Найти тему
Kononenko: о психологии

Оборванец в «Легенде о Зеленом рыцаре». Кто он и зачем нужен?

Оглавление
Красавчик!
Красавчик!

«Легенду о Зеленом рыцаре смотрели? Если еще не, то уже пора. Вот хочу с вами поделиться своим впечатлением об одном персонаже. Если не смотрели — ничего, это не особо какой-то спойлер, персонаж появляется в первой половине фильма.

Когда Сэр Гавэйн отправляется на поиски Зеленой часовни, чтобы встретиться с Зеленым рыцарем, у него толком нет направления, разве что «идти на север». Карты тоже нет. Почти «Иди туда — не знаю куда» — классика. Но Герою всегда попадется тот, кто укажет направление.

И первый, кто это делает — Оборванец на остывшем поле брани (еще его можно перевести как «Падальщик», «Стервятник»).

Привет, я подсяду?
Привет, я подсяду?

Гавэйн еще настолько не зрел, что даже не признается в том, что он рыцарь («Я просто путешествую»), или, что скоро его посвятят. В оригинальном тексте он уже состоявшийся рыцарь, сэр, но в фильме — его еще не посвятили. Не дорос. Только в начале пути. А вот Оборванец видит его потенциал и все замечает, что, мол «Ты как рыцарь!». У Гавэйна есть внешние атрибуты, но нет, так сказать, сформированной рыцарской личности. Знакомо, да? Такой фрешмен, синдром первокурсника, испытательный срок на первой работе.

И Оборванец указывает дорогу. Мол, тут река недалеко, следуй ей, там и выйдешь на часовню. Путь для Героя указан.

Что от нас ожидается, когда нам помогают? Мы же теперь в долгу. Ожидается плата. Что-то взамен. Но Гавэйн просто «передает благодарности».

На хлеб не намажешь!
На хлеб не намажешь!

Оборванца это не устраивает. Он не может насильно забрать плату. Поэтому он призывает к чести. К слову, мотив рыцарской доблести и соблюдения приличий прослеживается весь фильм и весь роман. Тогда писали куртуазные романы, романы и повести в стиле воспитания. Короче, рассказы о том, «как жить благородному человеку» (т.е. человеку благородного происхождения). Поэтому, чтобы получить плату, не нужно угрожать, достаточно слов, которые значили для рыцарей не меньше, а иногда и больше, чем поступки.

Не по понятиям!
Не по понятиям!
Долг уплачен.
Долг уплачен.

И Гавэйн бросил указывающему путь монетку.

Оболус должен быть уплачен

Мне кажется, что символизм сцены гораздо глубже (и не ругайтесь, в таких произведениях символично если не все, то почти все, поэтому с наскока фильм кажется перегруженным ненужными сценами — мы просто не привыкли, а точнее, забыли такой язык. Хотя у Marvel все те же приемы, просто подано легче).

Так вот. Я бы связал эту сцену с древнегреческими мифами. Помните царство мертвых, царство Аида? Чтобы попасть туда, нужно было переплыть реку Стикс, а чтобы переплыть, нужно было сесть в лодку к Харону, а чтобы Харон отчалил, ему нужно было заплатить обол (obolus). Монеточку.

Обол Харона . V – I века до нашей эры. Википедия  site:livepcwiki.ru
Обол Харона . V – I века до нашей эры. Википедия site:livepcwiki.ru

Харон переправлял души умерших из мира живых в царство мертвых.

Если мы прибегнем к психологической интерпретации и будем смотреть на путь Гавэйна как на путь Героя, как на его встречу с собственной глубинной психикой (с бессознательным, без встречи с которым невозможна внутренняя трансформация), то все встает на свои места.

За спуск в глубины ради трансформации нужно заплатить, пусть символично.

Поэтому, например, психологическая помощь не бывает бесплатной. В профлитературе я читал случай психотерапии крайне бедной женщины (бедные тоже болеют, в том числе и депрессией, внезапно, и на психоанализ записываются). Сначала ее лечили бесплатно вообще - результат был нулевой, выхлопа от сессий со специалистом не было. Потом она стала платить, если переводить на наши деньги, рубль. И процесс пошел. Оболус был уплачен. Символическая плата, которая запустила переход через реку Стикс навстречу изменениям.

Всегда что-то нужно заплатить. Как принести жертву. В мире суеверий, в частности, это осталось в традиции бросать монетку в фонтан, только делаем мы это без всякого понимания ритуала, ну, на то это и суеверие.

А Гавэйн еще и сопротивляется, пытаясь заплатить бонусами «Спасибо»! (молодой еще, не понимает). Но уплачивает долг, к счастью.

Если бы не уплатил - последствия могли бы быть катастрофическими. Может быть, его бы убили на том же поле брани. Или он не смог бы найти дорогу до Рождества и вернулся бы домой с позором. Символически, я бы сказал, что его атаковала бы его совесть за попытку бесплатного прохода. Или что по круче. В любом случае, психика такие вещи не прощает, как бы мы не рационализировали свои поступки.

Так, на этом часть закончили. Я предлагаю видеть в Оборванце такого психопомпа (свободно перемещается между миром живых и мертвых, между сознательным и бессознательным). Еще в нем есть черты Харона, которому нужно заплатить, чтобы переплыть реку Стикс и отправиться в глубь.

На своей точке зрения не настаиваю, тут все символично, поэтому интерпретаций может быть много. Хочу затронуть немного следующую сцену, которая раскрывает Оборванца с другой стороны.

Грабят!

Но Сэра Гавэйна ограбили. У Оборванца оказалась банда из двух девушек. Оборванец обворовал несостоявшегося рыцаря.

-7
-8

Герою намекают, что он уж слишком алчен. Скупой платит дважды.

-9

И забирают его внешние атрибуты:

  • секиру Зеленого рыцаря;
  • щит, который еще и ломают;
  • повязку, которая дала мать, которая защищает от всякого физического вреда.

Так-то. Отправляйся в Путь гол, как сокол. Еще не заслужил свои цацки.

Никто тебе не поможет. Ты один.
Никто тебе не поможет. Ты один.
Красивое!
Красивое!

Как говорится, кто ты без своего костюма? Гавэйна вынуждают обратиться не к внешним атрибутам, а найти силы внутри себя. Плохому воину ни к чему дорогой инвентарь. Так что отбор вещей можно даже назвать справедливым, без этого Гавэйн не научился бы рассчитывать на себя.

С поясом тоже интересно — Героя как бы лишают материнской защиты (пора взрослеть!).

И здесь Оборванец становится полноценным Трикстером, персонажем, который движет сюжет, разрушая правила и порядок. Также Трикстер любит нападать на все сакральное - щит с Девой Марией, мамин волшебный пояс.

А вот дальше совсем сложно. Он садится на коня, берет секиру и заявляет, что завершит Путь за сэра Гавэйна. И бросает своих бандиток.

fancy thing
fancy thing
Ну, не болей! Успокой свои кости, рыцарь!
Ну, не болей! Успокой свои кости, рыцарь!

Зачем это издевательство?

Трикстер — это начало Пути Героя. Трикстер часто выступает ироничным темным двойником Героя. Садясь на коня Гавэйна, он как бы показывает ему, что Путь начат вовсю. Мол, двигайся давай, а то умрешь. Твой Путь начат.

Путешествия начинаются с Трикстера. Либо в сказке приходит неожиданный странник, либо случается неожиданное событие — как в «Хоббите», весь мир и покой Бильбо был нарушен Гэндальфом и гномами — они ворвались в его жизнь внезапно, это трикстерское событие, которое развивает сюжет, толкая Героя на изменения, на начало нежданного путешествия (оно никогда не бывает ожидаемым).

Бильбо в домашнем халате и еще не понимает, что ему уже брошен зов, на который нужно откликнуться. Трикстерское событие происходит в его доме.
Бильбо в домашнем халате и еще не понимает, что ему уже брошен зов, на который нужно откликнуться. Трикстерское событие происходит в его доме.

Ну и напоследок. Немного философского из сцены в «Рыцаре»:

Он еще и сомневается!
Он еще и сомневается!
Кек.
Кек.

«Куда бы ты не пришел, ты уже на месте». Речь о том, что загадочная «Зеленая часовня» — это не столько реальный объект на карте мира, а место в карте души Героя.

Трикстер ли Оборванец? Да, еще какой! И хороший, и плохой, и никакой. Полярный. Указывает дорогу, но грабит. Помогает, но одновременно мешает путешествию.

Следующий Трикстером и волшебным помощником в фильме выступает лис. Но о нем в другой раз.

-17

Такая вот история.

#Легендаозеленомрыцаре #сказка #трикстер #кино #психология #рыцарь

_______________________________________________________________

Сергей Кононенко, клинический психолог

Мой сайт, где можно записаться на консультацию: http://sergeykonan.tilda.ws/

или пишите сразу в @sergeykonan в телеграме.

Подписывайтесь:

https://t.me/konan_channel — в моем канале в Телеге постов еще больше.

https://www. instagram.com/sergeykonan — мой Инстаграм с фотокарточками.

По всем вопросам: sergeykonan@gmail.com