Найти тему
Ваби Саби Стиль

Джакомо Фавретто и Венеция

Джакомо Фавретто. После купания. 1884
Джакомо Фавретто. После купания. 1884

Джакомо Фавретто родился в Венеции 11 августа 1849 года в небогатой семье плотника Доменико и Анжелы Брунело. В 1862 году многочисленная семья Фавретто переехала в квартиру в здании, принадлежащем графу Антонио Дзанетти. Несмотря на то, что отец посвятил себя профессии плотника, Джакомо вскоре начал заниматься искусством. Вдохновлял его граф Антонио, который познакомил с богатой семейной коллекцией и со своим дядей, художником Джероламо Астольфони. Он и стал первым учителем мальчика.

Дефект в ручке. IXв
Дефект в ручке. IXв

Из-за хрупкого здоровья мальчик не мог помогать отцу по работе, и тот нашел сыну другое занятие - в магазине канцелярских товаров Джакомо вырезал силуэты из черной бумаги. Тут талант Джакомо заметил антиквар Винченцо Фавенцо. Он помог талантливому подростку поступить в Академию изящных искусств в Венеции.

Так при поддержке, в том числе финансовой, графа Антонио и антиквара Винченцо Фавенца, молодой человек получил художественное образование.

Джакомо Фавретто. Рынок на Кампо Сан Поло, Венеция, 1884–85.
Джакомо Фавретто. Рынок на Кампо Сан Поло, Венеция, 1884–85.

По словам великого искусствоведа Федерико Дзери, работы Джакомо Фавретто являются «настоящим исследованием национальной территории Италии».
Фавретто преимущественно демонстрировал сюжеты венецианской жизни IX столетия. Он любил изображать ироничные и даже анекдотичные сцены, в которых обычные венецианцы занимались своей работой и развлекались.

Вандализм, или Бедные старые мастера! Бракодел восстанавливает поврежденную картину Тьеполо.1880
Вандализм, или Бедные старые мастера! Бракодел восстанавливает поврежденную картину Тьеполо.1880

Джакомо учился у многих старых мастеров как в Венецианской академии, так и в Париже. При этом Фавретто и другие художники его поколения чувствовали, что великие и серьезные композиции мифологических или исторических фигур устарели.

Субботний рынок на Кампо Сан Поло. 1880
Субботний рынок на Кампо Сан Поло. 1880

Позднее появились подозрения, что художник использовал фотографии для создания своих картин. Однако, обнаружены только два косвенных доказательства этому - существование фотографических портретов супругов Гепес, точно воспроизведенных художником на двух перьевых рисунках 1869 года, а также ссылки на некоторые фотографии гондольеров, сделанные художником в качестве учебного материала для более поздней картины «Переправа Маддалена» в 1887 году.

Джакомо Фавретто. Переправа Маддалена. 1887
Джакомо Фавретто. Переправа Маддалена. 1887

Надо отметить, что прямое использование фотоизображений было широко распространено среди венецианских художников того времени: П. Брезолин, его учитель в школе пейзажистов, был зарегистрирован в реестрах как «пейзажист и фотограф» Академии наук и много работал со студентами, используя талботип. Кажется, что в кругу Джакомо Фавретто, от Чиарди до Милези и Ноно, «все более или менее тайно посвящали себя использованию фотографической модели, не только концептуально, но часто и практически, с передачей фотографической синопии на холст» (Фотография в Венеции, 1986).

Прогулка по площади в Венеции. 1884
Прогулка по площади в Венеции. 1884

Фавретто продолжал поиск истины посредством хроматического и светового отражения пространства, в котором человеческие типы кажутся пойманными с удивительной физической и психологической верностью. Этот подход сопровождается другими современными или вскоре последующими картинами за их цветовое качество и ясный реализм: «После путешествия» (1873 г), «Моя дорогая» (1874 г) и «Джокатори ди шахматы».(1874-75).

Вход в патрицианский дом в Венеции. 1874
Вход в патрицианский дом в Венеции. 1874

Преобладающий аспект работ художника, пусть и не единственный, представлен живой и простой историей на повторяющиеся темы из повседневной жизни, от жизни площадей и рынков до магазинов и домашних интерьеров.

В ожидании жениха и невесты. 1883
В ожидании жениха и невесты. 1883

Талант вывел художника на вершину общества. Он регулярно навещал королеву Маргариту, что было большим достижением для сына плотника.

Серьезное заболевание, из-за которого он потерял глаз, привело Джакомо Фавретто к преждевременной смерти в возрасте 38 лет. Художник умер 12 июня 1887 года в Венеции, во время открытия Национальной художественной выставки.

"Отличительными чертами характера Фавретто были мягкость и доброта его нрава. Кажется, он никогда не желал ничего кроме добра людям. Он проявлял это как в работе, так и в отношениях с друзьями." ("History of modern Italian art", 1902)

Джакомо Фавретто, Автопортрет.
Джакомо Фавретто, Автопортрет.

Полная версия статьи доступна на нашем сайте Джакомо Фавретто

Не забудьте подписаться на наш канал, чтобы не пропустить новые материалы!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц