Черная дата 04.10.2001… Рейс SBI1812… Борт RA-85693…
Время летит очень быстро, прошло уже двадцать лет! Сменилось целое поколение… Люди стали другими, более деловыми, мобильными, вечно занятыми, с ворохом задач, планов, проектов. Двадцать лет назад все было несколько иначе. Цели и задачи, разумеется, тоже были, но действия были более плавными, что ли, более спокойными и менее нервозными. Сказать, что люди были проще? Нет. Они были даже, в чем-то, сложнее, более вдумчивы, более ответственны, более решительны…
Одним из таких людей был мой друг, мой наставник, очень грамотный инженер и просто хороший человек – Сергей Лебединский. Он, вместе с Костей Щербаковым, моим хорошим товарищем, отличным авиатехником, летел, тем самым, злополучным рейсом. Они были в составе технического экипажа, выполняли техническое обслуживание самолета в Тель-Авиве, после посадки в аэропорту, и готовили воздушное судно к вылету в Новосибирск, но до дома они, как и все остальные, не долетели…
Из материалов Википедии:
4 октября 2001 года. Авиалайнер Ту-154М авиакомпании «Сибирь» выполнял плановый рейс SBI1812 по маршруту Тель-Авив—Новосибирск, но через 1 час и 45 минут после взлёта рухнул в Чёрное море. Погибли все находившиеся на его борту 78 человек — 66 пассажиров и 12 членов экипажа.
Хронология событий
3 октября 2001 года около 18:35 борт RA-85693 совершил рейс SBI1811 по маршруту Новосибирск—Сочи—Тель-Авив и обратно в Новосибирск. На пути в Израиль посадка в Сочи выполнялась с целью дозаправки топливом. В аэропорту Сочи в баки самолёта было залито топливо из расчёта на выполнение и обратного рейса.
Рейс SBI1812 вылетел из аэропорта имени Давида Бен-Гуриона в 08:00 UTC (10:00 по израильскому времени). В 09:39 UTC самолёт вошёл в зону ответственности № 7 Северо-Кавказского центра автоматизированного управления воздушным движением (СКЦ АУВД) «Стрела», и экипаж сообщил диспетчеру о пролёте пункта обязательных донесений ODIRA. Полёт осуществлялся на высоте 11 100 метров в пределах международной воздушной трассы Б-145, на которую не распространялись какие-либо ограничения, в том числе временные, действовавшие на период проведения учений вооружённых сил противовоздушной обороны Украины.
4 октября 2001 года украинские военные совместно с Черноморским флотом ВМФ России проводили учения, в рамках которых осуществляли стрельбы на 31-м исследовательском центре Черноморского флота России на мысе Опук (Крым). За ходом учений наблюдали делегации семи государств.
В ходе учений 4 октября 2001 года в 09:41:20 UTC (13:41:20 MSK) первым дивизионом 96-й зенитной ракетной бригады войск ПВО Украины был осуществлён пуск ракеты 5В28 зенитно-ракетного комплекса С-200В.
Целью пуска было поражение мишени Ту-143 «Рейс», которая летела в 26—28 км от точки старта ракеты 5В28. В это же время с теми же курсовыми координатами, в том же направлении, только на дальности в 260 км, летел самолёт Ту-154.
Ракета 5В28 преодолела расстояние до Ту-154 за 220 секунд. Практически всё это время она наводилась на этот самолёт. Ракета настигла самолёт на высоте 11,1 км и взорвалась. Тысячи осколков изрешетили Ту-154, после чего он рухнул в море.
В 09:45 UTC (13:45 MSK) магнитофон СКЦ АУВД «Стрела» зафиксировал звуковой сигнал, соответствующий выходу экипажа на внешнюю связь, сопровождавшийся криком человека. В дальнейшем в течение 45 секунд было зафиксировано ещё несколько сигналов от нажатия членами экипажа кнопки бортовой УКВ-радиостанции с последующими шумами и криками членов экипажа (в том числе обрывок фразы: …куда попала(о)…), свидетельствовавшими о внезапном возникновении на борту самолёта аварийной ситуации. Практически одновременно метка самолёта исчезла с экранов радаров. Лайнер в это время находился на высоте 11 000 метров примерно в 200 километрах юго-западнее Сочи. В это же время экипажем находящегося в том же районе самолёта Ан-24 авиакомпании Armavia было доложено о зафиксированной вспышке над ним.
Так оборвались жизни, мысли и мечты…
Вечная память!