Реестр МСП — база данных компаний и ИП, которые подтвердили статус малого или среднего предприятия. Правительство РФ поддерживает такие организации: например, выдает льготные кредиты и объявляет надзорные каникулы.
Реестр МСП придумали в ФНС, чтобы упростить компаниям жизнь.
Представьте, государство договорилось с банками о льготных кредитах для малого и среднего бизнеса — под 1% годовых. Так решили поддержать предприятия.
Банки боятся выдавать льготные кредиты. Вдруг получатель окажется крупной организацией, которой положен кредит под 11% годовых. Тогда банк упустит выгоду.
Поэтому банк требует у компаний отчетность. Неудобно всем: банку приходится проверять предоставленные сведения, компаниям — собирать бумаги для каждого похода в банк.
Чтобы помочь банкам и бизнесу, налоговая раз в год составляет список тех, кто точно относится к малым и средним предприятиям. Это и есть реестр МСП. Если компания есть в списке — банк выдает кредит под 1% годовых, если нет — под 11%.
В реестр МСП попадают ИП и компании, которые соответствуют требованиям к микро-, малым и средним предприятиям
Критерии закрепили в ст. 4 209-ФЗ.
В первую очередь налоговая смотрит на среднесписочную численность работников и доходы за год:
Помимо этого, важно, чтобы компания соответствовала хотя бы одному из следующих критериев:
- Доля РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, фондов (кроме инвестиционных) в уставном капитале не превышает 25%. А доля иностранных юрлиц и крупных предприятий в уставном капитале не превышает 49%;
- Акции АО на рынке ценных бумаг относят к акциям высокотехнологичного сектора экономики (перечень эмитентов ценных бумаг инновационного сектора «Московской Биржи»);
- Компания внедряет результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат бюджетным и автономным учреждениям, организациям высшего образования или их учредителям;
- Учредители компании — юрлица, которых внесли в «Перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности».
Для примера возьмем «Дейта Кью» — юрлицо «Дадаты». По доходам и среднесписочной численности работников организацию относят к микропредприятиям. К тому, же «Дейта Кью» — резидент «Сколково». Поэтому компанию включили в реестр МСП.
Налоговая автоматически включает компании в реестр МСП
Компании ежегодно подают отчетность в ФНС. Сведения о доходе — до 1 марта, о среднесписочной численности работников — до 31 января.
Десятого августа каждого года налоговая автоматически включает в реестр всех, кто вовремя подал отчетность и соответствует критериям МСП. Остальных исключают или не включают.
Десятого числа каждого месяца данные актуализируют:
- добавляют в реестр компании и ИП, с момента регистрации которых не прошло четырех кварталов. Такие организации не могли подать отчетность за год: их только создали;
- исключают ликвидированные компании и ИП;
- обновляют сведения об организациях.
Иногда налоговая ошибается. Например, не добавляет компанию в реестр или указывает ошибочные сведения. Чтобы исправить ошибку, нужно оставить заявку в электронной форме на сайте ФНС.
На сайте ФНС можно проверить, включили ли ИП или компанию в реестр МСП. Понадобится наименование, ИНН, ОГРН или ОГРНИП.
В реестре нет уникальных сведений
В основном реестр наполняют информацией из ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Можно узнать:
- наименование юрлица или ФИО ИП;
- ИНН;
- место нахождения юрлица или место жительства ИП;
- день, когда сведения о компании или ИП внесли в реестр МСП;
- категорию субъекта МСП: микропредприятие, малое или среднее предприятие;
- указание на то, что юрлицо или ИП является вновь созданным;
- основной и дополнительные виды деятельности;
- лицензии, которые получила организация или ИП. Лицензии нужны, чтобы заниматься определенными видами деятельности (ст. 12 99-ФЗ);
Компании и ИП могут самостоятельно внести в Реестр МСП информацию, которая поможет крупным заказчикам их найти:
- продукцию, которую производят;
- контракты, которые выполняли;
- программы поддержки, в которых участвовали;
- и контактную информацию — адрес электронной почты, телефон, сайт.
Для этого используют сервис передачи информации субъектом МСП. Понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись.
Наличие компании или ИП в реестре — обязательное условие программ поддержки малого и среднего бизнеса
В России поддержку малого и среднего предпринимательства утвердил 209-ФЗ. Теперь Министерство экономического развития РФ составляет программы поддержки бизнеса.
Если компании или ИП нет в реестре МСП, в поддержке откажут:
По состоянию на сентябрь 2021 года, например:
- субъекты МСП из приоритетных отраслей могут получить кредит по ставке 9,25% годовых. Государство возместит кредитным организациям недополученную прибыль;
- социальные предприятия могут получить гранты до 500 тыс. ₽. Деньги разрешают тратить, например, на аренду и ремонт нежилого помещения или оплату коммунальных услуг;
- московские МСП могут получить два месяца рекламной подписки «Яндекс.Бизнеса» за 10 % от стоимости. Остальные 90% погасят «Яндекс» и Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы.
Это далеко не полный список. Федеральные программы поддержки выкладывают на Портале бизнес-навигатора МСП. Региональные — на местных сайтах.
Программы поддержки хороши в теории, на практике — не всегда
Опытные предприниматели рассказали нам, что программы поддержки часто не работают:
Основная проблема — размер поддержки часто не соответствуют затраченным усилиям. Поэтому предприниматели советуют внимательно изучить условия программы поддержки, прежде чем ввязываться.
Порой ради субсидии в 100-200 тыс. ₽ от организации требуют десятки документов, а потом мучают отчетностью. Например, компания может два года отчитываться о целевом использовании льготного кредита.
Бизнесу, который связан с инновациями, предприниматели посоветовали регистрировать ООО в инновационных кластерах. Резидентам кластеров предлагают больше вариантов поддержки, а получить ее легче.
В реестре удобно искать подрядчиков и оценивать их благонадежность
В реестре МСП работает расширенный поиск: можно отфильтровать потенциальных подрядчиков по критериям и выбирать тех, кто наверняка подойдет.
Например, найти только московские микропредприятия, которые занимаются рекламой и подали сведения о заключенных контрактах:
Если контрагент есть в реестре — это хороший знак. Значит, компания существует и подает отчетность в налоговую.
Если малого или среднего предприятия нет в реестре — это повод насторожиться. Организация может уклоняться от налогов или оказаться однодневкой.
Полезно оценить благонадежность подрядчика по сведениям из реестра: среднесписочной численности, видам деятельности и лицензиям. Об этом мы рассказывали в статье о быстрой проверке контрагентов.
#реестр мсп #малое и среднее предпринимательство #льготные кредиты #поддержка малого бизнеса #гранты