- Рынок мототехники РФ. Изменилось ли что-либо за прошедшие десятилетия? Автоиндустрия изменилась буквально на глазах…
Во времена СССР мототехника имела широчайшее распространение по причине недостатка автомобилей; нередки были случаи эксплуатации мототехники зимой, и даже приобретения ее с целью получения места под гараж. Техника из СССР не «мертва» - множество мотоциклов с двухтактными двигателями, мотороллеров, мотоциклов с оппозитными двигателями по сей день в строю, при грамотной эксплуатации и уходе техника работает. Около 6% ежегодно только от рынка динамики, при более чем 100 000 единиц мототехники в год.
Сегодня ситуация другая: на рынке РФ около 100 брендов, свыше 1800 модификаций, 10 типов и классов ( спорт-байки, туристы, классики, чопперы, двойного назначения и т.д. )…
Не изменилось одно: мотоцикл был и остается транспортным средством, которым необходимо уметь управлять; и механизмом, который требует тщательного ухода и обслуживания. Как и автомобиль.
- Неожиданные цифры...
Верно. Реальная картина рынка мототехники очень отличается от навеянной постами в сети, увиденным в соседнем гаражном кооперативе, мотопарком соседнего двора, представлениях на основании собственного опыта владения и т.д.
- Были забавные случаи на эту тему?
Постоянно :-) Один владелец бизнеса считал, что частое упоминание модели в сети, публикациях, или разговорах есть отражение ее лидерства на рынке. А по факту у нее доля всего несколько процентов, причем внутри группы брендов, а не всей индустрии… Упавший уровень прибыли, застоявшиеся на складе единицы техники, не продающиеся который год запчасти – как правило железобетонные аргументы, чтобы проанализировать ситуацию. Тяжело ломать привычные представления, но высококачественные цифры и факты помогают выбрать нужный курс, или увидеть возможности для развития… Рынок «живой», он развивается, меняется…
- Рынок мототехники, выходит, разнообразен. Почему он может восприниматься как рынок «одного и того же»? Предсказуема ли картина на рынке при таком разнообразии?
Это след из СССР, где были только дорожные мотоциклы/мотороллеры и утилитарные. Изредка их «разбавляли»; например, ИЖ Планета-Спорт.
А на этом рынке на сегодня: 8-м диапазонов кубатур, 10 типов и классов мототехники, сотня брендов/производителей… Да, рынок предсказуем, поддается глубокой и разнообразной аналитике, гораздо дальше просто бренда. Это давно не рынок «одного и того же».
- Мототехника часто воспринимается только как игрушка. Вы согласны?
Это уже портрет владельца. И нередко домыслы тех, кто собственно с мототехникой знаком только по интернету, или, еще хуже, только с чьих-либо слов... Игрушка? А машин, самолетов, вертолетов, лодок – выступающих в качестве только игрушек – меньше?.. Само собой, цена транспортного средства, или собственно цель покупки, может переводить его в ранг игрушки, или статусной вещи.
Сам многократно ездил на работу на мото ( хорошее средство в пробочных городах, но при должном водительском стаже… ), и в другие регионы… Да и, к примеру, мототехнику высокой проходимости в сельской местности игрушкой назвать сложно.
Присутствует влияние и культурного наследия. Здесь множество граней - исторических, влияние кинематографа… На эту тему можно говорить долго. Тем более с мотоциклистом со стажем :-)
- Почему в отличие от автомобильного рынка продажи мотоциклов в России растут в последнее время?
Растут? Если вы про продажи новых, то это некорректный взгляд на индустрию. Есть еще поставки б/у из-за рубежа импортных марок. Кстати, продажи новых и первичный ввоз б/у, вне зависимости от года – цифра в размере ХХХХХ единиц ежегодно. Она, по сути, и есть годовой объем потребления «новых» единиц. Но тренды внутри рынка новых и б/у разные, и разные лидеры по типам, классам мототехники и т.д. То есть делать вывод о рынке просто по итоговой сухой сумме – категорически неверно.
- Вновь неожиданные цифры и факты… Кто и почему занимает лидирующие позиции на российском рынке мотоциклов, кто уступает позиции?
Зависит от того, какой рынок анализировать – новые, поставка б/у, перепродажи б/у. Потребительские предпочтения в этих трех рынках разные, как и причины лидерства конкретных марок, типов, классов... Лидер в одном типе/классе, диапазоне кубатур может отличаться от лидера при тех же вводных на другом типе рынка.
- Ваши услуги позволяют работать с техникой и СССР, РФ, и импортной?
Да. Наши услуги могут помочь прогнозировать бизнесу спрос на запчасти, ГСМ, вплоть до шин конкретной модели. И, повторюсь, сам рынок мототехники поддается глубокой и разнообразной аналитике.
- Какие факторы влияют на спрос мотоциклов?
Опыт и предпочтения владельца, цель покупки ( транспортная задача, так сказать…), бюджет. Влияет и климатический пояс, например, в южных регионах мотосезон длиннее, чем в центральных.
- Какие мотоциклы в будущем сезоне будут пользоваться особенно высоким спросом и почему? Какие здесь самые горячие новинки сезона?
Опять же, зависит от типа рынка, класса техники, диапазона кубатур, новые, б/у… На каждом свои предсказуемые тренды и предпочтения.
- Что вы думаете про электробайки, когда они будут пользоваться массовым спросом, какие здесь уже сейчас есть интересные предложения?
На мой взгляд они будут развиваться как транспорт для небольших расстояний. Им составят конкуренцию электросамокаты, электровелосипеды и т.д. Электродвигатель отличается от ДВС; подозреваю, впереди пересмотр типов трансмиссий, в том числе для электроавтомобилей. Одни мотор-колеса и возможность размещения подвески внутри колеса – уже могут существенно повлиять на конструкцию, облик…
Предложения на рынке есть, но по нашим данным спрос на такую мототехнику пока невелик. Причин тому много.
- Какие практичные советы можно дать сейчас тем, кто собирается покупать мотоцикл?
Практика в вождении, соблюдение ПДД, экипировка. И я категорически против того, что любую мототехнику доверяют детям, даже вне дороги! Сначала подходящий возраст, мотошкола, права и практика на площадке – затем за руль. На зарегистрированной технике, исправной, с работающим светом и тормозами, и умением всем этим пользоваться. И в экипировке! По электросамокатам и электровелосипедам мое мнение то же – исправность техники, ответственность водителя…
Подбор непосредственно самой мототехники? В первую очередь – удобство посадки и маневрирования.
Само собой, крайне не порекомендую в качестве первой мототехники мощные, тяжелые, и высокоскоростные экземпляры. До такой техники надо «дорасти».
- Ваша техника возит тело или душу? :-) Можно подробнее узнать про ваш опыт в мото? Вы участвовали в гонках?
И то, и другое :-) За плечами стаж в 18-ть лет, мототехника СССР, затем импортные классик и спорт-турист; неоднократные дальние поездки за 1500км... Гонки? Если речь про трек или даже дорогу общего пользования – нет, easy rider.
________
Упоминание в тексте типов, классов мототехники не отражает реальное рыночное положение. Пост не является рекламой брендов и производителей. Ваши комментарии могут быть удалены без объяснений или оставлены без ответа; по вопросам сотрудничества с Мотостатистика РФ обращайтесь по контактам на официальном сайте и страницах в соцсетях. С физическими лицами не сотрудничаем.
________
С наилучшими пожеланиями производителям, поставщикам, владельцам, Мотостатистика РФ, октябрь 2021 https://www.motostatistics.ru/