Джакомо Фавретто родился в Венеции 11 августа 1849 года в небогатой семье плотника Доменико и Анжелы Брунело. В 1862 году многочисленная семья Фавретто переехала в квартиру в здании, принадлежащем графу Антонио Дзанетти. Несмотря на то, что отец посвятил себя профессии плотника, Джакомо вскоре начал заниматься искусством. Вдохновлял его граф Антонио, который познакомил с богатой семейной коллекцией и со своим дядей, художником Джероламо Астольфони. Он и стал первым учителем мальчика.
Из-за хрупкого здоровья мальчик не мог помогать отцу по работе, и тот нашел сыну другое занятие - в магазине канцелярских товаров Джакомо вырезал силуэты из черной бумаги. Тут талант Джакомо заметил антиквар Винченцо Фавенцо. Он помог талантливому подростку поступить в Академию изящных искусств в Венеции.
Так при поддержке, в том числе финансовой, графа Антонио и антиквара Винченцо Фавенца, молодой человек получил художественное образование.
По словам великого искусствоведа Федерико Дзери, работы Джакомо Фавретто являются «настоящим исследованием национальной территории Италии».
Фавретто преимущественно демонстрировал сюжеты венецианской жизни IX столетия. Он любил изображать ироничные и даже анекдотичные сцены, в которых обычные венецианцы занимались своей работой и развлекались.
Джакомо учился у многих старых мастеров как в Венецианской академии, так и в Париже. При этом Фавретто и другие художники его поколения чувствовали, что великие и серьезные композиции мифологических или исторических фигур устарели.
Позднее появились подозрения, что художник использовал фотографии для создания своих картин. Однако, обнаружены только два косвенных доказательства этому - существование фотографических портретов супругов Гепес, точно воспроизведенных художником на двух перьевых рисунках 1869 года, а также ссылки на некоторые фотографии гондольеров, сделанные художником в качестве учебного материала для более поздней картины «Переправа Маддалена» в 1887 году.
Надо отметить, что прямое использование фотоизображений было широко распространено среди венецианских художников того времени: П. Брезолин, его учитель в школе пейзажистов, был зарегистрирован в реестрах как «пейзажист и фотограф» Академии наук и много работал со студентами, используя талботип. Кажется, что в кругу Джакомо Фавретто, от Чиарди до Милези и Ноно, «все более или менее тайно посвящали себя использованию фотографической модели, не только концептуально, но часто и практически, с передачей фотографической синопии на холст» (Фотография в Венеции, 1986).
Фавретто продолжал поиск истины посредством хроматического и светового отражения пространства, в котором человеческие типы кажутся пойманными с удивительной физической и психологической верностью. Этот подход сопровождается другими современными или вскоре последующими картинами за их цветовое качество и ясный реализм: «После путешествия» (1873 г), «Моя дорогая» (1874 г) и «Джокатори ди шахматы».(1874-75).
Преобладающий аспект работ художника, пусть и не единственный, представлен живой и простой историей на повторяющиеся темы из повседневной жизни, от жизни площадей и рынков до магазинов и домашних интерьеров.
Талант вывел художника на вершину общества. Он регулярно навещал королеву Маргариту, что было большим достижением для сына плотника.
Серьезное заболевание, из-за которого он потерял глаз, привело Джакомо Фавретто к преждевременной смерти в возрасте 38 лет. Художник умер 12 июня 1887 года в Венеции, во время открытия Национальной художественной выставки.
"Отличительными чертами характера Фавретто были мягкость и доброта его нрава. Кажется, он никогда не желал ничего кроме добра людям. Он проявлял это как в работе, так и в отношениях с друзьями." ("History of modern Italian art", 1902)
Полная версия статьи доступна на нашем сайте Джакомо Фавретто
Не забудьте подписаться на наш канал, чтобы не пропустить новые материалы!