Печально известный Atra mors (Чёрный мор) пожаловал в Европы в 1346 году с берегов северного Каспия. Собрав предварительно в Центральной и Восточной Азии обильную жатву, не поддающуюся даже умозрительному счислению. Пандемия чумы гуляла по Западной и Восточной Европам около шести лет, выкосив в некоторых землях до 60% населения. Сколько миллионов унесла точно — науке неведомо.
Это стало одним из самых трагических событий XIV века, развивавшемся на фоне континентального глобального похолодания (с голодом и неурожаями), Столетней войной… С полной серьёзностью рассматривался скорый Конец Света, соответствующие ожиданиям психозы стали дополнительным фактором для изменения общественного устройства. Переход на около-теократическое правление, мракобесие, получение Церковью небывалой власти.
Изучение истории этой пандемии сегодня — только начинается, за Чёрную Смерть крепко взялись несколько серьёзных лабораторий флагманских университетов США, Канады, Австралии и Японии. Прекрасный образчик междисциплинарной проблемы, где нашли себе место несколько гуманитарных и естественных наук. Археологи теперь, поднимая массовые санитарные захоронения Средневековья, обязательно отправляют несколько скелетов в медицинские центры.
Там наловчились выделять микробную ДНК чумы, которая даёт немало полезной информации биологам, занятых эволюцией возбудителей болезни. Будет отдельная статья, как такая «смычка» научных дисциплин породила сенсацию. Оказывается, 3800 лет назад обитатели нынешней Самарской области… уже погибали от бубонной чумы. Этот факт полностью дезавуировал прежнее мнение, что ген, позволяющий чуме переходить в бубонную форму, появился только в конце 1-го тысячелетия до нашей эры.
Эх, дороги…
Главным вопросом для учёных остаётся маршрут миграции возбудителя по Евразии. Наиболее полно изученные геномы возбудителей чумы из европейских захоронений XIV века немного тайну приоткрыли. Ведь Западная Европа обладает особенностью: в отличие от Азии, здесь нет природных резервуаров чумы. В Средние Века — тоже отсутствовали. Абсолютно все генетические данные подтверждают: Чёрная Смерть вспыхнула из-за внешних, принесённых возбудителей. Что самое интересное — инфицирование происходило несколько раз, «векторы заражения» приходили независимо друг от друга.
Первый, хорошо документированный Хрониками путь, по которому подкралась чума, — хорошо известен. Это корабли с Востока, пришедшие в торговые республики Гения и Венеция, французский Марсель. Там обитали как заражённые люди, так и крысы. Промежуточным этапом были порты Ближнего Востока. Но этот путь не был единственным, само собой. Потому что стоит обратить внимание на сам возбудитель, легендарную бактерию Yersinia pestis.
В мире микробиологов она царица, почти мистическая Чёрная Королева. Обладает удивительной неспецифичностью по отношению к хозяевам. Чума поражает очень многих млекопитающих, не только людей и грызунов. Её носителями и жертвами становятся копытные, хищники, даже крайне устойчивые к любой заразе сумчатые (если встретятся с бациллой, конечно).
Другая уникальная способность «иерсинии» заключается в почти мгновенной смене хозяина, без дополнительных приспособительных мутаций. Именно поэтому она завоевала планету столь быстро (сегодня природные очаги чумы есть на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды). Именно этот инструментарий перехода среди видов и стал ключом понимания для учёных: винить в гибели миллионов европцев корабельных крыс… некорректно.
Потому что сохранились документальные свидетельства: вспышки чумы среди людей далеко не везде и не всегда сопровождались массовой гибелью этих грызунов. Вывод напрашивается очевидный: крысы были переносчиками чумы, но монополией на это мрачное достижение точно не обладали.
Одним из главных «поставщиков» Чёрной Смерти на Ближний Восток (из Центральной Азии) могли быть только верблюды торговых караванов. Причём двух пород — ближневосточные одногорбые (дромадеры) и центрально-азиатские двугорбые (бактрианы). Будучи одомашненными очень-очень давно, массовое применение цивилизованным миром обрели только в V веке нашей эры. Когда вытеснили колёсные повозки купцов на Среднем Востоке.
Очень скоро эти «корабли пустынь и степей» стали основным средством транспорта от Северной Африки до Центральной Азии включительно. Только благодаря этим животным удалось сплести гигантскую паутину экономических связей Великого Шелкового Пути. Уже в раннем Средневековье караванная торговля играла роль глобального цивилизационного фактора, намного опережая по объёмам морской транзит товаров и грузов.
Долгое время верблюды не считались виновниками распространения чумы, обрывочным сообщениям персидских авторов не придавали значения, им не находили подтверждения. Чума у бактрианов впервые была обнаружена русскими исследователями в начале XX века, подробно описана несколькими экспедициями в окрестностях Каспийского моря, областях его восточного побережья.
Удивительное дело, но наблюдательные и образованные врачи Средневековья Центральной Азии, Персии, Аравии… описывали падёж верблюдов от чумы. Который всегда предшествовал вспышкам «чёрной смерти» у людей. Но события никак не связывали между собой. Сегодня специальные эксперименты показали: чума передаётся от верблюдов другим животным. Переносчики — блохи и клещи.
Но полное и наглядное подтверждение прямого переноса на людей было получено только в 1976 году. Была достоверно зафиксирована вспышка бубонной чумы в Ливии. Причиной стал сабантуйчик нескольких пастухов, приготовивших больного верблюда. Пазлы сошлись благодаря историкам. Они сообщили: Великий Шёлковый Путь именно в середине XIV века не был перекрыт крупными войнами, караваны ходили исправно из самых глубин Центральной Азии. Так, благодаря универсальному и главному транспортному средству… чума в товарных количествах прибыла в порты Ближнего Востока.
Мелкая пакость,
тоже кровососущая, к процессу распространения чумы подключилась немедленно. Именно эти паразиты стали дополнительными векторами переноски возбудителей. От одних млекопитающих — к другим. Но тут есть важные нюансы. Если пагубное эпидемиологическое значение крысиных блох было известно давно, хорошо изучено… то вши (головная и платяная) до сих пор вызывают вопросы.
В первую очередь, это касалось некоторых вопросов… связанных с Россией, как именно здесь распространялась чума. Было известно, вши отлично переносят некоторые бактериальные инфекции (особенно проредил население наших земель сыпной тиф). Что мешает этим паразитам переносить и чуму? Вопрос подобный задавал ещё в XVIII веке известный медик Даниил Самойлович.
Предположил: вши стали одним из важных факторов вспышки чумы в Москве (Чумной Бунт в сентябре 1771 года). Лишь в XX веке эпидемиологи это подтвердили, не раз находя заражённых чумой паразитов. Их способность переносить инфекцию между млекопитающими была подтверждена экспериментально. Нет, людей не использовали, достаточно было кроликов и приматов.
И лишь в 2015 году было доказано наличие «Yersinia pestis» в организмах головных и платяных вшей. Которых изловили в Демократической Республике Конго (постоянные вспышки чумы там регистрируются регулярно). Никаких других переносчиков (блох или клещей) не обнаружили, люди заражались именно по «вшивому вектору».
Поэтому… Средневековые города могли много чем похвастать. Особенно наличием огромного числа наружных паразитов на горожанах. Задокументированы случаи смертельных вспышек Чёрной Смерти среди людей, при полном здоровье крыс, сурков, собак, других млекопитающих. Чума в Средние Века успешно распространялась посредством человеческих насекомых-паразитов, как сыпной тиф.
Недостаточно!
…сказали микробиологи. Даже если крайне вшивое население будет обмениваться своими популяциями паразитов, столь масштабное и стремительное распространение заразы можно объяснить лишь передачей бациллы воздушно-капельным путем. Да, и такое возможно. Самая опасная форма чумы — лёгочная. До изобретения антибиотиков она прекрасно справлялась даже с очень чистоплотным людским поголовьем. Это и дало взрывные механизмы заражения, как грипп. Никакие переносчики не нужны.
Но тут возник, на первый взгляд, любопытный парадокс. Чуму принято рассматривать как типичный «зооноз». Заболевание с обязательным наличием для возбудителей — естественных резервуаров (диких животных). Природные очаги выявлены почти все, они многочисленны и прекрасно известны учёным. Но чума… попав в популяцию людей, начинает жить собственной жизнью, самостоятельно и эффективно распространяться внутри неё. То есть приобретая признаки исключительно человеческой болезни (антропоноза).
И этого тоже недостаточно, чтобы воздушно-капельный перенос справился с такими массами населения. Это показало компьютерное моделирование нескольких эпидемий, вспыхивавших уже после Чёрной Смерти XIV века, более подробно описанные. Передача воздушно-капельным путём… не оставляет шансов заразившимся, лёгочная форма чумы работает со 100-процентным летальным результатом. Города и поселения вымирают почти мгновенно.
Значит… нужна «помощь» других векторов. Единственное, что остаётся — головные и платяные вши. Как они распространялись во время пандемии — понятно, с халатов погонщиков верблюдов — на крыс — потом на лохмотья и богатые наряды купцов кораблей, уходящих в строну Европ. Внутри популяции человека включались механизмы передачи через наружных паразитов. Но как быть…с отдалёнными северными территориями, той же Русью? Где эта болезнь вспыхивала-затухала очень странными временными интервалами.
