Олегу 12 лет. Он приближается к подростковой фазе, хотя все еще ребенок. Отношения папы и мамы ухудшаются, мама все больше погружается в работу и сына, а отец все больше погружается в себя, уходя на третий план. Ему по-прежнему нравится обучать сына простым мирским вещам, устанавливать простые правила, но чем дальше идет время, тем меньше интереса это вызывает.
Почему мужчинам тяжело живется в России (часть 6)
Причин тому несколько. Он не нужен жене, либо занят работой, либо не реализуется и там, поэтому смысла в ребенке не видит. Добавьте к этому активную материнскую позицию. Мама Олега в этом возрасте особенно рьяно защищает сын от рискованных действий, пресекает любопытство сына и не противится его активностям. Отец же, наоборот, пытается развивать в сыне это любопытство. Две силы сталкиваются. Мужчина по привычке уступает. Олег растет без мужской дисциплины. Единственное, что он видит — это мать, которая безуспешно пытается влить в него порядок, и отца, который, являясь примером для подражания, сидит за компьютером или читает книжки.
Компьютерные игры и эскапизм
Олег тоже начинает сидеть за компьютером, его увлекают игрушки – он любит пострелять монстров в новом Думе, построить новый замок в Майнкрафте или победит в PUBG. Он сутулится, играет до вечера, а уроки так и не сделаны. Мать тревожится и злится, приходит и просит, чтобы сын прекратил играть и занялся какими-то полезными делами. Но Олег кричит «да-да, сейчас», а сам продолжает увлеченно шинковать онлайн-монстров.
Мать идет жаловаться отцу. Отец недовольно отвлекается от своего компьютера и начинает ворчать на сына, чтобы тот закончил играть. Сын снова говорит «да-да, сейчас», и продолжает играть. Отец злится и сетует, что сын совсем отбился от рук, называет его ленивым бездельником, и повышает голос. Олег нехотя вылазит из-за компьютера, но на следующий день всё повторяется.
Отец проводит с сыном беседу, рассказывает, почему играть нехорошо и почему важно учиться. Пускается в пространные рассуждения про то, как он в годы сына учился на один пятерки, но потом сам садится за компьютер и читает новости, потому что хочет сбежать подальше от проблем и нелюбимой жены. Олег не дурак и понимает, что пора бы ему тоже посидеть за этим чудесным устройством, чтобы сбежать от нелюбимой учебы в школе и подростковых проблем типа прыщей.
Ребенок – не взрослый, для него не существует будущего дальше, чем на 1 неделю. Год? Два? 10 лет? Это просто слова. Олег не понимает, что ему скоро учиться в университете, не понимает, что ему нужно будет зарабатывать деньги, не понимает, что без дисциплины он не протянет. Он физически и психологически не способен это понять. К сожалению, отец Олега тоже этого не понимает.
Глава семейства устал, ему хочется отдохнуть, а сын требует внимания и воспитания. Отец мечтает, чтобы сын сам догадался, как же важно учиться, ведь это так очевидно. Вместо того, чтобы установить простые правила, например, потребовать от сына делать уроки до 18.00, иначе компьютера не будет, отец занят своими делами, а когда Олег опять сидит до полуночи, папа приходит и орет на него. Вместо того, чтобы показать сыну, что такое армия и что его ждет, если он не будет учиться – например, заставить его просыпаться в 6 утра по команде, бегать по 20 километров (ну ладно, 2 км для ребенка), он просто пытается его запугать.
Но кто учит жизни по рассказам? Это же нелепо. Жизни учатся на практике. Пока Олег не прочувствует на себе, что такое армия, что такое деньги, что такое взрослая жизнь, ему будет тотально плевать на всё это. Он видит одно: игры его радуют. Компьютер его радует. Учеба – не радует. Вывод очевиден.
Система, которая не смогла
Задача отца уже в этом возрасте начать выстраивать систему правил, которые здесь и сейчас покажут ребенку, что его ждет, если он не будет дисциплинирован. Здесь и сейчас получать награды и штрафы. Сделал уроки? Можешь играть. Получил пятерки? Получи 100 рублей. Можешь потратить их как хочешь. Ребенок начинает видеть связь, что учеба — это хорошо. Уроки – это хорошо. Надо учиться и слушать отца, тогда все получится.
Но у отца есть только неадекватная мечта, что сын сам обо всем догадается. Разумеется, он ведет себя так, потому что у него тоже нет системы и правил. Откуда он возьмет знания для обучения Олега, если сам не понимает, как воспитывать? Дед Олега, отец его отца, вел себя точно также. Поэтому папа Олега может использовать только тот инструмент, который лежит на поверхности – крики и физическую силу. Пока сын маленький, на него можно орать и можно ставить в угол. Так сын подчиняется, но по-прежнему не понимает, к чему это все нужно. Но чем больше проходит времени, тем больше вопросов возникает у сына, какой к черту в этом смысл?
Олегу 15 лет. Он в активной фазе пубертата. Ростом уже догнал и перегнал отца, 177 см против 173. У него сломался голос и появилось свое мнение. У него подрубились гормоны, которые превратили подростка в буйную личность, не любящую правила. Буйная личность – это конечно упрощение. Я не имею в виду, что сын начинает всё ломать и крушить. Он лишь крайне активно сопротивляется всем командам родителей, ведь начинает понимать, что они так много не знают о жизни.
