Однажды Георгия Константиновича Жукова спросили, какие из песен военных лет особенно пришлись ему по душе? Прославленный маршал не замедлил с ответом. В числе трех любимых мелодий он назвал проникновенную балладу «Дороги»:
Эх, дороги…
Пыль да туман,
Холода, тревоги,
Да степной бурьян…
Автор этих строк, поэт Лев Иванович Ошанин, родился в 1912 году в г. Рыбинске в семье наследных дворян. По родословным «сказкам» род Ошаниных берет начало от некого Стени (Стефано), выехавшего из «Венецианской земли» на Русь, и принявшего крещение под именем Фёдора.
С 14 века предки поэта входили в ближний круг князей Ростовских, при Иване Грозном воевали в Ливонии, при Петре I сражались в рядах лейб-гвардии…
Судьба Льва Ошанина складывалась трудно, а зачастую трагично. В 1930-х о дворянском происхождении молодого поэта стало известно органам НКВД. Страшное кольцо сжималось все теснее: на работе запрашивали справки, сведения о родственниках.
К счастью, в окружении Льва Ивановича не оказалось подлецов. Никто из близких не согласился написать ложный донос. Однако друзья настоятельно советовали поэту покинуть Москву. Трудовую биографию он продолжил на строительстве комбината в заполярном Хибиногорске.
С первых дней Великой Отечественной войны Ошанин стремился попасть на фронт. Но все его заявления отклонялись из-за плохого зрения. Стать военным корреспондентом Льву Ивановичу удалось лишь в 1944 году - после вступления в Союз советских писателей. Этот шаг ему помог осуществить Леонид Пастернак.
Но главное, вехи к тому времени сменились. Сам Сталин вспомнил о доблести русских полководцев с дворянскими титулами. В честь Александра Невского, Суворова, Нахимова и Ушакова были учреждены ордена и медали.
Роду Ошаниных посвящен ряд исторических исследований. На старых фото предстают предки поэта: статские советники с орденскими лентами, ученые, военные, врачи, агрономы... Вместе они создавали державу, неподвластную устремлениям врагов - от конницы Радзивила до черных танков Клейста.
И совершенно иной смысл вне жестких идеологических рамок обретают строки Льва Ошанина из «Тревожной молодости»:
Забота у нас простая,
Забота наша такая:
Жила бы страна родная,
И нету других забот!
Песни на стихи Ошанина стали национальным достоянием. Они и сегодня звучат в эфире: «Ехал я из Берлина», «Пусть всегда будет солнце», «Бирюсинка», «А у нас во дворе» …
Среди них есть песня великая, всенародная. С большой силой отразились в ней мысли, судьбы и чаяния нескольких поколений наших соотечественников:
Издалека долго
Течет река Волга,
Течет река Волга –
Конца и края нет…