канавки с заданным углом раскрытия поперек
консолей, фиксация «ушек» относительно центральной части
на клее БФ-2, перед этим Нижняя «полка лонжерона» надрезается бритвенным лезвием. Стык усиливают двухсторонней оклейкой шва двойной полоской микалентной бумаги шириной около см. Более доступный вариант, но более тяжелый полоска плотной бумаги с зубчатым краем
на силикатном клее.
Фюзеляж собирается из носовой
части (плотный пенопласт толщиной 5 мм) и хвостовой балки (легкий пенопласт такой же толщины). Балка армирована стеблями максимальным е 2 мм, уменьшающимся до 1 мм к хвосту. Место стыка частей фюзеляжа усилено с обеих сторон установкой
накладок из липового шпона толщиной 0,7 мм, шириной 9-10 мм. Высота хвостовой балки по ее заднему обрезу
4 мм.
Жесткость балки на кручение повысит обтяжка из микалентной бумаги. Однако и без нее фюзеляж весьма прочем-он оставался без повреждений даже после запуска с помощью катапульты. Однако в таком варианте балки сохраняется большая вероятность деформаций, из-за чего могут потребоваться дополнительные регулировки. Поэтому, если микалентной бумаги нет, увеличьте жесткость на кручение, обмотав спирально нить на клее в двух противоположных направлениях, нанесите диагональные полоски плотной
бумаги или врежьте в пенопласт раскосы
пенопласт раскосы из тонких стеблей.
Стабилизатор наиболее удачной конструкции пенопластовый. Заготовка из пластины толщиной 1 мм, окаймленная по периметру стеблями соответствующего диаметра и оклеенная микалентной бумагой, дает оптимальное сочетание жесткости и хорошего внешнего вида.
При индивидуальной постройке микропланера более доступной (но и более сложной) является «наборная» конструкция. При толщине пенопласта в середине около 2 мм
с уменьшением ее к концам до 1 мм стабилизатор стравяными лонжеронами, «раскосами» и «нервюрами» окажется
легче обтянутого бумагой. Отгибаемая при регулировке модели часть горизонтального оперения образуется окаймлением соответствующего участка стеблями диаметром 1 мм с последующей прорезкой торцевых краев лезвием бритвы.
Киль по технологии изготовления, используемым материалам и по возможным вариантам конструкции аналогичен стабилизатору. Во всех случаях для элементов набора оперения используется солома максимальным диаметром 1 мм.
Сборка начинается с приклейки крыла к фюзеляжу, лучше на эпоксидной смоле усилением стыка тонкой стекло-тканью, полоска которой идет и на оклейку центрального
шва крыла. Заменителем стеклоткани может плотная бумага. Стабилизатор и киль монтируются на балке с помощью «уголков» из микалентной или обычной тонкой бумаги.
На время регулировки микропланера жесткость оперения в целом можно повысить установкой временных травяных подкосов или нитяных растяжек между законцовками стабилизатора и киля, а также нижней плоскости фюзеляжа.
Последний допустимо усилить системой растяжек, аналогичной той, что применяется на комнатных моделях. Требуемой центровки добиваются, загружая носовую часть
фюзеляжа кусочками свинца,
обматывая проволокой или
другим произвольным методом. Для запусков с катапульты
в нижней части носа, в заклеенном брусочке древесины монтируется проволочный стартовый крючок. Масса основных деталей планера при различных методах изготовления
приведена в таблице,
Граничные значения полетных масс полностью укомплектованной модели с загрузкой носовой части фюзеляжа балансировочным грузом составляют:
при изготовлении основных деталей без обтяжки 15 г,
при изготовлении с обтяжкой бумагой
22 г.
Спасибо что прочитали мою статью. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые самоделки.