Заговор против князя спланировали бояре Кучковичи. В ряде источников указано, что в свои планы они посвятили и супругу Боголюбского.
Бояре против князя
Отношения между Андреем Боголюбским и представителями именитых родов складывались непросто. В частности, князь изгнал из Ростово-Суздальского княжества всех своих родственников и лишил боярство привилегий.
Кроме того, завоевания Боголюбского и его растущее политическое влияние вызывали недовольство братьев — Всеволода и Михаила. Князь совершил два похода в Волжскую Булгарию. Второе наступление в 1171-м решено было осуществить зимой. В нём участвовал сын Андрея Боголюбского Мстислав. Боярские дружины отказались участвовать в походе, сославшись на неудачно выбранное время года. Это серьёзно ослабило войска, несмотря на это князь не отменил поход и смог захватить столицу Волжской Булгарии.
Ещё одним поводом для недовольства бояр стал поход на Киев в 1173-м. Двумя годами ранее был убит брат Андрея Боголюбского — князь Переяславский и Киевский Глеб. Его, предположительно, отравили киевляне.
Заговор против супостата
Недовольные бояре во главе с Кучковичами задумали заговор против Андрея Боголюбского. Группа заговорщиков включала около 20 человек.
Согласно Ипатьевской летописи, преступление было совершено в 1174 году в замке в Боголюбове. Заговорщики попытались войти в спальню князя, однако она была заперта. Андрей Боголюбский был безоружен: над его постелью обычно висел меч, но его предварительно забрал подкупленный слуга. Преступники выломали дверь и нанесли князю множество ранений.
Игумену Феодулу (настоятелю Владимирского собора и, предположительно, наместнику епископа Ростовского) с клириками Успенского собора Владимира было поручено перенести тело князя из Боголюбова во Владимир и отпеть погибшего в соборе. Другие представители высшего духовенства, видимо, не присутствовали на службе.
С убийцами Боголюбского позже расправился его младший брат Всеволод. По некоторым данным, казнили и супругу князя Улиту.
Судьба останков
Андрей Боголюбский прославлен РПЦ в 1702 году, когда его мощи были обретены и положены в серебряную раку во владимирском Успенском соборе.
Комиссия по осмотру Успенского собора вскрыла раку с мощами князя в феврале 1919 года. После врачебного исследования останки были оставлены открытыми для посетителей. В середине 1930-х годов из «антирелигиозного отдела» Владимирского исторического музея (открылся в Георгиевском приделе собора) останки переданы в Институт истории феодального общества ГАИМК в Ленинграде.
Вскоре останками заинтересовался М. М. Герасимов, и череп был отправлен в Москву, где академик восстановил облик князя своим методом; подлинник (1939 год) хранится в ГИМ. В 1963 году Герасимов сделал повторение для Владимирского краеведческого музея.
Череп вернулся во Владимир в 1943 году; в конце 1950-х мощи оказались в ГИМе, где оставались до 1960-х. В 1982 году они были осмотрены судебно-медицинским экспертом Владимирского областного бюро СМЭ М. А. Фурманом, который подтвердил наличие множественных повреждений скелета князя и преимущественную их левостороннюю локализацию.
23 декабря 1986 года Совет по делам религий принял решение о целесообразности передачи мощей в Успенский собор города Владимира. Передача произошла 3 марта 1987 года. Мощи переложили в раку на то же место в Успенском соборе, как это было в 1174 году.