Зачем учиться в школе, если сейчас половина ребят зарабатывают на блоггинге? Зачем нужен университет, если разные успешные личности его бросают и так зарабатывают деньги с помощью компьютерных технологий? Чем больше Олег изучает мир (спасибо Интернету), тем больше у него в голове появляется «вредоносных мыслей», разрушающих авторитет отца, который и так был в шатком положении.
Олег смотрит на папу и задает себе вопросы. Чего он добился? Толстый. Слабый. Уткнувшийся в компьютер философ, который не видел жизни. Возможно – алкоголик, который разочаровался в себе и других. Ради чего его слушать? О каком таком будущем папа рассказывает – как у него? Олегу не нужно такое будущее.
Отец начинает понемногу бояться сына. Тот становится агрессивней, неуправляемей, перегнал папу по росту и начинает набирать вес. Вспышки ярости происходят все чаще. Отец требует к себе уважения и подчинения, ведь все-таки он тут главный. Олег усмехается про себя:
«Какой ты главный» — , думает он. — «Мама решает все, ты не богач, ты не сильный, ты пьешь и не можешь перестать. За что мне тебя уважать?»
Возможно, вы читаете эти строки и думаете: «ну нет, у меня не так. Я всегда уважал своего отца. Он был силен». Это здорово. Есть много хороших и талантливых отцов, которые стараются заботиться о своей семье. Но, тем не менее, и они в общих чертах повторяют путь папы Олега, даже если зарабатывают деньги и не пьют. В первую очередь – своим равнодушием и нежеланием системно заниматься воспитанием детей. Особенно сыновей.
Вернемся к Олегу. Вслух он не противится отцу, но начинает все более активно саботировать его правила. Сидит ночью за компьютером, черте как делает уроки, ругается с сестрой, не моет посуду. Ему лень, ему неохота, и самое главное – ему незачем. Он не понимает, к каким последствиям это приведет в будущем, а здесь и сейчас ничего страшного не происходит.
Система, которая и так была бледным призраком, исчезает окончательно. Сын делает что хочет, живет по своим правилам, иногда подчиняясь отцу, который выходит из себя от злости и орет на сына, чтобы тот учился. Мать плачет, но тоже уже не знает, что делать.
Разочарованные друг в друге
Отец разочаровывается в ребенке, но чтобы сохранить достоинство, утверждает, что Олег просто генетически был предрасположен к проблемам. Он, отец, сделал все правильно. Он вложил все в воспитание сына, но, не получилось. Мерзкое зрелище, но распространенное. Есть одна фраза, которая хорошо показывает эту ситуацию – «у победы тысяча отцов. А поражение всегда сирота». Заменим сироту на генетику и получится, что если сын вырос прекрасным и талантливым мужчиной, то это заслуга папы. А если нет – то неудачный набор генов, случай, не фортануло.
Еще один удобный вариант – обвинить мать в том, что она не позволила воспитывать сына. Сказать, что она максимально активно вмешивалась и запрещала ему, главе семейства, прививать дисциплину Олегу. В каком-то смысле это правда, к сожалению, и вы убедились в этом в прошлой главе. Конфликты отца и матери только усиливаются, ведь мать грудью встает на защиту ребенка, которого, по её мнению, нельзя ругать, наказывать и уж тем более нельзя лишать всех благ.
Опять же, повторюсь, что в разных семьях бывает по-разному, но генеральная линия похожа – мама против наказаний, ведь она мама. А отцу не хватает жесткости и силы настоять на своем, поэтому он просто винит во всем жену. К сожалению, это путь в никуда. Влияние отца огромно, это широчайший пласт указаний, принципов, советов, образов, примеров, который оказывает неизгладимое влияние на ребенка. Отец должен быть героем, примером для подражания, самым могущественным и сильным человеком для любого ребенка, и тем более для сына. Потому что сын, вырастая, впитывает этот пример в себя и сам становится таким человеком. В идеале. В реальности наш Олег впитывает угрюмость, отстраненность и коротание часов за компьютером.
Еще одной проблемой и провалом отца является демонстрация холодных, отстраненных и не заботливых отношений со своей супругой. Они не целуют друг друга, не помогают, не запираются в комнате подальше от чужих глаз, не дарят друг другу подарки, не смотрят друг на друга полными любви глазами.
Всё, что видит Олег – это двух взрослых людей, которые сосуществуют под одной крышей, иногда ругаются и мирятся, но не заботятся друг о друге. Пока отношения еще более-менее дружеские, мама старается поддерживать спокойные отношения с папой, приходит первая мириться, ласково называет мужа «бездельник» или «лентяй», и смеется над его шутками.
Этот сценарий впитывает и сын. К счастью, ему помогают гормоны и девочки в принципе ему нравятся. О, эти таинственные загадочные существа. К ним так и манит. Но как за ними ухаживать? Как о них заботиться? Как показать свой интерес? Он не знает. У него не было успешного примера.
Окочание про отцов следует.
Почему мужчинам тяжело живется в России (часть 8)
Павел Домрачев