Главный товар
из наших земель привлёк внимание специалистов по молекулярной биологии возбудителей чумы XIV века, во главе с Барбарой Браманти. Они согласились со всеми обобщёнными данными по маршрутам миграции Чёрной Смерти, с едким юмором сообщили: невелико «верблюжье открытие», это было понятно многим проницательным врачам ещё в XVIII веке. Есть другое важное замечание… Только бактрианов, дромадёров да корабельных крыс недостаточно. Некоторые регионы и ответвления Шёлкового Пути получили заразу явно из других мест, не из Центральной Азии.
Большинство современных исследователей Чёрной Смерти сошлись на том, что слишком лихо исключили из оборота Великого Шёлкового Пути его немаловажный товар — меха («мягкую рухлядь»). Один из самых популярных, соперничающий с шёлком. Его жаждали заполучить все участники глобального рынка. Отрасль добычи и выделки шкурок была главной в Восточной Европе, особенно на Руси. Но причём тут пушнина и чума?
Это ведь Север! Шёлковый Путь доходил сюда очень редкими караванами вверх по Волге. А основной областью добычи пушного зверя были леса Северо-восточной Руси, которые назывались мусульманскими хронистами (Ибн Баттутой) — «землёй мрака». Промыслом пушнины занимались Волжская Булгария, Владимиро-Суздальское княжество и торговые республики Новгорода и Пскова.
Последние были ориентированы на торговлю с городами Ганзейского Союза, то есть на Балтику. Хотя все главные торговые маршруты Евразии проходили куда южнее. Через Восточную Европу (после монгольского нашествия) пошёл товарооборот пушнины почти всей Руси и Волжской Булгарии. Но сначала он появлялся на Волге, в Золотой Орде… а потом растекался по всему миру вместе с караванами Великого Шёлкового Пути...
Итак, было выдвинуто предположение: столица Улуса Джучи (Сарай-Берке) стала главным «меховым хабом» Евразии. Пушнина оттуда попадала во все стороны света: в итальянские колонии Крыма и Византию, в Северную Африку, на Ближний Восток и восточнее — даже до Китая доходили караваны. Не очень значительная часть мехов попадала в небогатую Западную Европу.
Исследователи уверены, почему именно эту торговлю пушниной следует рассматривать одним из главных и самостоятельных факторов, погрузивших цивилизованный мир в ужасы Чёрной Смерти. На это есть четыре убедительные причины:
- товарные меха — это горностай, соболь, хорёк, куница, белка, лиса, волк. Все они могут быть носителями чумы. В любом торговом караване оказывался если не один, так другой обладатель смертельной бациллы;
- неподалёку от Сарая-Берке, а это Северный Прикаспий, находится один древнейший и самый устойчивый мировой природный очаг чумы (существует по сей день);
- меха обязательно служили «домом» для наружных паразитов (вшей). Эти дополнительные переносчики и гробили население достаточно чистоплотной Руси, кстати;
- все исторические источники единодушны: пик популярности «русской пушнины» приходится на первую половину XIV века. Потенциал распространения пандемии в глобальном масштабе — стопроцентный.
Выводы…
Эта гипотеза сегодня яростно дискутируется, площадкой для споров стал популярный научный журнал «PNAS». Где с традиционной версией переноса чумы из глубин Центральной Азии храбро сражаются микробиологи, уверенные в её «меховом маршруте». Прямых подтверждений пока маловато, лишь один из скелетов самого начала XIV века (за 30 лет до появления Чёрной Смерти даже в Азии) прямо на это указывает. Удалось выделить ДНК возбудителя чумы из захоронения на месте древнего города Великий Булгар (слияние Волги с Камой).
Что Чёрная Смерть прокатилась по этим землям — сомнений нет ни у кого (рекомендую И. Гагина «Чума в истории Руси и Волжской Булгарии»). Прямая молекулярно-биологическая проверка полностью это подтверждает. Как вполне реалистичной стала версия гибели именно от этой заразы московского князя Симеона Гордого (1353 год).
Нет и других сомнений: чума распространялась по главной торговой магистрали Золотой Орды — Волге. Правда одна тонкость: меха-то шли вниз по Волге, а не вверх. Были они уже «заражёнными» — вопрос. Несколько возможных природных очагов в землях Новгородской торговой республики уже ищут, на Каме так нашли. Насколько они древние, могли или нет поставлять в товарных количествах возбудителей Чёрной Смерти — пока вопрос отрыт.
В любом случае, русский и золотоордынский «меховой путь» имел важное значение для распространения чумы. Была ли это знаменитая «мягкая рухлядь», или повинны в том сопровождавшие её золотоордынские купцы — точно неизвестно. Проверяется…
#пандемия #Черная Смерть #эпидемия чумы #Западная Европа #медицина #загадки истории #Золотая Орда #древняя Русь #история