Найти в Дзене
Справочник кинопижона

Как не стать вторым Тарантино: обзор "карьеры" Ричарда Келли

Оглавление

Представьте альтернативную реальность, в которой молодой и талантливый сценарист и режиссер снимает "Бешеных псов", которые становятся мировой сенсацией. Затем он пишет сценарий для фильма Тони Скотта, который на момент выхода пользуется не самой большой популярностью, но с годами обретает по-настоящему культовый статус. Затем он снимает "Криминальное чтиво"... Но в этот момент альтернативные реальности расходятся, и вместо триумфа на Каннском кинофестивале режиссер получает лучи ненависти от критиков. Затем полтора года он перерабатывает свой шедевр и наконец выпускает его, но репутация у фильма уже строго отрицательная и следует закономерный провал. С годами у этого кино появляются поклонники, но ситуацию это переломить уже не может. Чтобы отойти от провала "альтернативный Квентин" снимает экранизация чужого материала ("Джеки Браун"). И на этом месте его карьера "бесславно" заканчивается.

Представили? Так вот в нашей реальности всё это произошло с другим талантливым вундеркиндом Ричардом Келли, чей "Донни Дарко" стал главным инди-хитом начала 2000-х, но затем были несправедливо низвергнутые "Сказки юга", за которыми последовала конъюнктурная "Посылка". Кинокарьера Ричарда Келли - одна из самых больших упущенных возможностей американского арт-мейнстрима последних 20 лет. Будем честны, до Квентина Келли сильно не дотягивает, но сложись все немного иначе со "Сказками Юга", сейчас в Голливуде мог работать еще один режиссер калибра Ричарда Линклейтера или Райана Джонсона.

О трех фильмах Ричарда Келли

Донни Дарко (Donnie Darko), 2001

Скромный пример энигматического кино, запустившей в кинематографе моду на 80-е. Чрезмерная популярность сыграла с "Донни Дарко" не самую лучшую вещь - сейчас в киноманско-синефильских кругах к фильму принято относиться скорее пренебрежительно, чего он конечно не заслуживает. Чем хорош "Донни Дарко"? Это близкий к герметичному совершенству фильм-загадка, кинопаззл, который может собран практически любым человеком, даже не причастным к чуду кинематографа. В эпоху тотального упрощения всего и вся начинаешь ценить подобные вещи даже больше, чем 20 лет назад.

Сказки юга (Southland Tales), 2006

-2

Гораздо более сложный, амбициозный и, как выяснилось, на момент выхода практически никому не нужный фильм. Тот случай, когда у каннской публике сработал стадный рефлекс. Объяснить иначе подобный отрицательный прием действительно трудно. Да, кино далеко не для всех, но "не для всех" никогда не означало "ни для кого", а работа критиков на фестивалях и заключается в поисках скрытых жемчужин... "Сказки юга" - сложносконструированный апокалиптический мюзикл о распаде американской массовой культуры. В литературе в 90-е такую фантасмагорическую антиутопию создал в своей "Бесконечной шутке" Дэвид Фостер Уоллес - тоже крайне неоднозначном произведении, способном одновременно бесить и восхищать. Но если литературный мир США 90-х был готов принять такое, то киномир 2000-х оказался на порядок более зашоренным и консервативным.

Посылка (The Box), 2009

-3

"Джеки Браун" Ричарда Келли. Экранизация НФ-рассказа Ричарда Мэтисона получилась неплохим, но проходным фильмом, напоминающим длинный эпизод из "Сумеречной зоны". К слову, о последней: за прошедшие с премьеры "Посылки" 12 лет Ричард Келли так и не смог найти финансирование для нового фильма, хотя приблизительно раз в 2 года появляется в новостях, анонсирую работу над новым проектом. Одним из последних таких сообщений стали новости о готовящемся биопике создателя "Сумеречной зоны" Рода Серлинга. Но верится в это слабо.