В 1986-м году писатель Владимир Войнович, к тому времени уже высланный из СССР и лишённый Брежневым советского гражданства написал роман-антиутопию «Москва 2042».
Произведение получилось больше сатирическим, нежели фантастическим. Главный герой — писатель-диссидент, прототипом которого был сам автор, при помощи машины времени переносится из ФРГ 1982 года на 60 лет вперед — в Москву 2042 года.
Войнович попытался высмеять СССР, совершенно не предвидя, что Советского Союза не будет уже в 1992-м. Его прогнозы относительно будущего коммунизма в нашей стране не сбылись.
Да и, откровенно говоря, не коммунизм в своём романе он описывал, а злобную пародию на него. Которая, однако же, чем-то похожа на наше настоящее. Не смотря на то, что у нас давно капитализм.
Я описывал то будущее, которое — я надеялся — никогда не наступит, поскольку это была антиутопия. А теперь действительность, кажется, уже превосходит то, что я там написал. Войнович, 2012 год.
Москва у писателя это отдельная республика — Москореп, отделённая от остальной страны шестиметровой стеной с колючей проволокой и автоматическими пулемётами.
Но и сама Москва разделена на зоны (кольца) — повышенных, общих и самообеспечиваемых потребностей. Людям, живущим на периферии, в кольце самообеспечиваемых потребностей, разрешается выращивать на балконах овощи и мелких животных.
Основной принцип коммунизма, как бы, соблюдается — от каждого по способности, каждому по потребности. Но вот свои потребности человек определяет не сам. Для этого существуют специальные комитеты — пятиугольники из партийных и религиозных активистов.
Герой книги оценил насколько приятнее быть комунянином повышенных потребностей, чем пользоваться базовыми потребностями. Это как у Оруэлла: все животные равны, но некоторые животные равнее других.
В общем, всё как у нас. Поддерживаешь политику партии и твои потребности становятся повышенными. Не поддерживаешь — останутся базовыми или даже могут стать самообеспечиваемыми.
Газ кончился. Но труба и контракты остались. И газопровод быстренько переоборудовали в... Ну, в общем, биотопливо по нему начали гнать.
Так называемый вторичный продукт, который граждане общих потребностей обязаны были сдавать государству, чтобы получить первичный продукт — дешевую еду.
Нефть тоже закончилась, поэтому почти весь транспорт был переоборудован в паровой (на дровах). И только у людей повышенных потребностей остался бензиновые автомобили.
Произошло полное сращивание партии и спецслужб. Так же в новой системе оказалась востребованной церковь, которую возглавил Отец Звездоний. Люди уже не крестились, а звездились.
В конце романа у Войновича происходит обратная революция. В Россию возвращается император на белом коне. Против него высланы войска, но все солдаты складывают оружие и переходят на сторону противника, ибо в душе все они давно ненавидели существующий строй и ждали когда ему наступит конец.
Царь вместо наук вводит обязательное изучение закона Божьего и повелевает мужчинам носить бороды. А генерал гос.безопасности, быстренько переименовывается из Дзержина Гавриловича в Дружина Гавриловича и остаётся при своей должности.
Вообще, это было бы смешно, если бы не было так печально. Хотя, нужно признать, сатира Войновича очень хлёсткая.
Советское гражданство Войновичу вернул Горбачёв и даже дал квартиру, лучше прежней, отобранной Брежневым.
И стал снова Владимир Войнович рукопожатным человеком в нашем отечестве. Вот только вскоре снова начал критиковать власть. Всё ему не так — и царь неправильный, и коммунизм нехороший и демократия с капитализмом его тоже не устраивает. Бывают же такие люди!
Ещё по теме:
Джордж Оруэлл «1984»
Олдос Хаксли «Прекрасный новый мир»
Иван Ефремов «Туманность Андромеды»
Братья — физик и лирик, писавшие в СССР крутую фантастику