Найти тему
Urpguide

На кого и почему хотели быть похожи дети 100 лет назад

Брюзжащие любители читать нравоучения постоянно вздыхают, мол, подрастающее поколение "уже не то", мол, вся молодежь ориентируется на дурацких поп-звезд, глупых спортсменов и бездарных блогеров, мол, страшно за свое будущее...

Все эти разговоры вида "раньше трава была зеленее" не новы. Но тем интереснее изучить, на кого ориентировались и равнялись дети 100 лет назад!

Итак, на дворе середина 1920-х, отгремели залпы Первой мировой и Гражданской, страна возрождается в условиях НЭПа. Ученый Антон Большаков отправляется в Тверскую область (нынче депрессивную и вымирающую, а тогда - еще вполне себе бодрую) и проводит опрос деревенских (в основном, конечно же, крестьянских) детей.

Итак, какие же ответы дали дети на вопрос о том, кто является их идеалом и образцом для подражания? Ответы дети дали следующие:

Составлено по данным книги Антона Большакова «Деревня: 1917-1927» (Москва, изд-во «Работник просвещения», 1927)
Составлено по данным книги Антона Большакова «Деревня: 1917-1927» (Москва, изд-во «Работник просвещения», 1927)

Что же мы видим? А видим следующее...

Лишь очень небольшое число детей хотели быть похожими на своих родственников (отцов, братьев и пр.) - всего 7,5%. Те, кто в качестве своих идеалов выбирали именно родных людей, отмечали, что те не пьют, не курят, не бранятся. Также в качестве ориентиров дети выбирали родственников, сумевших перебраться в город и устроиться там на работу (то есть избавиться от тяжелого сельского труда).

Куда больше подростков интересовали истории успеха из доступного окружения - более 50% респондентов. Надо понимать, что истории успеха в 1920-е - это не истории современных тиктокеров или стартаперов. Речь совсем о других ориентирах, самыми популярными из которых являлись следующие:

  • 15% хотели быть похожими на местного агронома (не пьет, не курит, не бранится, хорошо зарабатывает),
  • 13% хотели быть похожими на местных учителей (аналогично не пьют, умные, добрые, даже ласковые),
  • 9% хотели быть похожими на местных техников (опять же не пьют, опять же умные, добрые, никого не унижающие и хорошо зарабатывающие).
Фрагмент картины Н. Богданова-Бельского "Устный счет", 1895 г.; здесь изображена дореволюционная школа, созданная на средства дворянина и педагога С. Рачинского; впрочем, сельские школы 1920-х гг. не слишком сильно отличались от изображенной на картине, а сам учитель был не просто авторитетом - учитель был примером для подражания
Фрагмент картины Н. Богданова-Бельского "Устный счет", 1895 г.; здесь изображена дореволюционная школа, созданная на средства дворянина и педагога С. Рачинского; впрочем, сельские школы 1920-х гг. не слишком сильно отличались от изображенной на картине, а сам учитель был не просто авторитетом - учитель был примером для подражания

Понятно, почему подростки 1920-х равнялись на учителей или техников-механизаторов: эти примеры были перед глазами, и легко было заметить, что уровень жизни подобных специалистов гораздо выше, как выше и их нравственно-интеллектуальный уровень. Сегодня же (благодаря Интернету и в меньшей степени ТВ) подростки могут равняться на других успешных людей (тех же блогеров, тех же предпринимателей, тех же деятелей шоу-бизнеса), а вопросы этики и личных человеческих качеств в условия отсутствия личного общения со своими "идеалами" зачастую не поднимаются в принципе или сознательно игнорируются.

Еще добрая четверть детей равнялась на советских политических лидеров. Называли и Калинина, и Буденного, и Троцкого, но на первом месте с огромным отрывом было, конечно же, Ленин: умный, добрый, трудолюбивый, защитник угнетенных и бедняков.

Ленин (современная векторная графика)
Ленин (современная векторная графика)

Никакого Сталина в середине 1920-х, кстати, среди образцов для подражания не было!

Наконец, еще 15% детей дали иные ответы, большая часть которых свелась к тому, что они хотели быть похожими на городских инженеров, городских рабочих и городских ученых (последних символизировал Ломоносов). И это очень симптоматично: Советская Россия все еще была страной, где подавляющая часть населения жила в сельской местности, но хорошо видно, что подрастающее поколение жить в селе и работать на земле уже не хотело. Дети прямым текстом указывали, что быть торговцем в городе (напомним: на дворе НЭП), быть инженером и иметь велосипед, быть рабочим на заводе и при этом быть уважаемым человеком куда интереснее, чем быть крестьянином.

Советский плакат середины 1920-х годов сообщает о союзе рабочих и крестьян
Советский плакат середины 1920-х годов сообщает о союзе рабочих и крестьян

Вот так незамысловатая получилась картина: в общем и целом подростки хотели жить лучше и зарабатывать больше и по возможности не страдать при этом от тяжелого, изнурительного труда. При этом лишь очень немногие готовы были подражать своим родителям и прочим родственникам, и причиной тому были не только низкие заработки и тяжелые условия труда, но и пьянство, курение, грубость.

Подростки в одном нечерноземных городов России. Источник: fotki2.galich44.ru
Подростки в одном нечерноземных городов России. Источник: fotki2.galich44.ru

Важная оговорка: выше приведены ответы респондентов-мальчиков. Но и по респондентам-девочкам картина картина в общем схожа:

  • на родственников хотят быть похожи лишь чуть менее 10% всех опрошенных (из них 5% - на маму)
  • на местных учительниц, агрономов, а также ткачих равняется 52% опрошенных,
  • на политических лидеров (в основном на Ленина) девочки равняются по понятным причинам реже - всего 8%,
  • зато на разных городских жителей, артистов, "барынь" и опять же Ломоносова - целых 30%.

Схожа и мотивация:

  • на родителей хотели быть похожими те, кому повезло расти в атмосфере любви, доброты и ласки,
  • на местных профессионалов хотят быть похожими в силу их авторитета, ума, профессионализма и опять же доброты,
  • пожелание быть похожими на городских объясняют их более высоким достатком, умом, красотой и отсутствием тяжелого труда.

***

Кстати, если у вас, уважаемые читатели, есть дети 7-10-14 лет, то расскажите в комментариях, на кого они хотят быть похожи!